Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и анализ денежно- кредитной политики, выявление ее сильных и слабых сторон, проблемы и пути их решения, сравнение белорусского опыта с зарубежным.
В первом разделе описываются теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов. Во втором разделе проводится анализ результатов денежно-кредитной политики, а также описываются планы на будущее. Последний раздел посвящен проблемам и перспективам развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература и статистические сборники. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика и её типы…………………………………………6
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………….6
1.1.1 Операции на открытом рынке………………………………………………...7
1.1.2 Изменение учётной ставки……………………………………………………8
1.1.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………...10
1.1.4 Ограничение кредитования………………………………………….............11
1.2 Типы денежно-кредитной политики………………………………….............12
2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2010 год и задачи на 2011год…………………………………………………...14
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А…………………………………………………................................34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра денежного обращения, кредита и фондового рынка
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Деньги, кредит, банки
на тему: Денежно-кредитная политика, её цели и особенности
проведения в Республике Беларусь
Студентка
ФФБД, 3-курс, ЗФС-1
Руководитель
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Денежно-кредитная политика и её типы…………………………………………6
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………….6
1.1.1 Операции на открытом рынке………………………………………………...7
1.1.2 Изменение учётной ставки……………………………………………………8
1.1.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………...10
1.1.4 Ограничение кредитования…………………………………………..
1.2 Типы денежно-кредитной политики………………………………….........
2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2010 год и задачи на 2011год…………………………………………………...
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
Приложение А…………………………………………………..........
Денежно-кредитная политики (монетарная) является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под этим термином понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно- кредитной сфере с целью регулирования экономики.
Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще, и финансового в частности, без центрального банка как органа государственного контроля и регулирования невозможно.
Первоначально термин центральный банк подразумевал самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Затем центральные банки постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе исторического развития государство национализировало их.
Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и экономикой страны, регулировании кредитных потоков в стране.
Какие бы функции не возлагались на центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим в себе черты коммерческого банка и государственного ведомства.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется центральным банком страны в два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы, т.е. на соотношение между спросом и предложением на ссудный капитал. Он, центральный банк, стремится достигнуть определенных сдвигов в динамике денежной массы и процентных ставок, добиться изменений в объемах кредитных операций и так далее. Этот этап проходит в рамках банковской системы. На втором этапе измененные финансовые параметры передаются в сферу производства, способствуя его развитию либо сдерживая его.
Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Задача эта достаточно сложная. При разработке и проведении оптимальной денежно-кредитной политики возникает целый ряд проблем и ограничений. Сложность состоит в том, что достижение хороших результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. В частности, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно также сопровождается ростом цен. В то же время меры, направленные на борьбу с инфляцией, ухудшают показатель занятости населения. [5, с. 265]
Целью курсовой работы является ознакомление и анализ денежно- кредитной политики, выявление ее сильных и слабых сторон, проблемы и пути их решения, сравнение белорусского опыта с зарубежным.
В первом разделе описываются теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов. Во втором разделе проводится анализ результатов денежно-кредитной политики, а также описываются планы на будущее. Последний раздел посвящен проблемам и перспективам развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература и статистические сборники. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.
1 Денежно-кредитная политика и её типы
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты
Денежно-кредитная политика традиционно выступает в качестве важнейшего компонента экономической политики государства. Эта часть государственной политики играет стабилизирующую роль в макроэкономике и является инструментом антициклического регулирования. В ее основе лежит ускорение движения и сдерживание прироста денежной массы, а так же изменения стоимости кредита.
Денежно-кредитную политику определяют - как совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны.
Сущность денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка, т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них. В настоящее время эту позицию принято исчислять уравнением ''Количественной теории денег'', которая была сформулирована И. Фишером:
MV=PQ,
где: M – денежная масса;
V – скорость обращения денег;
P – средний уровень цен;
Q – количество сделок.
Это уравнение и означает обусловленность расширенного воспроизводства и реализацию вновь созданного общественного продукта требованием новых платежных средств. Регулирование количества денег в обращении и предоставляемых кредитов особенно важно т.к. с ними связана функция стоимости денег.[6, с. 395]
Под денежно-кредитной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через:
-управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
-обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и различных звеньев финансовых системы через регулирование деятельности банковской системы;
-управление деятельностью финансовых рынков через регламентацию эмиссии ценных бумаг и определение их доходности.[11]
Денежно-кредитная политика ответственна за стабильность цен, поддержание внутренней и внешней стоимости денег.
Основополагающей целью данной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При всех различиях в механизме данной политики в отдельных странах существует общепринятый инструментарий, используемый центральными банками.
Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.
1.1.1 Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (соответственно при продаже ценных бумаг).
В этих операциях участвуют несколько субъектов рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и население. В зависимости от экономической конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической выгоды.
Операции на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции гибки и точны, их можно совершать в любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.[2, с. 467]
Операции на открытом финансовом рынке — это операции Центрального банка по купле-продаже правительственных ценных бумаг по рыночному или заранее объявленному курсу с совершением позднее обратной сделки.
Скупая ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное изменение состоит в том, что у коммерческих банков увеличивается потенциал для кредитования реального сектора экономики. Срабатывание в дальнейшем кредитного мультипликатора приводит к тому, что незамедлительно возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения. При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [2, с. 466]