Значение новой экскурсии для экскурсионной фирмы и для профессионального развития зкскурсовода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и изучение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода.

Содержание

Введение 3

1.Новая экскурсия для экскурсионной фирмы, бюро 6

1.1.Значение новой темы экскурсии 6

1.2.Технология подготовки новой экскурсии 7

1.3.Этапы подготовки новой экскурсии 10

2.Новая экскурсия обязательное условие профессионального развития экскурсовода 30

Выводы 34

Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 

     ЗНАЧЕНИЕ  НОВОЙ ЭКСКУРСИИ

     ДЛЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ФИРМЫ

     И ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСОВОДА

     направление-0705-туризм

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

     Оглавление 

     Введение 3

     1.Новая экскурсия для экскурсионной фирмы, бюро 6

     1.1.Значение  новой темы экскурсии 6

     1.2.Технология подготовки новой экскурсии 7

     1.3.Этапы подготовки новой экскурсии 10

     2.Новая экскурсия обязательное  условие профессионального развития экскурсовода 30

     Выводы 34

     Список литературы 35 

 

     

     Введение

 

     Актуальность  работы. Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.

     Поскольку экскурсия стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в  процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и  проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы  помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение  к теме экскурсии; дать экскурсии  свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие  события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

     На  основании сказанного неверным представляется утверждение о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется  экскурсоводом, тем не менее, в экскурсионном  процессе - работала серьезная и  сложная для обеих сторон - и  для экскурсовода, и для экскурсантов. Экскурсовод должен обладать достаточным  уровнем профессионального мастерства, чтобы экскурсант не заметил что данная экскурсия для него нова, и экскурсовод и сотрудники экскурсионной фирмы проделали большую работу  для разработки новой экскурсии. Экскурсия должна вестись плавно, интересно, экскурсанты должны внимать словам говорящего. Поэтому тема  значения, разработка новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода является довольно актуальной.

     Степень разработанности темы. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод, что данная тема очень актуальна, поэтому ее аспекты исследуются  многими авторами,  она достаточно раскрыта. Анализ данной темы представлен в работах Жаркова А. Д., Гейнике Н. А. , Галиченко И.М., Криворучко М.Г., Родина А. Ф., Соколовского Ю. Е. ,  основным источником для анализа все же являлись труды Эмельянова Б. В.

     Целью работы является рассмотрение и изучение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода.

     Методами  исследования при написании данной работы было изучение и анализ научной  литературы, обобщение проблем в  трактовке различными авторами.

     Цель  исследования обусловила постановку и  решение следующих задач:

     - - выяснить значение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы;

     - рассмотреть технологию подготовки  новой экскурсии;

     - изучить этапы подготовки новой экскурсии;

     - проанализировать значение новой  экскурсии как фактор профессионального  роста экскурсовода.

     Цель  и задачи работы логически обусловливают  ее структуру. Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

      1.Новая экскурсия для экскурсионной  фирмы, бюро

     1.1.Значение  новой темы экскурсии

 

     Разработка  новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности бюро путешествий и экскурсий, экскурсионных  бюро, экскурсионных фирм. Она свидетельствует  о глубине и эффективности  развития краеведения в городе или  области, уровне работы фирмы или  бюро с местным населением, гостями, учете интересов и запросов заинтересованных клиентов. С глубокого и всестороннего  изучения этих интересов и следует  начинать работу по разработке новых  тем.

     Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать  экскурсионную тему на определенную аудиторию.

     От  того, насколько глубоко изучен материал и методически правильно подготовлена экскурсия, зависит ее воспитательное и познавательное значение. Экскурсии  имеют громадное значение, но только в том случае, если они хорошо подготовлены, а не выражаются в  простом времяпрепровождении и  просто в увеселительной прогулке[6]. Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных  возможностей города, района, края, области.

     Считаем, что  количество разработанных новых  экскурсий в год также свидетельствует  о профессионализме людей и уровне экскурсионной фирмы работающих в данной туристической отрасли. И большое и малое количество разрабатываемых новых экскурсий  фирмой в год свидетельствует  о недостаточном, плохом, не высоком  уровне подготовки специалистов экскурсионного дела. С одной стороны малое  число новых тем  свидетельствует  о слабом профессиональном росте  специалистов, не умеющих создать  достаточное количество новых экскурсий, таким образом привлечь новых и заинтересовать старых клиентов. С другой- большое количество новых экскурсий может говорить о слабой разработке, недоизученности темы и вследствие низком уровне и интересе к таким экскурсиям.

     Разработка новых экскурсионных маршрутов, расширит поле деятельности экскурсионной фирмы и повысит её конкурентоспособность. Однообразные экскурсионные маршруты, экскурсионные объекты показа быстро надоедают гостям города, отдыхающим. Если этим вопросом не заняться в плотную, то количество гостей не станет повышаться и приносить нормальный доход.

     Значение  новой экскурсии для экскурсионной  фирмы трудно недооценить. Поэтому  далее необходимо изучить этапы  подготовки новой экскурсии в  экскурсионной  фирме или бюро.

     1.2.Технология  подготовки новой экскурсии

 

     Создание  новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного  участия целого коллектива работников[18]. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости  от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического  усвоения ими основ педагогики и  психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

     Экскурсия - это результат двух важнейших  процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной  подготовке.

     Подготовка  новой экскурсии поручается творческой группе[16]. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях  и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей - научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д. Наиболее опытный и знающий среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое значение имеют правильные взаимоотношения методистов и экскурсоводов в процессе подготовки экскурсии. Эти отношения, определяющие "психологический климат" в бюро, должны носить творческий характер.

     Наиболее  целесообразно распределять обязанности  по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.

     Подготовка  новой темы включается в план методического, экскурсионно-методического или  организационно-методического отдела бюро путешествий и экскурсий, экскурсионного бюро, в планы секций, личные планы  экскурсоводов и ведется в  соответствии с указанными в них  сроками.

     Обычно  каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы.

     Подготовка  новой экскурсии проходит три  основных ступени[17]:

     - Предварительная работа - подбор  материалов для будущей экскурсии,  их изучение (т. е. процесс накопления  знаний по данной теме, определение  цели и задач экскурсии). Одновременно  с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена  экскурсия.

     - Непосредственная разработка самой  экскурсии включает в себя: составление  экскурсионного маршрута; обработку  фактического материала; работу  над содержанием экскурсии, ее  основной частью, состоящей из  нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.

     - Заключительная ступень - прием  (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение  новой экскурсии руководителем  экскурсионного учреждения, допуск  экскурсоводов, защитивших свою  тему, до работы на маршруте.

     В простейшем виде схема всех экскурсий  независимо от темы, вида и формы  проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.

     Вступление, как правило, состоит из двух частей:

     - организационной (знакомство с  экскурсионной группой и инструктаж  экскурсантов о правилах безопасности  в пути и поведения на маршруте);

     - информационной (краткое сообщение  о теме, протяженности и продолжительности  маршрута, времени отправления и  прибытия назад, санитарных остановках  и месте окончания экскурсии).

     Основная  часть строится на конкретных экскурсионных  объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.

     Заключение, как и вступление, не связано с  экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного  содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые  могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как  и вступление, и основная часть.

     Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы  она не была перегружена потоком  ненужной туристам информации, чтобы  способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии  непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских  или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой  учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия  предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в  рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности  региона. Если же экскурсия входит в  программу делового тура, то следует  уделять внимание показу различных  деловых и общественных центров  и т. п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.

Информация о работе Значение новой экскурсии для экскурсионной фирмы и для профессионального развития зкскурсовода