Женский стиль менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

С тех пор как понятие «Основные права и свободы человека и гражданина» вошло в нашу повседневную жизнь, женщина-руководитель стала вполне привычным явлением для сознания среднестатистического россиянина. Вместе с появлением женщины в кресле начальника появился и термин «женский стиль руководства». Бытует мнение, что вне зависимости от пола руководителю необходимо обладать определенными чертами характера. Например, что женщине, чтобы соответствовать существующему стереотипу настоящего руководителя, необходимо развивать в себе некоторые так называемые мужские черты.

Содержание

Введение 3
I. Характерные черты и особенности женского менеджмента 8
1.1. Гендерные различия в управлении 8
1.2. В чем отличие мужского и женского стиля руководства 11
1.3. Восприятие руководителя мужчинами и женщинами 15
II. Секрет успешной Женщины 20
2.1. Особенности женского мышления 20
2.2. Как женщине стать руководителем 25
III. Формирование деловой женщины 31
3.1. Женщина-руководитель на работе и дома 31
3.2. Быть или не быть? 34
Заключение 39
Список литературы 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 76.82 Кб (Скачать документ)

     Остается  актуальной задача по созданию благоприятных  условий, способствующих эффективному совмещению материнской функции  с профессиональной, с тем чтобы женщина имела возможность свободного выбора жизненного поведения.

     В успешном проведении гендерной политики важная роль отводится просветительской работе. Особую актуальность приобретает  введение гендерно ориентированного образования - включение гендерных курсов в  тематические планы образовательных  учреждений всех ступеней, а также  в программы курсов повышения  квалификации руководителей всех рангов и специалистов.

     Задача  выдвижения женщин на высшие государственные  должности требует целенаправленной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

     Как позитивную следует отметить практику Академии государственной службы при  Президенте Российской Федерации, где  введены определенные спецкурсы  по проблемам женщин на государственной  службе, подготовке женщин-лидеров, организуются различные международные женские  симпозиумы, конференции, проблемные "круглые  столы".[4]

     Гендерные проблемы в управлении не являются новыми для нашей страны. Государство  занималось ими при проведении текущей  и перспективной социальной политики. Однако в текущем столетии вызовы времени требуют повышенного внимания к этой стороне государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития России и каждого из ее регионов.

     Сегодня сфера управления достаточно феминизирована. В органах законодательной власти доля женщин, замещающих государственные  должности, составляет 56%, в органах  судебной власти и прокуратуры - 68%, в органах исполнительной власти - 72%.[8]

     Однако  высокий удельный вес женщин, замещающих государственные должности, по сравнению  с мужчинами, не обеспечивает им соответствующего представительства на должностях, имеющих  влияние на принятие решений. Женщины  не имеют реальной возможности в  полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия  их собственной жизни, так и будущее  страны.

     Невелико  также влияние женщин на экономическое  развитие страны. Представительство  женщин в предпринимательской и  банковско-финансовой элите также  незначительно. Чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. Среди  владельцев мелких и средних предприятий  женщин больше - около 25-30%.

     Сегодня очевидно, что отстранение женщин от политического процесса, отсутствие полноправного и паритетного  участия женщин в принятии решений  не позволяет находить эффективные  пути решения общественных проблем, учитывать женский социальный опыт, умение согласовывать разные интересы. Гендерный дисбаланс властных структур негативно сказывается на качестве принимаемых законов. Так, экономическое  законодательство, создаваемое российским парламентом, - налоговое, таможенное, кредитно-денежное - в основном ориентировано  на создание более благоприятных  условий для "мужских" отраслей экономики, чем для "женских" отраслей. Между тем, женщины со своим особым социальным опытом способны сбалансировать власть, сделать ее более современной.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. В чем отличие мужского и женского стиля  руководства?
 

     В профессиональной сфере между мужчинами  и женщинами гораздо больше общего, чем различий. Но существуют и принципиальные различия в стиле мужского и женского руководства.

     Мир изменился, во многих отраслях жесткое  иерархическое управление оказывается  менее эффективным по сравнению  с управлением, построенным на влиянии, убеждении и мотивации.

     В отличие от мужчин-руководителей, которые  пытаются любую структуру выстроить  в виде вертикальной властной пирамиды, женщины предпочитают более тонкие инструменты управления, построенные  на внимании к личности. Иными словами, в терминах социологии женщины управляют  при помощи инструментов влияния, основанных на горизонтальных связях (убеждение  и мотивация), а мужчины — на основе инструментов власти (принуждение  и иерархия). Именно поэтому мальчики постоянно соревнуются, а девочки  договариваются, пытаются решить задачу, мотивируя исполнителей на личностном уровне.

     Управление, построенное на основе влияния, может  привести к некоторой анархии. Женщины-руководители часто не могут эффективно выстроить  отношения с мужчинами-подчиненными.

     Многие  мужчины, привыкшие к иерархическим  отношениям власти «начальник — подчиненный», считают проявлением слабости попытку  руководителя-женщины управлять  в системе партнерского взаимодействия. Что касается управления женщинами, привыкшими к мужскому стилю начальствования, то появление женщины-руководителя часто влечет за собою расцвет  интриг и подсиживания.

     Считается что, женщина не способна качественно  управлять в иерархической системе, она будет делать это хуже мужчины-руководителя. Но условия бизнеса в наши дни  меняются все чаще и чаще, компании вынуждены делать организационные структуры все более адаптивными и руководить сотрудниками приходится с помощью не властных, а мотивационных инструментов, поэтому будет расти востребованность женщин-руководителей.

     Считается, что женщине, чтобы эффективно руководить, нужны два качества — мужской  склад ума и стервозность.

     По  поводу мужского склада ума у женщин — это еще один миф. Нет женщин с мужским складом ума. То, что  называют мужским складом ума, —  логика, жесткость, прямолинейность  — присуще обоим полам. Просто мужчины спокойно воспринимают эти  качества в себе подобных, а женщин, применяющих их в управлении, называют стервами.

     На  самом деле качество управления зависит  от интеллекта, интуиции, логики, способности  работать с людьми, а эти качества свойственны как мужчинам, так  и женщинам.

     Когда женщина-руководитель проявляет жесткость  и требовательность, необходимую  для выполнения какой-либо работы в  срок, на эмоциональном уровне подчиненными это может восприниматься как  проявление «неженских качеств», так  как от женщины (и в том числе  от женщины-руководителя) исторически  ожидают мягкости и уступчивости. Мужчинам часто прощают крики  и разносы, женщинам-руководителям  такого типа поведения не прощают  никогда.

     Считается, что женщины топ-менеджеры уделяют  меньше внимания главному, больше мелочам, меньше содержанию и больше форме, делают меньший акцент на перспективу, больший  на текущие проблемы, уделяют меньше внимания производству денег, чем их сохранению. Мужчины топ-менеджеры, соответственно, наоборот. Сейчас обществу, скорее всего, придется ломать укоренившиеся  стереотипы в отношении женщины-руководителя.

     Представление о том, что женщина в бизнесе  – это, прежде всего, представительница  слабого пола со своими уловками, стилем поведения, мягкостью, терпимостью  и пр., тоже является заблуждением.

     Типичным  стереотипом является мнение о том, что женщины-руководители часто  вынужденно попадают под влияние  своих подчиненных-мужчин в вопросах будущего компании, ее стратегии. Стратегическое мышление – это не исключительно  мужская прерогатива. В основе подобного  заблуждения лежит мнение о том, что стратегия требует в большей  степени рационального подхода, а не интуиции. Хотя практика показывает, что все просчитать и загнать  в рациональные математические рамки  невозможно. Именно интуиция позволяет  формировать творческие линии поведения  в среде бизнеса. И успешная стратегия  – это скорее предвидение. А когда  говорят о предвидении, то очень часто вспоминают о женщине.

     Возможно, женщина по своей природе более  мудра и адаптивна, чем мужчина. Это создает некий стиль или, скажем, иллюзию стиля. И здесь  нельзя делать обобщения, но в среднем  это, наверное, так. Жизнь состоит  из компромиссов и полутонов, и самое  главное – их увидеть и осознать. Когда ты видишь, осознаешь и чувствуешь, в этом как раз и заключается мудрость менеджмента.

     Еще одно распространенное заблуждение  состоит в том, что женщины-руководители при принятии решений используют в большей степени понимание, мягкость и любовь. Мужчины же являются сторонниками отстраненной экспертной оценки.

         Свыше 50% опрошенных мужчин-менеджеров, работающих под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления. Более 40% опрошенных менеджеров-мужчин к числу недостатков женского менеджмента относят его жесткость, а совсем не мягкость, как это принято считать. Правомерность подобных оценок, вполне вероятно, имеет под собой некоторые основания, что особенно отчетливо видно при анализе восприятия женщин-руководителей менеджерами и персоналом предприятий.

     Психологи говорят, что женщина топ-менеджер выстраивает более осторожные отношения  со своими партнерами по бизнесу, избегая слишком рискованных стратегий. Однако это вовсе не означает, что женщина не умеет рисковать. Те же исследования показали, что и мужчины, и женщины руководители практически одинаково оценивают собственные способности к принятию рискованных решений.[1]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Восприятие  руководителя мужчинами  и женщинами
 

     У каждого человека своё индивидуальное восприятие конкретного руководителя. Но многие мнения в сумме создают  обобщенный образ руководителя того и другого пола со своим набором  качеств.  
На первое место мужчины в женщине-руководителе ставят женственность, хорошую внешность, обаяние. Мужчинам не нравится в женщине вообще и в женщине-руководителе неряшливость, неопрятность, безвкусица в одежде, безмерная косметика и украшения.

     Вторая  группа наиболее ценимых качеств  у женщины-руководителя – компетентность (знание дела) и деловитость. Под  деловитостью понимаются целеустремленность, практичность, организованность, доведение  начатого до конца, единство слова и  дела, точность, обязательность и работоспособность.

     Мужчины с различными оговорками оценивают  деловитость женщин-руководителей. Если сухость, лаконичность и даже жесткость  делового общения считается более  или менее нормальным у руководителей-мужчин, то аналогичное со стороны женщины  воспринимается ими как чёрствость. Женщинам же от начальницы нужна мягко-душевная, милосердная деловитость, лишенная металлических конструкций и  звучаний.

     Если  обобщить мнения мужчин и женщин, то женский стиль руководства выступает  как сочетание таких неоднородных качеств, как доброта и строгость, женственность и деловитость, спокойствие  и требовательность, мягкость и воля.

     Специфика мужской и женской деловитости  накладывает отпечаток на взаимоотношения  с работниками. От руководителя-мужчины  ждут решения вопросов при их понимании, а от руководителя-женщины – сначала  понимания, а затем и решения.

     Третья  группа качеств – умение общаться с людьми.  
Представители сильного пола терпеть не могут, когда руководитель-женщина, копируя далеко не лучшие "образчики", грубит, кричит, стучит кулаком по столу, бранится. Самое приемлемое – оставаться собой, не терять то хорошее, что дано природой.

     Особое  качество руководителей-женщин – эмоциональность. Мужчины понимают, что без эмоций нет женщины. Но чисто эмоциональные  методы руководства они не воспринимают или "воспринимают" с резкими  оценками.

     И еще одно из отмеченных качеств. В  представлении женщин (в большей  степени, чем у мужчин) руководитель наделен властью и, следовательно, обязан решать соответствующий круг вопросов.

     Следует отметить, что оценки женщин применительно  к руководителю-женщине имеют  свою женскую специфику, окраску.

     Их  также привлекают женственность, обаяние, хороший внешний вид. Причём женщинам свойственно видеть технологию и  финансовую сторону создания привлекательности, отмечать индивидуально-выигрышные и  проигрышные моменты. Если руководитель-женщина  внешне опускается, то мужчины лишь констатируют сей факт. Женщины же стараются понять, почему это произошло, ищут причины. Женщины-подчиненные  высоко ценят в руководителе-женщине  умение общаться с людьми и умение создавать дружный, сплоченный коллектив.

     Руководитель, умеющий общаться с людьми, вовсе  не похож на доброго дядюшку или  мягкосердечную тётушку. Он может быть и жёстким, и требовательным, и  резким. И подчиненные не считают, что общительность, внимательность, корректность – лишь приём для  обеспечения дешевого авторитета.

Информация о работе Женский стиль менеджмента