Значение новой экскурсии для экскурсионной фирмы и для профессионального развития зкскурсовода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и изучение значения новой экскурсии для экскурсионного бюро или фирмы и для профессионального роста, развития экскурсовода.

Содержание

Введение 3

1.Новая экскурсия для экскурсионной фирмы, бюро 6

1.1.Значение новой темы экскурсии 6

1.2.Технология подготовки новой экскурсии 7

1.3.Этапы подготовки новой экскурсии 10

2.Новая экскурсия обязательное условие профессионального развития экскурсовода 30

Выводы 34

Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 63.46 Кб (Скачать документ)

     1.3.Этапы подготовки  новой экскурсии

 

     В процессе подготовки новой экскурсии  можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения.

     Впервые понятие "этапы подготовки экскурсии" было введено в обиход в 1976 г. Тогда  же было названо пятнадцать этапов[4,18]:

     1. Определение цели и задач экскурсии.

     2. Выбор темы.

     3. Отбор литературы и составление  библиографии.

     4. Определение источников экскурсионного  материала. Знакомство с экспозициями  и фондами музеев по теме.

     5. Отбор и изучение экскурсионных  объектов.

     6. Составление маршрута экскурсии.

     7. Объезд или обход маршрута.

     8. Подготовка контрольного текста  экскурсии.

     9. Комплектование "портфеля экскурсовода".

     10. Определение методических приемов  проведения экскурсии.

     11. Определение техники ведения  экскурсии.

     12. Составление методической разработки.

     13. Составление индивидуальных текстов.

     14. Прием (сдача) экскурсии.

     15. Утверждение экскурсии. 

     Определение цели и задач экскурсии

     Каждая  экскурсия должна иметь целевую  установку и тему. Правильная формулировка целей экскурсии имеет большое  значение. Она определяет идейную  направленность экскурсии, помогает в  отборе и освещении материала. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии  более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это  то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем  несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному  труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в  различных областях науки и культуры и т. д. Правильно определенная цель экскурсии подчеркивает актуальность темы, которая составляет основной предмет экскурсии, ее идейно-теоретический  стержень.

     Кроме того, следует определить конкретные задачи экскурсии. Задачи экскурсии - достичь  целей путем раскрытия ее темы[18].

     Выбор темы.Содержание экскурсии складывается из отдельных взаимосвязанных подтем, которые подчинены, основной теме и раскрываются в ходе экскурсии. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе экскурсионной классификации.

     Название  экскурсионной темы должно конкретизировать ее, раскрывать содержание экскурсии. Вместе с тем оно должно вызвать  интерес, быть ярким, запоминающимся, а  иногда содержать элемент рекламы. Например, экскурсии на темы: "Были седого Урала", "История и тайны  Черного моря". Удачны многие названия, в основу которых положен образ  и т.п.

     Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

     Тема  является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью.

     Отбор литературы и составление библиографии.Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии[13].

     В ходе разработки новой экскурсии  составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка - определить примерные границы  предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам  в использовании необходимого фактического и теоретического материала при  подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: "Основная литература" и "Дополнительная литература".

     Следует знать справочную и краеведческую  литературу, которая лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и  связь событий, происходящих в данной местности, с общеисторическим процессом - с другой.

     Чрезвычайно много полезных сведений по истории  края, области или города можно  почерпнуть в периодической прессе.

     Определение других источников экскурсионного материала

     В ходе подготовки новой темы экскурсоводам  нередко приходится работать в архивах  с целью уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.

     Помимо  публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их перечень, в который входят государственные  архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где  содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных  материалов во избежание неточностей  и тенденциозности следует проявлять  осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно  проверенные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать  компьютерные энциклопедии, в том  числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках (СD-RОМ).

     Работа  в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости  и активности. Вместе с тем она  вносит в подготовку экскурсии элемент  научного поиска, сближая ее с работой  исследователя, ученого. Рассказ о  том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях  может чрезвычайно обогатить  содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное  звучание.

     Целесообразно ознакомление всех членов группы с  экспозициями и фондами музеев, выставок, посещение архитектурных и художественных мастерских, научных институтов, учреждений, промышленных предприятий.

     В ходе подготовки экскурсии полезно  практиковать консультации специалистов, встречи и переписку с участниками  и очевидцами событий, старыми большевиками, ветеранами гражданской и Великой  Отечественной войн, передовиками производства, деятелями науки и техники. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить  в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.

     Специалисты могут оказать экскурсоводам  квалифицированную помощь в разработке темы экскурсии и ознакомить их с  материалами научных дискуссий.

     Каждая  область науки и искусства  имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии  на научных основах. Поэтому с  самого начала следует овладеть основными  терминами. В этом специалисты также  могут оказать помощь. Полезно  составить словарик с определениями  наиболее употребительных терминов.

     Отбор и изучение экскурсионных объектов. Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии[18]. Собранный материал экскурсовод  должен анализировать не только с  точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.

     Экскурсионными  объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и  художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры  и градостроительства (жилые и  общественные здания, промышленные и  транспортные сооружения, городская  площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).

     В настоящее время на государственном  учете находится свыше 150 тыс. памятников истории, археологии и культуры, а  в музеях страны хранится около 40 млн. экспонатов[4].

     В качестве объектов могут быть:

     - памятные места, связанные с  историческими событиями в жизни  нашего народа, развитием общества  и государства (например, Куликово  поле, Бородино, места Курской битвы  и др.);

     - здания и сооружения, мемориальные  памятники, связанные с жизнью  и деятельностью выдающихся личностей,  произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий,  инженерные сооружения (крепости, мосты,  башни), мавзолеи, здания культурного  назначения и другие постройки;

     - природные объекты - леса, рощи, парки,  реки, озера, пруды, заповедники  и заказники, а также отдельные  деревья, реликтовые растения  и др.;

     - экспозиции государственных и  народных музеев картинных галерей,  постоянных и временных выставок;

     - памятники археологии - городища, древние  стоянки, поселения, курганы с  захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища,  каналы и др.;

     - памятники искусства - произведения  изобразительного, декоративно-прикладного  искусства, скульптура, садово-парковое  и др. искусство.

     Экскурсионные объекты классифицируются:

     - по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

     - по функциональному назначению - основные, которые служат основой  для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

     - по степени сохранности - полностью  сохранившиеся, дошедшие до наших  дней со значительными изменениями,  частично сохранившиеся, утраченные.

     Перед экскурсионными работниками при  создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые  интересные и по внешнему виду, и  по той информации, которую они  с собой несут[15].

     Наряду  с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и сооружениями объектами  экскурсии могут служить перестроенные  и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых  располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная  среда.

     Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного  объекта для раскрытия экскурсионной  темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность  объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной  экскурсии не дублировались в  другой. Однако для многоплановых  объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта  в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит  от ее цели и темы.

     Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом  числе экскурсионных объектов. При  этом, естественно, о большинстве  объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно  меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии  приводит к поверхностному освещению  темы и утомляет экскурсантов.

Информация о работе Значение новой экскурсии для экскурсионной фирмы и для профессионального развития зкскурсовода