Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:17, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и изучение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода.
Введение 3
1.Новая экскурсия для экскурсионной фирмы, бюро 6
1.1.Значение новой темы экскурсии 6
1.2.Технология подготовки новой экскурсии 7
1.3.Этапы подготовки новой экскурсии 10
2.Новая экскурсия обязательное условие профессионального развития экскурсовода 30
Выводы 34
Список литературы 35
Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Следует так организовать это дело, чтобы одни и те же объекты не кочевали из экскурсии в экскурсию. По возможности у каждой темы должны быть "свои" объекты. Разнообразие объектов дает возможность обеспечить правильное чередование впечатлений у экскурсантов, позволяет сохранить элемент новизны при изучении различных тем.
Если невозможно исключить тот или иной объект из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности (например, "Медный всадник" в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве и др.), которые показываются в ряде экскурсий (обзорной, исторической, литературной, искусствоведческой), то такой объект должен быть раскрыт особо. При его показе должны быть выявлены те характерные черты, которые не нашли отражение в экскурсиях на другие темы. При показе и рассказе таких объектов в зависимости от темы каждый раз должен быть использован иной материал. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре, как правило, не снижается.
В
практике подготовки экскурсий выработана
определенная методика оценки экскурсионных
объектов[16]. Применение этой методики
особенно важно в тех случаях,
когда создатели новой
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник "Тысячелетие России" в Новгороде, и др.).
Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е.О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм "Спас-на Крови" в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).
Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Петербурге).
Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение
объекта. При отборе объектов должны
учитываться расстояние до памятника,
удобство подъезда к нему, пригодность
дороги для автотранспорта, возможность
подвоза к объекту
Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.
В
экскурсию могут входить
В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам - книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.
Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий[12].
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1)
наименование объекта (
2)
историческое событие, с
3)
местонахождение объекта, его
почтовый адрес, на чьей
4)
описание памятника (подъезд к
нему, его автор, дата сооружения,
из каких материалов
5)
источник сведений о памятнике
(литература, где описан памятник
и события, связанные с ним,
архивные данные, устные предания,
основные печатные работы и
места хранения
6)
сохранность памятника (
7)
охрана памятника (на кого
8) в каких экскурсиях памятник используется;
9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
В
карточке на архитектурные, природные,
археологические объекты могут
быть включены и другие сведения. Например,
в карточку на памятник архитектуры
(здание) включаются сведения о наличии
скульптуры, изразцов, стенописи в
декоративном убранстве памятника
(снаружи, внутри), о типе и конструкции
здания, техническом состоянии его
(степени сохранности). Наличие карточек
на все экскурсионные объекты, расположенные
на территории данного края, ускоряет
разработку новых экскурсионных
тем, позволяет разнообразить
Составление маршрута экскурсии. Важным этапом разработки новой экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов[15].
Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.
Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
Объезд или обход маршрута экскурсии. Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.
Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.
Составление текста новой экскурсии. Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию.
Работа
над текстом позволяет
Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.
Обычный объем текста для автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для пешеходной[6].
Текст предваряет титульный лист с указанием названия краевого, областного (городского) совета по туризму и экскурсиям, экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.
Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.
Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.
Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.
Построение
экскурсии. Текст, как и методическая
разработка, должен отражать содержание
экскурсии. Ее восприятие как единого
целого достигается логикой
Каждая экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.
Вступление. Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.
Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. Вначале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.
Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.
Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.
Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.
Основная часть. Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.