Центральный банк России: история развития и современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Изучение истории становления, современного состояния и дальнейшего развития Центрального банка и стало основной целью данной работы.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
Изучить историю становления и определить сущность Центрального банка России;
Выявить и охарактеризовать его основные задачи и функции;
Выявить особенности разработки и реализации денежно-кредитной политики страны и контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России;
Изучить перспективные планы развития и спрогнозировать их результаты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………..…3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА……………..……………….5
История становления и развития ЦБ..………………………..………..…...5
Структура и правовой статус ЦБ…….……………………..……….....…...9
Задачи и функции ЦБ…………..……….……………....…………....….....13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЦБ И ПРОВОДИМАЯ ИМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА……………………………………..…….......20
Операции ЦБ…………………………………………………………….….20
Анализ и характеристика денежно-кредитной политики………………..23
Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка………………………………………………………..29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ……………………………………………………………………….…..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………...………………46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………..………...48

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 91.76 Кб (Скачать документ)

Динамика изменения нормативов обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и иностранной валюте абсолютно идентична динамике изменения нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ и иностранной валюте.

Анализ динамики изменения  ставок по нормативам обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций за 2009-2011гг. показал, что ставки по нормативам обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем направлениям незначительно увеличиваются на протяжении всего анализируемого периода. Однако, за период с 1 апреля 2011 г. по настоящее время изменений нормативов обязательных резервов не происходило, поэтому в анализе 2012 год не затрагивается.      

Банк России осуществляет рефинансирование банковской системы  посредством предоставления кредитов головным кредитным организациям. Размер ставки рефинансирования меняется с  учетом изменения экономических  условий в стране, и в период с 2003 по настоящее время это происходило достаточно часто (таблица 2).[17]

Таблица 2 – Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 2003 по наст. время.

 

Период действия

Процент

14 сентября 2012 г. –

8,25

26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г.

8

3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г.

8,25

28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.

8

1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

7,75

30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.

8

29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.

8,25

24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.

8,5

28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.

8,75

25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.

10,75

13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.

11

 

Продолжение таблицы 2.

05 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. — 04 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.

13

12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.

10

29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г.

10,5

23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г.

11

26 июня 2006 г. −22 октября 2006 г.

11,5

26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г.

12

15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г.

13

15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г.

14

21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г.

16

17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г.

18

7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г.

21


 

Анализ представленных в  таблице данных показывает, что за наблюдаемый период (с 2003 г. по наст. время) наблюдалось снижение ставки рефинансирования. Это было вызвано  потребностью экономики в более  дешевых денежных средствах и  поддерживалось прогнозами увеличения темпов экономического роста страны.

В ст. 41 Федерального закона приводится понятие валютной интервенции  Банка России. Под валютными интервенциями  понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке  в целях воздействия на курс рубля  и на суммарный спрос и предложение  денег.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и  прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными  бумагами с совершением позднее  обратной сделки.

Для оживления экономики  Центральный банк увеличивает спрос  на ценные бумаги. Он либо фиксирует  курс, при достижении которого он скупает  любой предлагаемый объем, либо приобретает  определённое количество ценных бумаг  данного типа независимо от курса  предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает  на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную  политику, которая приводит к возрастанию  доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами  части своих резервов.

Использование каждого инструмента  денежно-кредитной политики имеет  следствием как положительные, так  и отрицательные моменты. Краткая  характеристика достоинств и недостатков  отдельных инструментов представлена в таблице 3 [14].

Таблица 3 – Преимущества и недостатки отдельных инструментов денежно-кредитной политики.

Вид инструмента

Достоинства

Недостатки

1. Регулирование процентных  ставок

Обеспечение расширения (сужения)доступа  к кредитам ЦБ

Отражает сложившиеся  рыночные нормы процента

2. Рефинансирование банков

Повышение привлекательности  кредитования банками реального  сектора. Содействие бесперебойному функционированию системы безналичных расчетов

Отсутствие надежного  механизма сбора финансовой отчетности заемщиков ЦБ


Продолжение таблицы 3

 

3. Обязательное резервирование

Воздействие на денежную базу и объем денег, поставляемых банками  в процессе кредитования. Стерилизация избыточной рублевой массы

Внеэкономическое вмешательство  в оперативную деятельность банков

4. Операции с ценными  бумагами

Покрытие внутригодовых  разрывов между текущими доходами и  расходами федерального бюджета. Финансирование погашения внутреннего госдолга

Альтернатива вложения денег  в реальный сектор экономики

5. Покупка иностранной валюты

Пополнение валютных резервов, сохранение относительно стабильного  курса национальной валюты

Осуществляется за счет необеспеченных денег – создание избыточной ликвидности


 

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в  Государственную Думу проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и не позднее 1 декабря –  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год. Предварительно проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики представляется Президенту  РФ и Правительству РФ. При этом основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год включают следующие положения:

- анализ состояния и  прогноз развития экономики РФ;

- основные ориентиры,  параметры и инструменты единой  государственной денежно-кредитной  политики.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает решение (ст. 44 Федерального закона).

Реализация утвержденной денежно-кредитной политики целиком  возложена на Банк России. Эффективность  проводимой Центральным банком России денежно-кредитной политики зависит  от уровня развития и состояния банковской системы. Банковский сектор является главным  звеном, через которое Центральный  банк оказывает реальное воздействие на экономику страны. Поэтому обеспечение финансовой устойчивости и стабильности банковской системы Банк России рассматривает в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Устойчиво низкие инфляционные ожидания – феномены социальной психологии. В любом обществе социально-психологические  явления значительно влияют на мотивацию  участников денежно-кредитных отношений. Достаточно вспомнить пример с вкладчиками, которые из-за недоверия к кредитным  организациям могут опасаться вкладывать денежные средства в банки. Непродуманные  действия в банковской системе могут  вызвать ажиотажный спрос населения  на иностранную валюту и отток  капитала за границу. Поэтому денежно-кредитная  политика должна быть достаточно открытой и последовательной, учитывать не только экономические, но и социально-психологические  аспекты регулирования денежных потоков [8].

 

2.3. Контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны ЦБ

Обеспечение стабильности банковской системы – это государственная  задача, и в большинстве стран  решение этой задачи делегировано центральному банку Необходимость государственного контроля и регулирования банковской деятельности диктуется многими  обстоятельствами и подтверждается всей историей банковского строительства. Можно выделить ряд объективных  причин, обусловливающих необходимость  банковского надзора для экономики  страны:

- значимость кредитных  организаций для экономики (в  силу их функций);

- необходимость защиты  интересов клиентов кредитных  организаций;

- поддержание конкуренции  и недопущение монополизации  банковской деятельности;

- обеспечение правопорядка  в банковской системе.

В таблице 4 представлены виды банковского надзора, существующие в мире.

Таблица 4 – Виды и характеристика надзора.

Вид надзора

Характеристика

Межгосударственный

Проводится в рамках различных  объединений и групп самостоятельных  государств, практикующих координацию  денежно-кредитной, валютной и финансовой политики.

Государственный

Представлен системой законодательства общего и специального назначения.

Ведомственный

Осуществляется органами, ответственными за проведение банковского надзора. Органы государственного управления банковским сектором можно условно разделить  на 2 группы: а) органы общей компетенции (налоговые, таможенные и пр.), для  которых банковский сектор не является единственно приоритетным, и б) органы специальной компетенции, ответственные  за осуществление контроля за банковской деятельностью.

Аудиторский

Представляет собой форму независимого контроля за деятельностью банков и  осуществляется в двух основных формах: внешний аудиторский контроль и  внутренний аудиторский контроль.

Учредительский

Включает в себя контроль наблюдательного  совета за деятельностью правления, контроль ревизионной комиссии за работой  комиссии за работой банка в целом  и контроль со стороны акционеров банка.


Организация банковского  надзора в каждой стране обусловлена  историческими традициями и особенностями  национальной экономики. Принято выделять три группы стран:

  1. Страны, в которых центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами (США Германия, Франция, Япония, Греция, Бельгия и др.);
  2. Страны, где функции надзора целиком реализуются центральным банком (Италия, Австралия, Испания, Португалия и др.);
  3. Страны, в которых надзор осуществляется независимыми учреждениями без участия центрального банка (Канада, Швейцария, Дания, Норвегия и др.).

Россия относится ко второй группе стран.

В процессе развития банковского  надзора как части государственного регулирования деятельности кредитных  организаций в России можно выделить несколько этапов. Они представлены ниже в таблице 3 [14].

Таблица 5 - Эволюция банковского надзора в России.

Этап

Краткая характеристика этапа

До 1860 г.

Система банковского надзора отсутствует. В стране действуют государственные  кредитные организации.

1860 – 1918 гг.

Впервые регламентируется процедура  создания коммерческого банка и  устанавливаются требования к действующим  кредитным организациям. В 1884 г. принимается  закон «О ликвидации частных кредитных  учреждений», где регламентируется процедура добровольной и принудительной ликвидации.

1918 – 1930 гг.

Изменение экономического строя страны; отмена банковского надзора.

1930 – 1987 гг.

Госбанку СССР придается статус единого центра банковских операций, а, следовательно, экономическая сущность банковского надзора отменяется.

1987 – 1990 гг.

В стране предпринимается попытка  реформирования банковской системы – начинают функционировать специализированные государственные банки. Формируются отдельные элементы системы банковского надзора (в 1989 г. Госбанк СССР вводит обязательные нормативы для банков), но его порядок детально не прописан

С 1990 г. по настоящее время

Создание ЦБ РФ, принятие законов  и положений, учитывающих международные  требования к организации банковского  надзора. Законодательная регламентация  цели банковского регулирования  и надзора.


В настоящее время Центральный  банк РФ, выступающий органом банковского  надзора и регулирования. Осуществляет лицензирование банковской деятельности, текущий дистанционный надзор и  инспектирование, работает с проблемными  кредитными организациями, а так  же участвует в ликвидации кредитных  организаций.

Роль банковского надзора  в России в условиях формирования современной отечественной банковской системы сложно переоценить. Осуществление  банковского надзора со стороны  Банка России позволяет отслеживать не только деятельность каждой кредитной организации в отдельности, но и общие тенденции в банковском секторе экономики страны.

Информация о работе Центральный банк России: история развития и современное состояние