Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежной системы страны.
Это предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
- проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
- рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации. Предмет исследования - денежная система РФ.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
1.1 Статус и цели Центрального Банка России
1.2 Структура Центрального Банка России
1.3 Функции Центрального Банка России
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
2.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
2.2 Методы денежно-кредитной политики
2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 ГОДУ И ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
3.1 Принципы денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию денежной системы России
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список использованных источников
Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:
o разработку правил ведения банковских операций;
o определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
o определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
o разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.
Операционная функция позволяет Банку России
o осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
o управлять своими золотовалютными резервами;
o обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.
Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.
В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:
o проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
o участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление;
o устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице5.
Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.
Надзорная и контрольная функции возлагаю
o надзор за деятельностью банков и банковских групп;
o государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
o регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;
o валютное регулирование и валютный контроль.
Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.6
В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов).
Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминан
Функция, в юридическом отношении тракту
o проводит операции по выпуску денег в обращение;
o предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
o покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке;
o покупает и продает облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
o покупает и продает иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
o покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные валютные ценности;
o проводит расчётные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
o выдает поручительства и банковские гарантии;
o осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками;
o открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств;
o выставляет чеки и векселя в любой валюте;
o осуществляет другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике8.
Помимо всего указанного следует отметить, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.
Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права:
o осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами;
o приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России)
o проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций;
o заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России;
o пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров9.
Операции, выполняемые центральным банком
По планированию деятельности можно выделить операции стратегические и тактические. Стратегической операцией будет, например, их совокупность по формированию «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». К числу тактических операций можно отнести операции, каждодневно выполняемые центральным банком. (Например, установление ежедневного курса рубля по отношению к различным валютам иностранных государств.)
По этапам осуществления операции центрального банка подразделяются на первоочередные и последующие. Так, осуществляя рефинансирование, центральный банк в первоочередном порядке изучает надежность обеспечения, представленного в форме соответствующих ценных бумаг, их соответствия установленному перечню, и лишь впоследствии предоставляет временную финансовую помощь.
По периодичности совершения операции центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Единовременными в рамках определенного периода можно, к примеру, считать операции по деноминации, выпуску в обращение новых денежных купюр и монет; к многоразовым – операции по обмену иностранной валюты, по приему и выдаче наличных денег (кассовые операции) и др.
По отношению к национальному рынк
По используемой валюте операции могут проводиться в национальной валюте, валюте иностранных государств и с использованием комбинации валют (мультивалютные операции).
По отношению к балансу банка выделяют активные, пассивные и забалансовые операции.
Как видно из приведенных данных, решающий удельный вес в активах Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года занимали средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги, выпущенные нерезидентами. На их долю приходилось 93,6% всех активов. В основном это долговые обязательства Казначейства США, государственные долговые обязательства Германии, Франции, Бельгии и других зарубежных стран.
Среди ценных бумаг Правительства Российской Федерации преобладают облигации федеральных займов (ОФЗ).
Наибольшая доля пассивов Центрального банка Российской Федерации на конец 2006 года приходится на денежные средства, сосредоточенные на его счетах (60,8%), и наличные деньги в обращении (33,4%)10.
По итогам 2006 года прибыль Банка России составляла 19,1 млрд. руб. В основном она была получена за счет доходов от размещения валютных резервов, а также доходов по его операциям с государственными ценными бумагами. В соответствии с российским законодательством Банк России перечисляет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в федеральный бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении Банка России, направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.11
1.2. Политика Центрального банка в денежно-кредитном регулировании экономики
Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экон
В общем виде в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
o политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
o политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.
Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.
Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики – таргетирование инфляции – и конкретные меры, направленные на поддержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.