Банковская система кредитования и кредитная политика банков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями.

Работа состоит из  1 файл

Курсач Меркулов испр.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

   В Германии для предотвращения злоупотреблений путем «самокредитования» введены правила выдачи «внутренних кредитов», то есть ссуд управляющим банка, его учредителям, членам наблюдательного совета, их супругам и детям, а также предприятиям, более 10 % капитала которых принадлежит управляющему банка или которые сами владеют более 10 % капитала банка. Такие кредиты могут выдаваться только по постановлению совета управляющих с согласия наблюдательного совета. Особенно тщательно рассматриваются запросы тех лиц, которые претендуют на ссуду в размере, превосходящем их доход. Сведения о кредитах так называемым инсайдерам в обязательном порядке представляются Федеральному ведомству по надзору за кредитными организациями, если кредит физическому лицу превышает 250 тыс. марок, а юридическому – 5 % от собственного капитала банка.

   В Италии ограничивается предоставление кредитов тем основным держателям акций, в собственности которых находится более 15 % акционерного капитала банка.

   В России отношение кредитов, выданных одному или нескольким взаимосвязанным акционерам не должно превышать 20 % от капитала банка, а совокупная величина таких кредитов – не превышать 50 % капитала банка. В отношении инсайдеров коммерческий банк не может выдать кредит одному инсайдеру или связанным с ним лицам кредит в размере более 2 % собственного капитала банка, а общая сумма не должна превышать 50 % капитала.

   Концентрация  риска может выступать в различных  формах. Помимо концентрации кредитных рисков она может означать излишнюю подверженность рыночным рискам или риску чрезмерного фундирования, если кредитная организация слишком жестко ориентирована на какой–то сегмент рынка в качестве источника средств и доходных поступлений или получает значительную часть своих доходов от ограниченного круга операций или услуг.

   Надежная  банковская практика предполагает проведение диверсификации рисков в отношении географических зон, стран, секторов экономики. Это объясняется тем, что ухудшение экономического положения в одном регионе, дестабилизация политической или экономической ситуации в той или иной стране, трудности в определенном секторе экономики могут обернуться для банка слишком большими потерями вследствие одновременного прекращения поступления на его счета причитающихся банку платежей от большого количества клиентов и невозврата размещенных им ресурсов.

   Таким образом, органы власти различных стран, в том числе и в России, пытаются ограничить законодательным путем  риски коммерческих банков, связанных с кредитной деятельностью.

   Но  все же нужно заметить, что основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере внутренней политики банка.

   Кредитная политика банка определяется общими установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике и практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.

   В процессе управления кредитными операциями коммерческого банка можно выделить несколько общих характерных  этапов:

   – разработка целей и задач кредитной политики банка;

   – создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;

   – изучение финансового состояния заемщика;

   – изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

   – разработка и подписание кредитного соглашения;

   – анализ рисков не возврата кредитов;

   – кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

   – мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

   Все сказанное выше подтверждает, что  банку необходимо организовать и  отладить кредитную политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

 

   2.СИСТЕМА КРЕДИТОВАНИЯ 

   2.1 Этапы  и методы кредитования 

   Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.

   Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка (ПРИЛОЖЕНИЕ А):

   – рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

   – изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

   – подготовка и заключение кредитного соглашения;

   – контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

   Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

   Банк  требует, чтобы к заявке были приложены  документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

   В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

   1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

   2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

   3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

   4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

   5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

   6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

   7. Бизнес–планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес–план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.

   Заявка  поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

   Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4–5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.

   После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких–то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании–заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

   При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

   – материалы, полученные непосредственно от клиента;

   – материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

   – сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

   – отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

   Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

   Важные  сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

   Для оценки кредитоспособности предприятия  коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг.

   Полный  финансовый анализ предприятия складывается из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих «слабых мест», возможностей повышения эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления развития, указанные составные части детализируются до очень мелких аспектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финансовый анализ предприятия с такой степенью детализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом.

Информация о работе Банковская система кредитования и кредитная политика банков Российской Федерации