Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.

Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;

- определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;

- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;

- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы организации деятельности ЦБ РФ 5
1.Сущность и функции ЦБ РФ 5
2.Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики 9
2.Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях 19
2.2. Обязательные резервы 22

2.3. Операции на открытом рынке 27

2.4. Рефинансирование кредитных организаций 28

3.Проблемы в области денежно-кредитной политики и пути их решения
32

Заключение 41

Приложения 45

Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

     Среди основных проблем денежно-кредитной  политики нужно выделить сохранение низкого уровня капитализации банков. Для увеличения собственного капитала банков, кроме предоставления субординированных кредитов, надо снять надуманные ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратит уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения.

     Нужно создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию  прибыли. Налог на прибыль должен быть прогрессивным, с минимальной ставкой в 10%. Кроме Того, нужно разработать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономически нормативов.

     Следующей серьезной проблемой денежно-кредитной  политики Банка России является рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования – внешний долг банков на конец сентября 2008 г. (без участия в капитале) составил 198,2 млрд. дол., т.е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы.

     Учитывая  острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

    • обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;
    • увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц в как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;
    • страхование средств юридических лиц в банках;
    • законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов – данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
    • предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20% размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках (данный законопроект уже внесен в Государственную думу).
    • обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков[1].

     Минфин  должен размещать в банках депозиты пропорционально привлеченным срочным  вкладам граждан. Иными словами, вместо размещения средств в банках на платной основе следует предоставлять  им долгосрочные беспроцентные кредиты в зависимости от суммы средств на долгосрочных вкладах граждан. Это позволит решить проблемы «спасения» сбережений российских граждан от инфляционного обесценения и удешевить ресурсную базу банков. Разумеется, такие бесплатные кредитные ресурсы нужно использовать только для кредитования производственно-транспортных предприятий, входящих в перечень компаний, имеющих право на получение льготных кредитов. Он должен утверждаться правительством, исходя их необходимости развития экспорта высокотехнологичной продукции торгуемого сектора в целом[25].

     Следует также реализовать селективные  меры по борьбе с инфляцией: 1) замещение займов корпораций кредитами Банка Развития за счет увеличения его уставного капитала и эмиссии им облигаций по госгарантии; 2) ужесточение антимонопольного регулировании и других немонетарных мер антиинфляционной политики; 3) широкомасштабные бюджетные инвестиции в развитие высокотехнологичного сектора, инноваций, инфраструктуры и сектора общественных услуг, что повысит эффективность экономики.

     Для этого надо создать систему институтов бюджетной поддержки и кредитного стимулирования высокотехнологичных  секторов экономики и инновационно активных предприятий, включая корпорации развития. Она должна состоять из: 1) различных налоговых льгот; 2) прямых субсидий на производство продукции; 3) субсидирования бюджетом фондов заработной платы; 5) субсидирования бюджетом процентных ставок по привлекаемым от российских банков инвестиционным кредитам для реализации инвест-проектов, одобренных правительством[26]. 

     Заключение

     Денежно-кредитная  политика – это часть единой макроэкономической политики государства, предполагающая целенаправленной воздействие на денежно-кредитную  систему посредством преимущественно  рыночных инструментов с целью создания условий для экономического роста.

     Суть  денежно-кредитной политики сводится к установлению целей и задач  денежного регулирования и определения  механизма их достижения.

     Главная роль в реализации денежно-кредитной политики отводится Центральному банку. Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

     Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

     Для достижения своих стратегических целей  центральный банк может проводить  политику денежно-кредитной рестрикции либо денежно-кредитной экспансии.

     Политика  денежно-кредитной рестрикции (ограничительная  денежно-кредитная политика) направлена, как правило, на сжатие денежной массы  и рассматривается как один из основных компонентов антиинфляционного регулирования экономики. Выделяют два варианта такой политики. Денежно-кредитная рестрикция может осуществляться путем непосредственного  воздействия на величину денежной массы и кредитного оборота. Второй вариант денежно-кредитной рестрикции  - косвенное регулирование масштабов безналичного оборота денег, которое осуществляется прежде всего посредством повышения процентных ставок в экономике. Речь идет о повышении норм обязательных резервов, учетной ставки и ставки рефинансирования, что закономерно приводит к удорожанию кредита и снижению спроса на заемные ресурсы.

     В случае необходимости стимулирования экономического роста, деловой активности в обществе монетарные власти проводят политику денежно-кредитной экспансии, которая характеризуется снижением  процентных ставок.

     Денежно-кредитное  регулирование экономики может  осуществляться с помощью административных и рыночных инструментов.

     К административным методам регулирования  экономических процессов относятся  такие способы перераспределения  денежных средств, которые реализуются путем прямого вмешательства органов государственного управления (как правило, это прямые количественные ограничения кредитной деятельности). Такой метод воздействия на народно-хозяйственный комплекс существует всегда и во всех странах, независимо от общественно-политического устройства. Различна лишь степень вмешательства в функции управления хозяйствующими субъектами со стороны государственных органов.

     Экономические методы регулирования включают создание таких условий, которые стимулировали бы субъекта предпринимательской деятельности к выполнению действий, необходимых для общества. При этом не предполагается прямого воздействия со стороны органов управления. Степень охвата экономическими методами управления перераспределительных процессов в обществе показывает уровень экономической и политической свободы, зрелость общественного сознания, степень независимости бизнеса от государственной власти.

     И административные, и экономические  методы управления равно необходимы для эффективного функционирования народно-хозяйственного комплекса. Перекос в сторону одного из методов при недооценке другого влечет за собой серьезные диспропорции в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.

     Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

     процентные  ставки по операциям Банка России;

     операции  на открытом рынке;

     рефинансирование  банков;

     валютное  регулирование;

     установление ориентиров роста денежной массы;

     прямые  количественные ограничения.

 

     Для денежно-кредитной политики Банка  России характерен ряд проблем. Среди  них главными являются: 

  1. сохранение низкого уровня капитализации банков;
  2. отсутствие длинных финансовых ресурсов у банков;
  3. зависимость российских банков от внешних источников финансирования;
  4. неэффективное управление золотовалютными резервами и др.

     Для решения этих проблем предлагается реализовать следующие меры:

      1. расширить Ломбардный список  ЦБ, а также круг российских эмитентов, обязательства которых могут служить обеспечением кредитов ЦБ;
      2. при предоставлении рефинансовых кредитов отказаться от использования рейтингов зарубежных агентств;
      3. предоставление беззалоговых кредитов ЦБ банкам в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан;
      4. создание собственной системы долгосрочного фондирования на внутреннем рынке;
      5. отменить проведенные ЦБ повышения ставки рефинансирования, а также сделать снижение нормативов обязательных резервов постоянным (в части обязательств перед резидентами);
      6. освобождение от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию;
      7. введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капиталов банков.
      8. снижение ставки рефинансирования до 4-6%;
      9. снижение или компенсирование вмененных издержек банков; выплата процентов по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах ЦБ;
      10. расширение объема рефинансирования банков на несколько трлн. руб.
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. Меры денежно-кредитной  политики ЦБ РФ

29.01.07 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10,5%.
19.06.07 Ставка рефинансирования Банка России снижена до 10%.
01.07.07 Повышен норматив обязательных резервов по обязательствам перед банками-нерезидентами  в валюте Российской Федерации и  иностранной валюте, а также по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%, по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – до 4%.
11.10.07 Временно (сроком на три месяца - с 11 октября 2007 г. по 14 января 2008 г.) для повышения ликвидности банковского сектора все нормативы обязательных резервов снижены на 1 процентный пункт.
01.11.07 Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов повышен до 0,4.
04.02.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,25%.
01.03.08 Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных  организаций перед физическими  лицами в валюте Российской Федерации  повышен до 4,5%, по обязательствам кредитных  организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 5,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,45.
29.04.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,5%.
10.06.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 10,75%.
01.07.08 Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных  организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,0%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 7,0%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 5,5%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,5.
14.07.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 11,0%.
01.09.08 Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации повышен до 5,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 8,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 6,0%. Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,55.
18.09.08 Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации снижен до 1,5%, по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте – до 4,5%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – до 2,0%.
01.10.08 Коэффициент усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов увеличен до 0,6.
15.10.08 Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по всем категориям резервируемых обязательств временно (с последующими повышениями в феврале и марте 2009 года) снижен до 0,5% в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора.
12.11.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 12,0%.
01.12.08 Ставка рефинансирования Банка России повышена до 13,0%.
24.04.09 Ставка рефинансирования понижена до 12,5%
01.05.09 Норматив  обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций по каждой категории резервируемых обязательств устанавливается в размере 1,5%.*
01.06.09 Норматив  обязательных резервов по обязательствам кредитных  организаций по каждой категории резервируемых  обязательств устанавливается в размере 2,5%.*

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ