Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.

Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;

- определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;

- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;

- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы организации деятельности ЦБ РФ 5
1.Сущность и функции ЦБ РФ 5
2.Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики 9
2.Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях 19
2.2. Обязательные резервы 22

2.3. Операции на открытом рынке 27

2.4. Рефинансирование кредитных организаций 28

3.Проблемы в области денежно-кредитной политики и пути их решения
32

Заключение 41

Приложения 45

Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

     В целях улучшения возможностей кредитных  организаций по получению денежных средств с помощью инструментов рефинансирования Банком России предусматриваются создание «единого пула обеспечения», включающего в себя как рыночные, так и нерыночные активы. При этом между Банком России и кредитными организациями предполагается заключать «рамочные соглашения», что позволит определять общие условия предоставления кредитов Банка России при использовании дифференцированного подхода к установлению процентных ставок по ним в зависимости от качества обеспечения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблемы  денежно-кредитной  политики и пути их решения.

     В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась  недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги концептуальных подходов к формированию денежного обращения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности денежно-кредитной политики с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

     Для эффективного функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики в российской экономике необходимо выявить его каналы, что должно основываться на эконометрическом анализе широкого круга показателей. Например, использование процентной ставки в зависимости от особенностей экономики конкретной страны может повлиять на разные экономические индикаторы. Ее рост способен привести к увеличению товарных запасов вследствие удорожания потребительского кредита. Очевидно, подобная ситуация реальна для экономики с развитой кредитной системой. Но изменение процентной ставки может также сказаться на объемах кредитования реального сектора, и кроме того, обусловить снижение денежного мультипликатора с соответствующим изменением динамики денежных агрегатов. Поэтому определение конкретных каналов трансмиссионного механизма должно основываться на изучении особенностей российской экономики.

     Банк  России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход  к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Под инфляционным таргетированием обычно понимается разновидность денежно-кредитной политики, при которой центральный банк публично объявляет количественный показатель допустимой инфляции и берет на себя обязательство обеспечить рост цен в пределах установленного диапазона.  Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента денежно-кредитной политики применяется краткосрочная процентная ставка.

     Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте денежно-кредитной политики для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2009-2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной. [ 2 ]

     К тому же нельзя сужать множество целей  денежно-кредитной политики до единственной – борьбы с инфляцией. Наоборот, можно и необходимо перейти к монетарной политике, реализующей все цели ЦБ, определенные законодательством, стимулирующей научно-технический прогресс, развитие экономики и повышение благосостояния граждан.

     Подмена основного критерия успешности социально-экономического развития инструментальной целью (снижение темпов инфляции) практически исключает  проведение экономической политики в соответствии с нормами Конституции и законов России. Поэтому перед правительством и ЦБ не  стоит выбор: «борьба с инфляцией или экономическое развитие». Они должны выбирать комплекс мер способствующих достижению фундаментальных целей социально-экономического развития.

     Банком  России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент денежно-кредитной политики. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок  по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волантильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок[26].

     Активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия на его кредитной  политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию. Банку России следует широко использовать мировой опыт проведения процентной политики, в частности систему регулирования разновременных процентных ставок по: операциям рефинансирования; долгосрочным операциям рефинансирования; операциям тонкой настройки; операциям, связанным со структурными преобразованиями, операциям льготного кредитования.

     По  мере усугубления мирового финансового кризиса в 2008 г. кризисные явления усиливались и в нашей стране. Они выявили множество проблем макроэкономической политики, в том числе и денежно-кредитной. Правительству пришлось принимать экстренные меры по стабилизации финансового сектора. Эти меры производят двойственное впечатление.

     С одной стороны, государство не только наращивало масштабы поддержки экономики, но и увеличивало многообразие ее форм. От помощи банковскому сектору  путем размещения бюджетных средств  на депозитах в банках правительство РФ перешло к прямой поддержке небанковских предприятий – предоставлению кредитов на погашение иностранных займов и выкупу их акций. Причем цель выкупа – не национализация компаний, а стабилизация фондового рынка и макроэкономического положения России. Это кардинальное изменение макроэкономической политики. До сих пор она проводилась с помощью инструментов косвенного регулирования, в основном монетарного (денежно-кредитного и валютного).

     С другой стороны, ЦБ явно запаздывал с  принятием мер, адекватных новым, все более вильным внешним и внутренним шокам. На фоне снижающихся, несмотря на ускорение роста цен ставок рефинансирования в развитых странах спорной выглядит позиция ЦБ России, который за 2008 г. пять шесть повышал ставку, и 01.12.08. она составила 13 %.

     Вызывает  недоумение и концентрация потоков  средств, вливаемых в финансовый сектор, в небольшой части банков. Это все равно не обеспечивает оживления межбанковского рынка. Непонятна эффективность размещения бюджетных средств на депозитах в избранных банках, которые в свою очередь, должны кредитовать  малые и средние банки. Фактически создается трехуровневая банковская система. Она очевидно неэффективна по сравнению с двухуровневой, в которой ЦБ – не просто контора в Москве. Он имеет разветвленную систему территориальных подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии банков, и развитую платежную систему. Гораздо проще и надежнее было бы  увеличить в аналогичных масштабах рефинансирование Банком России коммерческих банков.

     Как известно, в период кризиса банки  остро нуждаются в дополнительных денежных средствах. Однако получить кредит в Центральном Банке предоставляется  очень сложным для большинства  коммерческих банков. Проблема состоит  в том, что многие банки не имеют  пакета ценных бумаг, необходимых для обеспечения рефинансового кредита, а также не имеют соответствующего кредитного рейтинга.

       Еще одна проблема - использование при выдаче кредитных рейтингов трех западных рейтинговых агентств. Присвоение ими рейтинга предприятию – услуга дорогая. К тому же они занижают рейтинг России, а значит и российских предприятий. Вывод: Банк России должен использовать рейтинги, устанавливаемые российскими агентствами, а также результаты мониторинга банков и небанковских предприятий, проводимого им самим. При этом ценные бумаги, выпущенные правительством РФ, а также кредиты и ценные бумаги, им гарантированные, должны иметь максимальный рейтинг, как и бумаги ЦБ. А рейтинг ценных бумаг, выпущенных в США, тогда будет невысоким.

     Также следует кардинально расширить Ломбардный список ЦБ, другие подобные перечни ценных бумаг и требований банков к нефинансовым предприятиям, а также круг российских эмитентов, обязательства которых могут служить обеспечением кредитов ЦБ. Кроме того, ЦБ должен включать в указанные перечни ценные бумаги госкомпаний и других российских предприятий по списку, утверждаемому правительством.

     Необходимо  предоставлять беззалоговые кредиты  ЦБ банкам в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных  вкладах граждан. Это позволит повысить депозитные процентные ставки и привлечь в банковскую систему сбережения населения.

     Одной из главных проблем денежно-кредитной  политики также является отсутствие длинных финансовых ресурсов, которые  банки могли бы использовать для кредитования предприятий. Депозиты населения продолжают оставаться вкладами до востребования. Средства, которые государство распределяет через депозиты Минфина или кредиты без обеспечения Банка России, имеют короткую срочность: как правило, один-три месяца. Как можно за счет таких коротких пассивов кредитовать предприятия на несколько лет? Раньше они брали длинные ресурсы за рубежом, но сейчас настало то время, когда необходимо создать собственную систему долгосрочного фондирования на внутреннем рынке. При этом Банк России не может и не должен заниматься долгосрочным финансированием банков. Объясняется это конфликтом целей, которые стоят перед Центральным банком, его задача – обеспечение текущей ликвидности банковского сектора, что он с успехом и делает. Долгосрочные ресурсы должен предоставлять другой институт, будь то ВЭБ или новое госагентство. Подобный институт должен снабжать банки рублями на много лет, чтобы те, не опасаясь процентных и валютных рисков, могли ссужать предприятиям на инвестиционные цели. А как это делать – через секьюритизацию, формирование вторичного рынка кредитов, субординированные кредиты – это уже дело второе. Главное, чтобы система долгосрочного фондирования возникла[24].

     Все последние годы основная часть нефтегазовых доходов бюджета «замораживалась» на счетах в Центральном банке с целью стерилизации «нефтедолларовой»  денежной эмиссии. Результат такой политики – недофинансирование инвестиций в развитие инфраструктуры, высоких технологий, отраслей обрабатывающей промышленности. Поэтому основная проблема монетарной политики России – поиск способов увеличения бюджетного и банковского финансирования инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции.

     Центральный банк должен кардинально увеличить объемы привлечения средств банков на депозиты, повысив ставки до уровня соответствующих ставок по операциям рефинансирования за вычетом небольшой маржи. Стерилизуя денежную эмиссию с помощью депозитных операций, можно уменьшить объем «замороженных» средств бюджета на счетах в ЦБ. На соответствующую величину можно увеличить инвестиционные расходы бюджета. Они пройдут через денежный оборот и, в свою очередь, будут стерилизованы с помощью депозитных операций ЦБ.

     Чтобы повысить ликвидность банков, Банк России должен принять следующие меры.

     Нужно отменить проведенные ЦБ повышения  ставки рефинансирования, а также  сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным (в части обязательств перед резидентами). Банк России должен снизить и все другие рефинансовые ставки до уровня ставок по депозитным операциям с небольшой маржой. Ставки ЦБ по ломбардным кредитам, репо, «овернайт» и прочие должны быть в диапазоне от 4 до 6%.

     Следует освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию. Все прочие вклады граждан и средства предприятий на расчетных счетах нужно освободить от резервирования в определенных пределах (до 1 млрд. руб на все отделения и филиалы банка в данном регионе).

     Необходимо  снизить или компенсировать вмененные издержки банков, чтобы снизить банковскую маржу. Для этого ЦБ должен начать платить проценты по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах в ЦБ.

     Предлагаемые  меры обусловят возникновение значительных убытков ЦБ, которые придется компенсировать бюджету. Однако величина ежегодно необходимых дотаций Банку России на порядок меньше объема «замороженных» средств. А бюджетные инвестиции приведут к дополнительному увеличению объема производства ВВП, росту спроса на деньги, возврату большей части госрасходов в бюджет в виде налогов и другим известным эффектам[26].

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ