Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 20:35, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики, проводимой Центральным Банком Российской Федерации, на основе изучения ее теоретических аспектов.

Предмет исследования – денежно-кредитная политика Российской Федерации.

Основные задачи исследования:

- изучение сущности денежно-кредитной политики, ее направлений и инструментов;

- определение роли Центрального банка в проведении денежно-кредитной политики Российской Федерации;

- выявление проблем в области проведения денежно-кредитной политики;

- предложение путей совершенствования проведения денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы организации деятельности ЦБ РФ 5
1.Сущность и функции ЦБ РФ 5
2.Сущность, цели и функции денежно-кредитной политики 9
2.Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ в современных условиях 19
2.2. Обязательные резервы 22

2.3. Операции на открытом рынке 27

2.4. Рефинансирование кредитных организаций 28

3.Проблемы в области денежно-кредитной политики и пути их решения
32

Заключение 41

Приложения 45

Список использованной литературы 56

Работа состоит из  1 файл

Денежно-кредитная политика ЦБ.doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

     Чем выше устанавливает Центральный  банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

     Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,

     где Ms - предложение денег,

     cr - коэффициент депонирования ( наличность -депозиты ),

     rr - норма резервирования ( резервы  - депозиты ),

     MB - денежная база.

     На  практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку  сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого  инструмента через мультипликатор значительна[16].

     Рефинансирование  кредитных организаций

     Под рефинансированием понимают предоставление центральным банком кредитов головным кредитным организациям.

     Ставка  рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования -  нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов.

     Еще одним классическим инструментом в  практике центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые  центральный банк предоставляет  коммерческим банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.

     Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российской экономики.

     Как известно, повышение ставки рефинансирования влечет за собой «удорожание» кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

     В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.

     Валютные интервенции - это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы. Главная цель данного мероприятия – укрепление позиций национального производителя на внешнем товарном рынке. Подчиненной ею целью может быть поддержание позиций национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте. Когда эти цели меняются местами. валютная политика теряет смысл, а центральный банк проводит регулирование рынка лишь с количественных позиций.

     Операции на открытом рынке

     Операции  на открытом рынке - покупка и продажа  государственных ценных бумаг с  целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем  изменения объема купли-продажи  ценных бумаг и уровня цен, по которым  они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке - третий способ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю - продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

     Когда ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого  банка, он увеличивает сумму на резервном  счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном Банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

2. Особенности денежно-кредитной  политики ЦБ РФ  в современных  условиях

     Как орган денежно-кредитного регулирования  Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

     Характер  проводимой денежно-кредитной политики зависит от степени независимости Центрального Банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральным банком, в то же время Центральный Банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

     Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включает в себя:

     1)проведение  исследований по проблемам экономики  и состоянию денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;

     2) определение направлений денежно-кредитной  политики;

     3) выбор основных инструментов  денежно-кредитного регулирования;

     4) создание и ведение базы статистических  данных по объему денежной  массы, кредитам и сбережениям;

     5) составление денежных программ  и контроль за их выполнением.

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными  инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

     процентные  ставки по операциям Банка России;

     операции  на открытом рынке;

     рефинансирование  банков;

     валютное регулирование;

     установление  ориентиров роста денежной массы;

     прямые  количественные ограничения.

 

     Единая  государственная денежно-кредитная  политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий  для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

     В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции — до 5—6.8% в 2011 году. При этом на 2009 год ставится задача снизить инфляцию до 7—8,5% из расчета декабрь к декабрю.

     В 2009 году будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние годы, однако вследствие изменения макроэкономических условий ее проведения  потребуется перенос акцента с программирования денежного предложения на использование процентной ставки и перехода от управления валютным курсом к режиму свободно плавающего валютного курса.

     Банк  России намерен в указанный период завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины, в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

     Общемировая тенденция существенного роста  цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего  спроса уже 2007 году обусловили более  высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию проведения бесперебойных расчетов.

     Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики.

     В ближайшее время Банк России продолжит  движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волантильность ее стоимости.

     Режим свободно плавающего валютного курса  необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

     Согласно  Основным направлениям денежно-кредитной  политики, система инструментов денежно-кредитного политики в среднесрочной перспективе  будет направлена на решение стратегической задачи – переноса центра тяжести с управления валютным курсом на усиление роли процентной политики Банка России.

     Следует отдельно рассмотреть использование  Банком России каждого инструмента  денежно-кредитной политики в современных  условиях.

     2.1. Обязательные резервные требования

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России.

     В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России.

     В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана выполнять норматив обязательных резервов, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных средств.

     Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России приведены в приложении 2.

     Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций – организаций инкассации. Обязанность по выполнению обязательных резервов возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ