Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.
Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.
Основные задачи исследования:
- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;
- определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;
- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;
- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.
Введение 3
1.Теоретические основы организации деятельности ЦБ РФ 5
1.Сущность и функции ЦБ РФ 5
2.Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики 9
2.Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях 19
2.2. Обязательные резервы 22
2.3. Операции на открытом рынке 27
2.4. Рефинансирование кредитных организаций 28
3.Проблемы в области денежно-кредитной политики и пути их решения
32
Заключение 41
Приложения 45
Список использованной литературы 56
Среди основных проблем денежно-кредитной политики нужно выделить сохранение низкого уровня капитализации банков. Для увеличения собственного капитала банков, кроме предоставления субординированных кредитов, надо снять надуманные ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратит уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения.
Нужно
создать систему налоговых
Следующей
серьезной проблемой денежно-
Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:
Минфин должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным срочным вкладам граждан. Иными словами, вместо размещения средств в банках на платной основе следует предоставлять им долгосрочные беспроцентные кредиты в зависимости от суммы средств на долгосрочных вкладах граждан. Это позволит решить проблемы «спасения» сбережений российских граждан от инфляционного обесценения и удешевить ресурсную базу банков. Разумеется, такие бесплатные кредитные ресурсы нужно использовать только для кредитования производственно-транспортных предприятий, входящих в перечень компаний, имеющих право на получение льготных кредитов. Он должен утверждаться правительством, исходя их необходимости развития экспорта высокотехнологичной продукции торгуемого сектора в целом[25].
Следует также реализовать селективные меры по борьбе с инфляцией: 1) замещение займов корпораций кредитами Банка Развития за счет увеличения его уставного капитала и эмиссии им облигаций по госгарантии; 2) ужесточение антимонопольного регулировании и других немонетарных мер антиинфляционной политики; 3) широкомасштабные бюджетные инвестиции в развитие высокотехнологичного сектора, инноваций, инфраструктуры и сектора общественных услуг, что повысит эффективность экономики.
Для
этого надо создать систему институтов
бюджетной поддержки и
Заключение
Денежно-кредитная
политика – это часть единой макроэкономической
политики государства, предполагающая
целенаправленной воздействие на денежно-кредитную
систему посредством
Суть
денежно-кредитной политики сводится
к установлению целей и задач
денежного регулирования и
Для достижения своих стратегических целей центральный банк может проводить политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.
Политика денежно-кредитной рестрикции (ограничительная денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции - косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.
В
случае необходимости стимулирования
экономического роста, деловой активности
в обществе монетарные власти проводят
политику денежно-кредитной экспансии,
которая характеризуется
Денежно-кредитное регулирование экономики может осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.
К
административным методам регулирования
экономических процессов
Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления. Степень охвата экономическими методами управления перераспределительных процессов в обществе показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.
И административные, и экономические методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Для денежно-кредитной политики Банка России характерен ряд проблем. Среди них главными являются:
Для решения этих проблем предлагается реализовать следующие меры:
Приложение 1. Меры денежно-кредитной политики ЦБ РФ
29.01.07 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%. |
19.06.07 | Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10%. |
01.07.07 | Повышен норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – до 4%. |
11.10.07 | Временно (сроком на три месяца - с 11 октября 2007 г. по 14 января 2008 г.) для повышения ликвидности банковского сектора все нормативы обязательных резервов снижены на 1 процентный пункт. |
01.11.07 | Коэффициент усреднения
для расчета усредненной |
04.02.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,25%. |
01.03.08 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 5,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,45. |
29.04.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,5%. |
10.06.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,75%. |
01.07.08 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,0%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 7,0%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5,5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,5. |
14.07.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 11,0%. |
01.09.08 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 8,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 6,0%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,55. |
18.09.08 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации снижен до 1,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 4,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 2,0%. |
01.10.08 | Коэффициент усреднения
для расчета усредненной |
15.10.08 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем категориям резервируемых обязательств временно (с последующими повышениями в феврале и марте 2009 года) снижен до 0,5% в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора. |
12.11.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 12,0%. |
01.12.08 | Ставка рефинансирования Банка России повышена до 13,0%. |
24.04.09 | Ставка рефинансирования понижена до 12,5% |
01.05.09 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,5%.* |
01.06.09 | Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 2,5%.* |
Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ