Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.

Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;

- определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;

- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;

- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы организации деятельности ЦБ РФ 5
1.Сущность и функции ЦБ РФ 5
2.Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики 9
2.Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях 19
2.2. Обязательные резервы 22

2.3. Операции на открытом рынке 27

2.4. Рефинансирование кредитных организаций 28

3.Проблемы в области денежно-кредитной политики и пути их решения
32

Заключение 41

Приложения 45

Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

1.2. Сущность, цели и  функции денежно-кредитной  политики

     В современном мире денежно-кредитная политика становится одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики. О ее роли в жизни общества выдающийся ученый П. Самуэльсон еще в 1951 г. писал так: «с помощью соответствующе денежно-кредитной политики… возможно избежать эксцессов бума и резкого спада, рассчитывать на здоровый экономический рост».

     Денежно-кредитная  политика – это часть единой макроэкономической политики государства, предполагающая целенаправленной воздействие на денежно-кредитную  систему посредством преимущественно рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста.

     Суть  денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач  денежного регулирования и определения  механизма их достижения.

     Проводниками  денежно-кредитной политики в развитой экономике выступает ряд институтов, которые условно можно разделить на две группы:

     - институты, основным назначением  которых и является проведение  денежно-кредитной политики от  имени государства. Практически  во всех странах мира, в том  числе и в России, это центральный банк;

     - институты, косвенно участвующие  в процессе проведения денежно-кредитной  политики. В данную группу можно  отнести министерства финансов, казначейства и ряд аналогичных  организаций.

     Главная роль среди названных институтов отводится центральному банку, так как именно он координирует реализацию государственной денежно-кредитной политики.

     Денежно-кредитное  регулирование – это инструмент проведения денежно-кредитной политики; процесс прямого или косвенного воздействия центрального банка на денежно-кредитную систему (количество денег в обращении, ликвидность банковской системы) с целью достижения поставленных целей.

     Цели  денежно-кредитного регулирования  можно разделить на конечные, промежуточные  и тактические. К конечным целям относят снижение уровня инфляции, безработицы, равновесие платежного баланса, полную занятость трудоспособного населения, рост реального объема производства. Современная практика денежно-кредитного регулирования свидетельствует о том, что в большинстве стран конечной целью денежно-кредитного регулирования становится снижение уровня инфляции. К промежуточным целям традиционно относят достижение оптимального объема денежной массы в экономике, поддержание уровня золотовалютных резервов и управление величиной процентной ставки. Тактические цели денежно-кредитного регулирования связаны с ежедневной работой центрального банка и обычно направлены на сглаживание колебаний ликвидности рынка.

     Для достижения поставленных целей центральные  банки – проводники официальной денежно-кредитной политики – могут использовать разные ее виды и стратегии.

     Выделяют  структурную и конъюнктурную  денежно-кредитные политики. Структурная денежно-кредитная политика предусматривает развитие определенных отраслей государством. Такой вид регулирования оправдал себя в условиях кризисной послевоенной экономики. Современная практика денежно-кредитного регулирования подразумевает воздействие не а конкретных участников рынка, а на рынок в целом, то есть на его конъюнктуру. Конъюнктурная денежно-кредитная политика предполагает использование в основном рыночных инструментов: процентных ставок (ставка рефинансирования, учетная ставка), операций на открытом рынке, депозитных операций и т.д. Характер применения данных инструментов определяется выбранной стратегией денежно-кредитного регулирования.

     Для достижения своих стратегических целей  центральный банк может проводить  политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.

     Политика  денежно-кредитной рестрикции (ограничительная  денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции  - косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

     Данный  вид денежно-кредитной политики может оказывать крайне негативное воздействие на экономическое развитие страны. Повышение ставки процента в краткосрочном периоде приводит к снижению совокупного спроса и, что закономерно, - к понижению реального производства. Таким образом, следствием денежно-кредитной рестрикции может стать падение инвестиций и чистого национального продукта, а также снижение спроса на деньги, что ограничивает эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики. Большим недостатком денежно-кредитной рестрикции является увеличение стоимости обслуживания внешнего долга, внутреннего долга и дефицита бюджета вследствие роста реального процента. И, наконец, в условиях высокой инфляции жесткую монетарную политику реализовать практически невозможно, иначе возникает кризис ликвидности.

     Таким образом, ввиду целого ряда негативных последствий для экономики денежно-кредитная рестрикция должна использоваться только в исключительных случаях, то есть в ситуации внезапного и значительного увеличении темпов инфляции и выхода ее из-под контроля.

     В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, которая характеризуется снижением процентных ставок.

     Существует  четыре основные цели и четыре мотива, которыми руководствуются монетарные власти при проведении политики денежно-кредитной экспансии:

  1. финансирование бюджетного дефицита путем подключения инфляционного налога (мотив фискального дохода);
  2. достижение оптимального уровня занятости (мотив занятости);
  3. достижение целей платежного баланса (меркантилистский мотив);
  4. сглаживание колебаний нормы процента (мотив стабильности финансовой системы).

     Кроме того, денежно-кредитная экспансия  помогает предотвратить нарастание социальной напряженности и, как  следствие, политической нестабильности. При проведении денежно-кредитной экспансии правительство может руководствоваться также институциональным мотивом, который подразумевает защиту национальной банковской системы и финансовых рисков  от различного рода кризисов. Ну и, наконец, может иметь место социально-институциональный мотив, направленный на предотвращение паники среди вкладчиков и оттока сбережений из банков.

     Следствием  проведения денежно-кредитной экспансии  в долгосрочной перспективе может  стать усиление инфляционных процессов.

     Таким образом, и экспансия и рестрикция могут иметь крайне негативные последствия  для экономики страны: от спада  производства и «денежного голода»  до раскручивания инфляционной спирали. В связи с этим основной задачей  монетарных властей является выбор оптимальной модели денежно-кредитного регулирования, обеспечивающей достижение конечных целей и не несущей в себе разрушительного влияния на экономику.

     Денежно-кредитное  регулирование экономики может  осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.

     К административным методам регулирования  экономических процессов относятся  такие способы перераспределения  денежных средств, которые реализуются  путем прямого вмешательства  органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности). Такой метод воздействия на народно-хозяйственный комплекс существует всегда и во всех странах, независимо от общественно-политического устройства. Различна лишь степень вмешательства в функции управления хозяйствующими субъектами со стороны государственных органов.

     Центральный банк может реализовывать политику прямых количественных ограничений  в ряде случаев:

     - при прямом регулировании кредитных  и иных инвестиционных операций;

     - в ситуации прямого регулирования норм доходности банковских операций (регламентация пределов ставок по кредитным и депозитным операциям);

     - при проведении политики содействия развитию отдельных отраслей экономики или регионов страны, когда денежно-кредитная политика носит структурный характер.

     Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали  бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых  для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления. Степень охвата экономическими методами управления перераспределительных процессов в обществе показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.

     И административные, и экономические  методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос  в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.

     Наибольшей  эффективности денежно-кредитное  регулирование экономики достигает  в процессе использования как  прямых, так и косвенных рычагов  одновременно. В ситуации, когда  в силу обстоятельств рыночные рычаги действуют либо недостаточно эффективно, либо вообще не действует, их сочетание с административными методами позволяет достичь желаемого эффекта.

     Большинство развитых стран при проведении политики денежно-кредитного регулирования  особое внимание уделяют экономическим методам, к числу которых относятся:

     - изменение обязательных резервных  требований;

          - изменение ставки рефинансирования (в ряде стран – учетной ставки)

         - валютные интервенции;

         - операции на открытом рынке[16]. 

     Обязательные  резервы

     Политика  минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы, и  сразу после второй мировой войны  ее внедрили в практику центральные  банки всех ведущих капиталистических  стран. Минимальные резервы - это  вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию[14].

     Другая  функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя  процент резерва, ЦБ влияет на сумму  свободных денежных средств коммерческих банков. В период бума для его  «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2 процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется.

     Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы. Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке[8].

     Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в  зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

     Банки могут хранить и избыточные резервы - некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ