Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:56, курсовая работа
Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями.
– кредитования только платежеспособных покупателей;
– концентрации усилий на наиболее привлекательных покупателях по критерию получения прибыли;
– ежемесячные оценки текущей платежеспособности каждого дебитора и назначения кредитного статуса, связанного с ужесточением кредитных условий при негативном отклонении оборачиваемости дебиторской задолженности от требуемого значения;
– однозначной связи кредитного статуса дебитора и соответствующего стандарта предоставления кредита;
– внедрение на предприятии эффективного алгоритма инкассации дебиторской задолженности;
– точно определит и скоординирует действия всех специалистов, участвующих в инкассации дебиторской задолженности на всех стадиях инкассации;
– действия по профилактике возникновения просроченной дебиторской задолженности.
Таким
образом, чтобы обеспечить максимальный
экономический эффект кредитной
политики и политики взыскания дебиторской
задолженности, следует изменять их в
комплексе. Оптимальным решением будет
наиболее выгодная комбинация стандартов
кредитоспособности, периода кредитования,
политики в отношении скидок за ранние
платежи, специальных условий и расходов,
связанных с взиманием платежей.
3.3
Особенности кредитной политики российских
банков.
Отметим, что главным критерием для банка при рассмотрении кредитной заявки является информация о потенциальном заемщике. Ее достоверность и полнота позволяют банку оценить потенциальные риски, связанные с выдачей кредита, и принять решение о возможности предоставления более дешевых заемных средств. Довольно распространено мнение, что банк гарантирует возврат выданного кредита тем залогом, который он принимает от заемщика в качестве обеспечения. Это верно только отчасти. Возврат кредита через реализацию обеспечения – наиболее дорогой для банка вариант развития кредитных отношений, не говоря о затратах времени и средств на судебные разбирательства в случае банкротства заемщика .
Кроме того, для любого банка гораздо важнее долговременное сотрудничество с компанией, поэтому банк должен быть уверен не только в возврате выданных кредитов, но и в том, что они будут способствовать развитию предприятия. Поэтому банки проводят финансово – экономический анализ деятельности организации, претендующей на получение кредита.
Процесс принятия решения о предоставлении кредита включает три этапа:
1. Сбор документов. Стандартный пакет документов, запрашиваемых банками при оформлении кредита для организаций:
Помимо стандартного пакета документов банк может потребовать технико – экономическое обоснование проекта, для которого запрашивается финансирование, а также копии договоров с поставщиками и покупателями. Проверку информации осуществляют сотрудники кредитного отдела, юристы и сотрудники службы безопасности банка. Если по результатам проверки будет дано отрицательное заключение, то в выдаче кредита банк откажет.
2.
Финансово – экономический
Банк обязательно оценивает финансовое состояние предприятия и его способность погасить основную сумму долга и проценты по нему. Нередко сотрудники банка (кредитные инспекторы) знакомятся лично с руководством предприятия, финансовым и генеральным директорами, интересуются владельцем бизнеса и положением предприятия на рынке. Цель банка – получить максимально полную и достоверную информацию о своем клиенте, истории его бизнеса, чтобы оценить собственные риски по кредитованию.
Каждый банк имеет собственные инструменты и методы для проверки достоверности информации, предоставляемой потенциальным заемщиком, например анализ оборотно–сальдовой ведомости предприятия и сравнение указанных в ней данных с информацией управленческого учета. Если у компании данные бухгалтерского и управленческого учета существенно разнятся, то весьма вероятно, что банк откажет в финансировании.
3.
Подготовка резюме и
Критерии, которыми руководствуются банк, принимая решение о выдаче кредита компании, можно разделить на три группы: финансовое состояние организации, специфика бизнеса, личность представителя компании – заемщика.
При
оценке финансового состояния
Для
проверки достоверности предоставленной
информации кредитный инспектор, выехав
на предприятие, может попросить
показать, как ведется учет. В
ряде случаев предприниматели
Некоторые
руководители, чтобы подстраховаться,
запрашивают в банке большую
сумму, чем это необходимо для
ведения бизнеса в
Инспектор может уточнить, как часто и у каких поставщиков происходит закупка товар. Если ответ будет «Закупка производится у трех поставщиков по 10 тыс. рублей в неделю», то становится очевидно, что сумма ежемесячной закупки составляет максимум 120 тыс. Следовательно, потребности явно завышены .
По мнению руководителей отечественных банков, для российской действительности характерно следующее: большинство малых и средних предприятий стремятся уменьшить налоги и для этого в официальной отчетности показывают минимальную прибыль, либо убытки. В случае, когда заемщик платежеспособен, имеет активы, которые могли бы стать предметом залога, но при этом представляет отчетность, не отражающую реального положения вещей, ему не стоит рассчитывать на получение кредита. Каждый банк обязан выполнять предписания ЦБ РФ и включать заемщика в ту или иную группу риска при выдаче кредита . Если заемщик рисковый, то банк должен формировать резервы на возможные потери, что, безусловно, невыгодно. Чтобы снизить группу риска, финансовое положение заемщика должно оцениваться как хорошее, а его официальная отчетность, заверенная налоговым органом, должна это подтверждать.
Необходимо отметить, что источником информации о бизнесе заемщика могут быть не только данные, полученные непосредственно от него. Как правило, банки сами ведут мониторинг рынков и собирают сведения об основных показателях деятельности компаний в той или иной отрасли (среднее значение рентабельности, данные об основных участниках, себестоимость, цена продукции). Поэтому для получения более полной информации о платежеспособности клиента целесообразно использовать отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях–неплательщиках, или заказать оценку контрагента специализированному агентству.
Альтернативой
тщательному анализу
Личность представителя компании – заемщика, его поведение в банке, вопросы, которые он задает при оформлении кредита, также учитываются кредитным инспектором и могут либо убедить в надежности кредитора, либо продемонстрировать его недобросовестность.
Заинтересованный в получении займа, уверенный в стабильности бизнеса клиент обычно не медлит с ответами и не видит проблемы в сборе документов, необходимых для получения кредита.
Кроме документов, запрашиваемых официально, банк обязательно соберет информацию о руководстве компании, ее собственниках. Служба безопасности проверит паспорта (не в розыске ли владелец, не мошенник ли) в бюро кредитных историй . Если заемщик недобросовестный, информация об этом обязательно направляется в бюро кредитных историй. В процессе личного общения прежде всего выясняется, не противоречивы ли сведения, сообщаемые заемщиком. При малейшем сомнении в том, что клиент говорит правду, банк откажет в предоставлении кредита.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
по результатам проведенной
Перед тем как выдать кредит какому–либо клиенту, необходимо тщательно проанализировать все возможные последствия, а также оценить его надежность.
Процедура такой оценки включает три взаимосвязанных этапа:
Решением определяется, следует ли предоставлять кредит данному заявителю, на какой срок и на какую сумму.
Эффективной кредитной политикой считается такая кредитная политика, которая обеспечивает достижение целей по выручке от реализации и максимизирующая прибыль в результате кредитования покупателей.
Если достижение целей по выручке от реализации и валовой прибыли связано с результативностью кредитной политики, то достижение целей по прибыли следует связать с эффективностью кредитной политики, на которые кредитная политика влияет одновременно. В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность. Внедрение эффективной кредитной политики позволит организации минимизировать безнадежную задолженность, обеспечить требуемую скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, достичь цели по выручке от реализации и чистой прибыли.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: Инфра – М, 2006.
2. Войко
А.В. Методы инкассации
3. Едронова
В.Н. Управление рисками
4. Ивашкевич В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.
5. Калашникова
З.В. Перспективы развития
6. Николаев
И. Кредитная политика
7. Николаев
И. Кредитная политика как
8. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
9. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.: ил.
Информация о работе Банковская система кредитования и кредитная политика банков Российской Федерации