Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является ознакомление и анализ денежно- кредитной политики, выявление ее сильных и слабых сторон, проблемы и пути их решения, сравнение белорусского опыта с зарубежным.
В первом разделе описываются теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов. Во втором разделе проводится анализ результатов денежно-кредитной политики, а также описываются планы на будущее. Последний раздел посвящен проблемам и перспективам развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература и статистические сборники. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика и её типы…………………………………………6
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………….6
1.1.1 Операции на открытом рынке………………………………………………...7
1.1.2 Изменение учётной ставки……………………………………………………8
1.1.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………...10
1.1.4 Ограничение кредитования………………………………………….............11
1.2 Типы денежно-кредитной политики………………………………….............12
2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2010 год и задачи на 2011год…………………………………………………...14
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А…………………………………………………................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДКБ- Денежно-кредитная политика РБ.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

Беларусь. Наше правительство копирует американское – стимулирует жизнь в долг. При этом оно забывает напомнить белорусам о том, что зарплаты у них – не американские. К тому же мы в отличие от американцев не научились изобретать компьютеры, лекарства, автомобили, телефоны, программное обеспечение и тысячи других товаров, которые пользуются устойчивым спросом во всем мире.

Нам глупо копировать американскую жизнь в долг, потому что сбережений и активов у нас – кот наплакал. Поэтому долг 100% ВВП в США может быть гораздо более «здоровым», чем 50% ВВП в Беларуси.

В 2009г. валовой внешний долг Беларуси вырос на 45,4% и превысил $22млрд. Это уже 45% ВВП. К сожалению, наши власти видят в заимствовании чуть ли не единственный способ поддержать экономику на плаву. Неважно, сколько зарабатывают банки и коммерческие организации. Никто не думает о той нагрузке, которая ляжет на плечи будущих поколений. За кадром анализа остается демографическая бомба.

На 01.01.2010 суммарные долги в Беларуси составили Br107,3трлн. и по сравнению с 1.10.2009 они увеличились на 39,6%. На кредиторскую задолженность приходилось 45,7% этой суммы. На эту дату суммарная просроченная задолженность составила Br7трлн. и за прошедший год выросла на 22,3%. Долги аграрно-промышленного комплекса превысили Br34трлн., из них более Br2трлн. – просроченная задолженность.

Проблемные активы белорусских банков только за январь 2010г. выросли на 15,7% и составили Br3,5трлн. И это в период так называемой стабилизации. По данным Нацбанка активы, которые подвержены кредитному риску, на 1.02.2010 года составили Br71,3трлн. Для сравнения на 1.03.2010 все активы банковской системы составили Br84,4трлн., а требования белорусских банков к белорусским резидентам выросли до Br77,9трлн.

Эти цифры приобретают более зловещий вид в контексте еще одного показателя банковской системы – коэффициента краткосрочной ликвидности. Проще говоря, речь идет о том, может ли банк быстро и в полном объеме выполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе населением, исходя из того, сколько «живых» денег он имеет и может быстро получить. Чем выше этот коэффициент, тем устойчивее банк. Так вот на 1.01.2010 он превысил показатель «3», а отношение ликвидных активов к суммарным составило 28,4%.

Дело не в приватизации и даже не в привлечении многомиллиардного частного кредита. Что-то не спешат коммерческие банки из рыночных стран следовать примеру МВФ. В конце 2009г. Нацбанк открыл Беларусбанку и Белагропромбанку кредитную линию на Br4трлн. Чтобы избежать коллапса банковской системы, эти государственные учреждения получили обязательства НБРБ «до востребования» сроком до 1 года еще на Br10,5трлн. О какой устойчивости национальной банковской системы может идти речь, если без такой огромной инъекции «новых» рублей (эквивалент более $5млрд.) она бы уже давно скукожилась?

Самые большие государственные банки без денежной помощи от НБРБ не смогли бы не только обслуживать живущие за счет бюджета предприятия, но испытывали бы трудности с удовлетворением требований вкладчиков – физических лиц.

Каждый раз, когда Нацбанк требует увеличения объемов кредитования экономики, крупные государственные банки щедро раскрывают свои закрома. В 2010 году они обещали увеличить объем выданных кредитов на 36-40%. Одновременно белорусские банки планируют нарастить депозиты населения на 31-40%. Такие высокие темпы утверждены для того, чтобы в 2010 году ВВП вырос на 11-13%. Заметим, что те же люди в НБРБ и Совмине, которые сегодня требуют от банков увеличить кредитование на 36-40%, в декабре 2009г. обязались перед МВФ ограничиться ростом этого показателя на 15%.

Эта опасная операция называется «долги в обмен на валовой рост». Такой рост нужен тем высоким чиновникам банков и госпредприятий, которые «выбивают» себе бюджетные деньги и без проблем открывают щедрые кредитные линии в госбанках. Для вкладчиков, а также всех тех, у кого хранятся белорусские рубли, жизнь в долг банков и предприятий  – это прямая угроза потери, по меньшей мере, части вкладов.

Рост долгов в экономике опасен еще и тем, что белорусские предприятия, которые эти самые долги должны отдавать, работают все хуже и хуже. Так их чистая прибыль в январе 2010г. упала по сравнению с январем 2009г. аж на 28,5%. Этот показатель сопровождался ростом выручки на 19% при одновременном падении рентабельности на 42,7%!

Если мы будем скатываться в долговую ловушку такими темпами, то уже в 2011 году придется вести тяжелые переговоры по реструктуризации долгов. Заставлять банки увеличивать льготное кредитование, списывать долги хроническим должникам, принуждать предприятия увеличивать валовой продукт, искусственно снижать процентные ставки– это значит рисковать будущим миллионов вкладчиков.[10]

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе было дано определение понятию «денежно-кредитная политика», описаны её инструменты, рассмотрены основные цели государства в области экономики; проведён анализ денежно-кредитной политики в Республике Беларусь, как одной из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платёжного баланса; выяснены проблемы денежно-кредитной политики в зарубежных странах в период экономического кризиса и пути выхода из него, определены задачи на будущий год.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что от денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком любого государства, зависят как успехи или неудачи в области макроэкономического регулирования экономики, так и благосостояние народа. Отсюда ясно. Что денежно-кредитное регулирование является важнейшим инструментом воздействия на экономическую жизнь государства, а поэтому нарушение денежно-кредитного механизма пагубно отражается на состоянии всей хозяйственной жизни. Поэтому вполне закономерно, что в условиях современной рыночной экономики возрастают контрольные и регулирующие функции центральных банков.

Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надёжности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и в конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

Конечно, ещё рано делать окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьёзность задач, стоящих перед денежно-кредитной политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Истоками мирового финансового кризиса стала денежно-кредитная политика финансовых властей США, приведшая к формированию избыточной ликвидности на рынках; активное ипотечное кредитование населения без должного учёта его долгосрочной платёжеспособности; недостаточная степень регулирования национальных финансовых рынков(прежде всего американского) и крупнейших финансовых институтов. Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем.

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.      Деньги, кредит, банки: Учебник/ под ред. О.И.Лаврушина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 464с.

2.      Лемешевский И.М. Макроэкономика (Экономическая теория.Часть3).Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений.- Минск: ФУАинформ, 2004.- 576с.

3.      Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально- экономический аспект: курс лекций/-2-е изд. перераб. и доп.- Минск: ФУАинформ, 2006- 544с.

4.      Прокопович П.П. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2010 год и задачи банковской системы по из реализации в 2011 году/ Банковский вестник, 20011, №4. с. 5-11

5.      Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: уч. пособие.- Минск: Мисанта, 2003.- 512с.

6.      Ясинский Ю.М. Основы Банковского Дела: учеб. пособие.- Минск, 1999.- 456с.

7.      www.bibliotekar.ru/bank-6/

8.      www.itinvest.ru/analytics_new/reviews

9.      www.forexpf.ru/_newses_/

10. www.liberty-belarus.info/Монетарнаяполитика/

11. www/slideshare.net/aldemin1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

                                 

 

 

 

Рисунок А.1- Курс национальной валюты по отношению к корзине   валют                                                

                         (доллар США, евро, российский рубль) в 2010 г.

                                               Примечание-Источник:[4]

                                                                        

 

 

 

               

Рисунок А.2-Международные резервные активы Республики Беларусь, млн.долл.США

                                                         Примечание-Источник:[4]

                              

 

 

Рисунок А.3-Требования банков к экономике в 2006-2010 гг., трлн. руб

                                                    Примечание- Источник:[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок А.4- Среднемесячное значение ставки рефинансирования Национального           банка в 2009-2010 гг., процентов годовых

                                           Примечание- Источник:[4]

 

 

 

Рисунок А.5-Динамика ставок по кредитам и депозитам в белорусских рублях

                                    в 2009- 2010 гг., процентов годовых

                                                   Примечание-Источник:[4]

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

Рисунок А.6-Ресурсная база банков в 2007-2010 гг., трлн. руб.

                                              Примечание-Источник:[4]

                           

 

 

 

Рисунок А.7-Динамика привлеченных денежных средств на душу населения, тыс.руб.

                                                        Примечание-Источник:[4]

 

2

 



Информация о работе Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь