Жизненный цикл товара и маркетинговые стратегии предприятия на различных стадиях жизненного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является фирма «Nokia». Предметом данной курсовой работы является жизненный цикл товара.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности теории жизненного цикла товара;
- выявление этапов жизненного цикла товара;
- изучение кривой жизненного цикла товара;
- рассмотрение видов кривых жизненного цикла товара;
- выявление современных тенденций смены жизненного цикла товара (инновационный аспект).

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 45.11 Кб (Скачать документ)

-Стадия насыщения.

Эта стадия имеет  место, когда, несмотря на меры в фазе зрелости товара, рост объемов продаж не наступает и даже намечаются тенденции  их падения. Спрос создается в  основном за счет привлечения еще  на стадии зрелости продукта дополнительных клиентов благодаря проведению оптимальной  ценовой политики. Однако прибыльность производства продолжает сохраняться  из-за уменьшения расходов на производство (полное освоение технологии и снижение брака).

Стадия насыщения  фактически является стадией борьбы конкурентных товаров, Потребитель  не отдает предпочтение какому-то одному товару или производителю. Внесение каких-либо технологических изменений  для дополнительного стимулирования спроса на товар требует значительных усилий производителя. Дополнительные расходы необходимы на развитие рекламы  и стимулирование персонала. Растет себестоимость и снижается удельная прибыль. Удержать объем продажи  и прибыль на должном уровне в  целях стабилизации положения фирмы  становится все труднее из-за интенсивной  конкуренции.

В качестве маркетинговых  мероприятий для повышения объема продажи могут быть эффективны повышение  качества товара, совершенствование  сервисного обслуживания, активизация  рекламных средств, снижение цены. Финансовая цель фирмы сводится к сокращению затрат при уменьшении объема продаж, этой стадии ЖЦТ соответствуют лишь относящиеся к ней потребители -- обычные потребители, консерваторы и приверженцы марки (табл. 3)

Таблица 3. Характеристика потребителей по сегментам рынка

 

Сегмент рынка

Характеристика потребителей сегмента

 

Суперноваторы

Склонны к риску, эксперименту, обладают высоким социальным статусом Входят в высшую группу по доходам

 

Новаторы

Имеют сходные с суперноваторами  характеристики, но в меньшей степени  склонны к риску

 

Обычные потребители

Избегают риска Отсутствует  чувство лидерства Чаще являются жителями небольших городов или  сельских районов

 

Консерваторы

Осторожны, не любят изменений  Чаще являются представителями мал  о престижных профессий Входят в  группу с относительно низкими доходами

 

Суперконсерваторы

Относятся подчеркнуто отрицательно к любым изменениям Как правило, лишены творческого воображения  Могут принадлежать к слоям с  высокими и низкими доходами

 

Приверженцы марки

Склонны к «фирменному» образу жизни Как правило, обладают высокими доходами Чаще являются лицами старше 40 лет Готовы переплачивать за престижные товары

 
     

-Стадия спада.

Стадия спада -- завершающая стадия жизненного цикла  товара, характеризуется резким снижением  объемов продажи, а затем и  прибыли. Спад происходит как из-за устаревания товара, так и из-за изменений в технологии, смены  предпочтений и вкусов потребителей, а также из-за значительных успехов  конкурентов на рынке. Ассортимент  товара сокращается, производители  уходят с данного рыночного пространства, так как их каналы сбыта становятся неэффективными. В этих условиях фирма  может принять конкретные меры по продлению жизни товара, например; оставить производство данного товара без изменения, но осуществить интенсивную  рекламу; изменить упаковку; использовать такой фактор, как маневренность  цены, адаптировать существующую систему  сбыта; сократить затраты на производство и сбыт; организовать реализацию оставшегося  товара с целью получения всей оставшейся прибыли; изменить маркетинговую  концепцию; снять товар с производства и с реализации.

Как правило, фирмы  неохотно отказываются от производства и реализации устаревших товаров, так  как есть надежда на более благоприятную  экономическую ситуацию. Фирма может  не уходить с рынка, сократив расходы  на маркетинг, чтобы увеличить прибыль  при том же объеме продажи. Возможна передача устаревшего товара другой, например более мелкой, фирме, чтобы  получить часть прибыли и одновременно разработать новый товар. И все  же необходимо иметь в виду, что, несмотря на все старания фирмы, прибыльность от реализации устаревшего товара падает, наступает глубокий спад -- и товар  в конце концов снимается с  производства. В такой ситуации не помогут ни усиленная реклама, ни рост затрат на службу маркетинга. Для  предупреждения стадии спада в жизненном  цикле товара целесообразно увеличивать  продолжительность стадий роста, зрелости путем заблаговременного введения на рынок до момента его насыщения  одним товаром нового товара (рис. 2). Однако этот маневр доступен не каждому  производителю, так как устранение разрыва между циклами требует  проведения активной инновационной  и маркетинговой политики, наличия  соответствующих финансов и интеллектуального  потенциала сотрудников.

Продолжительность жизненного цикла колеблется достаточно сильно для разных товаров. Определенные резервы в удлинении жизненного цикла товара заложены в производстве и реализации не одного, а нескольких товаров. Причем эти товары могут  в различных сочетаниях располагаться  на различных рынках сбыта. Наиболее рациональными в этом случае являются решения по размещению на рынках сбыта  не одного, а совокупности товаров  с заранее запланированным сдвигом  стадий их жизненных циклов. Формирование такого продуктового портфеля компании позволяет ей осуществлять сбалансированную производственно-сбытовую деятельность, которая обеспечивает постоянное получение  прибыли и создает условия  для маневренного использования  капитала при осуществлении инновационной  деятельности.

 

 

 

1.3 Виды кривых  жизненного цикла товара

жизненный товар  реклама маркетинг

Наряду с типичным ЖЦТ на практике могут иметь место  особые случаи, когда форма кривой жизненного цикла недостаточно четко  отражает различные стадии внедрения  товара на рынок. Эти кривые различаются  как по продолжительности, так и  по форме проявления отдельных фаз.

Рис. 1 Рис. 5

Рис. 2 Рис. 6

 

Рис. 3 Рис. 7

Рис. 4 Рис. 8

Кривая бум (рис. 1) описывает очень популярный продукт  со стабильным сбытом на протяжении долгого  времени. Примером такого товара может  быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла  товара фирма производит товар и  получает прибыль длительное время.

Кривая увлечения (рис. 2). Она описывает товар с  быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера  такого товара можно привести некогда  модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.

Кривая продолжительного увлечения (рис. 3) описывает также  популярный товар, однако этот товар  по прежнему предпочитает часть потребителей.

Кривая сезонности (рис. 4). Кривая такого товара, который  хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром  может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое.

Кривая нового старта или ностальгии (рис. 5). Спрос  на этот товар падает, но через некоторое  время возобновляется. Примером может  быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны  в 70-х годах.

Кривая провала (рис. 6). Характеризует товар, который  почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.

Кривая новых  подъемов (рис. 7). Такую кривую имеют  товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова  увеличить сбыт. Таким товаром  являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это  все лучше и лучше за счет использования  новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).

Кривая неудачного выведения (рис. 8). Такую кривую имеют  товары, выведение на рынок которых  было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения  они получили большой успех.

Продолжительность всего жизненного цикла и его  отдельных стадий зависит от типа и вида товара. Однако общей тенденцией как для товаров широкого потребления, так и для товаров производственно-технического назначения является сокращение цикла  жизни товара, хотя средняя продолжительность  времени развития товара растет (рис. 9).

Рис. 9. Изменения  продолжительности жизни и продолжительности  развития товара

Глава 2. Управление жизненным циклом товара средствами маркетинга

2.1 Краткая характеристика  ООО «Мобильник»

Основатель компании ООО «Мобилник» - Николаев Алексей  Константинович. Основные банки выдающие кредиты - Внешторгбанк, Русьбанк, Росбанк, Азиатско - Тихоокеанский банк, Сбербанк. Наибольшей популярностью пользуются мобильные телефоны фирмы NOKIA

Nokia -- мировой лидер в области мобильных коммуникаций. Опираясь на богатый опыт, инновационные технологии и безопасные решения, компания стала ведущим поставщиком в области мобильных, фиксированных широкополосных и IP-сетей. Nokia уверенно возглавляет процесс совершенствования мобильных технологий, представляя на всех сегментах рынка обширную линейку своих продуктов, поддерживающих современные протоколы сотовой связи. Функциональность телефонов Nokia развивается от голосовых функций к функциям мультимедиа, работе с изображениями, развлечениям и бизнес-приложениям. Создаются новые рынки, открываются поистине безграничные возможности. Специалисты компании уверены, что развитие коммуникаций в современных условиях невозможно без дальнейшего совершенствования мобильности и доступности связи.

Компания Nokia, как  и любая другая компания имеет  в своем арсенале целый ряд  концептуальных моделей мобильных  телефонов, которые по задумке должны в будущем попасть в производство. Так вот компания Nokia решила пополнить  свой арсенал еще рядом концептуальных моделей, и попросила студентов  колледжа LondonCentralSaintMartinCollegeofArtandDesign разработать  концептуальные модели портативных  устройств для сотовых сетей  пятого поколения (5G). И вот что  получилось: первое место одержала концепт-модель от дизайна TamerNakisci. Именно такой стиль, по мнению Nokia, в будущем  будет главенствовать на рынке мобильных  устройств и средств связи. Конечно, глупо было бы утверждать, что новый  коммуникатор вскоре появится в магазинах, но, тем не менее, видение будущего коммуникаций финским производителем мобильников вполне очевидно.

Телефон использует жидкие элементы питания и полностью  лишен традиционной клавиатуры. Вместо этого предложено перейти на усовершенствованные  системы распознавания речи и  полностью сенсорному экрану. Коммуникатор можно сгибать как угодно и  даже носить на руке в виде браслета. При этом телефон будет оснащен  всеми функциями, присущим нынешним средствам связи, а также будет  поддерживать сервисы, которые ожидают  нас в грядущих 3G-сетях. Финляндская  компания намерена сделать мобильник  неотъемлемой частью жизни пользователей, позволяющим переключать телевизионные  каналы, смотреть ТВ и слушать музыку. Телефоны Nokia следующего поколения  дадут возможность более активного  пользоваться интернетом, включая, к  примеру, размещение фотографий, сделанных  при помощи телефона, на специальном  сайте компании. Начать выпуск таких  телефонов Nokia планирует уже к 2015 году.

2.2 Реклама как  возможная маркетинговая стратегия  предприятия

Все на свете рождается, растет и умирает. Реклама, неразрывно связанная с товаром, проходит весь этот путь вместе с ним. Реклама - это  одежда товара. Человеку в каждом возрасте рекомендуется свой стиль одежды, так и в определенном "возрасте" товару соответствуют определенные требования к рекламе. Существует понятие  жизненного цикла товара. Это понятие, безусловно, относится как к товарам  массового спроса, так и к товарам  производственного назначения. Несколько  лет назад в России в условиях тотального дефицита понятие жизненного цикла было несколько более условно, чем в странах с развитым товарным потенциалом. Однако, в зависимости  от стадии жизненного цикла, на которой  находится товар, рекламное сообщение  имеет свои особенности.

Стадия внедрения  товара влечет за собой большие расходы  на рекламу. Торговля может быть убыточна. На стадии внедрения, прежде всего, необходимо учитывать полную неосведомленность  покупателя о новом товаре. В рекламном  сообщении обязательно должны быть отражены: назначение, область применения, основные характеристики, название нового товара, с какого момента он поступил в продажу, где его можно приобрести. Возможны ссылки на аналогичный товар, ранее распространяемый на рынке, со сравнением характеристик или свойств  в пользу нового продукта. Проще  говоря, реклама на данном этапе  должна иметь осведомительный характер.

Стадия роста  сбыта товара характеризуется признанием товара покупателем и ростом спроса на него. Расходы на рекламу становятся стабильными, не превышают обычных  средних показателей фирмы. Основной упор в рекламном сообщении - на качестве и престижности товара, качестве обслуживания, сервисе. Иногда, целесообразно назвать  цифру продаж за какой-то период. Ранние модели телефонов, такие, как, например, Nokia N80, находятся сейчас на стадии роста. На начало 2008 года эта модель являлась флагманской моделью Nokia, одним из первых телефонов фирмы в форм-факторе  слайдера. Технические характеристики также впечатляли, да и сейчас далеко не каждый телефон сможет похвастаться такой техоснащенностью: трехмегапиксельная камера с фотовспышкой (только это  уже привлекало, да и привлекает к модели толпы поклонников), большой  экран с высоким разрешением, по качеству воспроизведения превосходящий  всех конкурентов, поддержка большинства  известных медиаформатов, а так  же наличие современной технологии доступа в Интернет Wi-Fi. Сейчас объем  продаж этой модели стремительными темпами  растет: мобильные телефоны играют в нашей жизни все большую  и большую роль, и каждому хочется  иметь ту модель, которая бы в  наибольшей степени удовлетворяла  всем его запросам.

Информация о работе Жизненный цикл товара и маркетинговые стратегии предприятия на различных стадиях жизненного цикла