Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является ознакомление и анализ денежно- кредитной политики, выявление ее сильных и слабых сторон, проблемы и пути их решения, сравнение белорусского опыта с зарубежным.
В первом разделе описываются теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов. Во втором разделе проводится анализ результатов денежно-кредитной политики, а также описываются планы на будущее. Последний раздел посвящен проблемам и перспективам развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература и статистические сборники. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика и её типы…………………………………………6
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………….6
1.1.1 Операции на открытом рынке………………………………………………...7
1.1.2 Изменение учётной ставки……………………………………………………8
1.1.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………...10
1.1.4 Ограничение кредитования………………………………………….............11
1.2 Типы денежно-кредитной политики………………………………….............12
2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2010 год и задачи на 2011год…………………………………………………...14
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А…………………………………………………................................34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДКБ- Денежно-кредитная политика РБ.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в                 Республике Беларусь за 2010 год и задачи на 2011 год

 

В 2010 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в условиях постепенного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса как в национальной экономике, так и в экономиках стран — основных торговых партнеров. Вместе с тем, по мнению международных финансовых организаций, последствия кризиса будут сказываться на макроэкономической ситуации многих стран мира еще долгое время.

В Республике Беларусь в 2010 г. ускорились темпы роста объемов производства, доходов населения, потребления и инвестиций. Однако ряд прогнозных показателей оказались не выполнены, среди них, к сожалению, такой принципиально важный для страны показатель, как энергоемкость валового внутреннего продукта. За январь — ноябрь 2010 г. он снизился на

1,1% при прогнозном значении 8—10%.

Неблагоприятно складывались пропорции внешней торговли. Фактический показатель роста импорта соответствовал прогнозному темпу — порядка 121%,но рост экспорта оказался ниже прогнозного показателя на 10 процентных пунктов, составив 118%.

Относительно 2009 г. внешняя торговля инвестиционными и потребительскими товарами имела положительную динамику, но динамика торговли промежуточными товарами — прежде всего такими, как нефть и нефтепродукты, оборудование, черные металлы, машины, химические продукты, — характеризовалась существенным превышением импорта над экспортом. В итоге за 11 месяцев истекшего года отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 6,4 млрд. долл. США.

По итогам прошедшего года в Беларуси обеспечен  существенный рост реального ВВП — на 7,6%. Это хороший результат, если принять во внимание, что в 2010 г. прогнозный рост мирового ВВП оценивался в3—3,3%, стран с развитой экономикой — в 1,9—2,3%, в том числе Европейского союза — в 1%. Для стран с формирующимися рынками указанный прогнозный показатель составлял 5,9—6,2%. Как видим, достигнутый в Республике Беларусь экономический рост превысил средние прогнозные оценки для всех указанных групп стран.

В сложившихся условиях банковская система страны, а также проводимая Национальным банком и Правительством Республики Беларусь денежно-кредитная политика внесли существенный вклад в развитие национальной экономики, обеспечили финансовую стабильность, позволили создать задел для успешного решения задач новой пятилетки.

В условиях неблагоприятной динамики внешней торговли, превышения спроса над предложением на валютном рынке курсовая политика была ориентирована на сохранение финансовой стабильности и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины иностранных валют увеличилась на 1,8% при установленном Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год коридоре возможных колебаний ее стоимости в пределах плюс/минус 10% (рисунок 1). Была поддержана ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта. В январе — ноябре 2010 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. снизился на 6,29%.

По предварительным данным, валютная выручка от экспорта товаров, услуг и прочих поступлений за2010 г. составила 29,3 млрд. долл. США. Относительно выручки за предыдущий год имеет место ее увеличение на 4,1 млрд. долл. США, или на 16,2%.

Валютная выручка, поступившая из стран СНГ, возросла на 5,5 млрд. долл. США, или на 62,6%, а выручка из стран вне СНГ снизилась на 1,4 млрд. долл.США, или на 8,3%.

В истекшем году не удалось достичь поставленных целей по наращиванию международных резервных активов Республики Беларусь. В национальном измерении их прирост составил 176,8 млн. долл. США, или 3% (рисунок 2). В международном измерении произошло снижение данного показателя на621,8 млн. долл. США.

Негативное влияние на динамику международных резервных активов оказал сложившийся в течение года высокий спрос на иностранную валюту со стороны предприятий-резидентов, который составил на чистой основе 6,9 млрд. долл. США. В последнем квартале возрос спрос на валюту со стороны населения, достигнув в итоге 1,5 млрд. долл. США на чистой основе.

Положительную роль в наполнении национального валютного рынка сыграли банки — резиденты Республики Беларусь. За отчетный год они на чистой основе продали валюты на сумму почти 500 млн. долл.США.

Важно отметить, что в прошедшем году удалось удержать инфляцию в рамках прогнозных значений. Прирост индекса потребительских цен за 2010 г. составил 9,9% против 10,1% годом ранее.

Кредитная политика банков была направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Требования банков к экономике на 1 января 2011 г. составили почти 92,9 трлн. руб. (рисунок 3). За отчетный год по номиналу они увеличились на 39,9%, что соответствует прогнозному параметру.

По итогам 2010 г. отношение требований банков к экономике в процентах к ВВП составило 57%, превысив прогнозное значение на 6 процентных пунктов.

Банки, как и ранее, весомо участвовали в реализации крупных государственных социально-экономических программ и мероприятий, осуществляемых по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь. В 2010 г. на эти цели выдано кредитов в сумме 17,8 трлн. руб., что на 3,3 трлн. руб., или в1,23 раза, больше, чем за предыдущий год.

Стратегическим приоритетом в нашей стране традиционно является жилищное строительство. Более того, в условиях кризисного и посткризисного развития данная сфера экономики рассматривается как очень важный рычаг поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики.

Одним из направлений реализации данной стратегии является расширение льготного кредитования банками жилищного строительства. За 2010 г. банки выдали льготных кредитов на цели жилищного строительства в сумме 6,76 трлн. руб., что на2,2 трлн. руб., или в 1,48 раза, превышает объем выдачи за 2009 г.

Совокупная задолженность населения по всем кредитам на цели жилищного строительства и приобретения жилья к 1 января 2011 г. достигла 15,8 трлн.руб., что в 1,5 раза больше, чем на начало прошлого года.

После некоторого спада (на 3,4%), имевшего место в 2009 г., в отчетном году возобновился рост потребительского кредитования. На 1 января 2011 г. задолженность физических лиц по названным кредитам составила 6,72 трлн. руб., что на 20,8% больше, чем на начало 2010 г.

Напряженное финансовое состояние значительной части субъектов хозяйствования существенно повышает основной банковский риск — кредитный. На1 января 2011 г. совокупная проблемная задолженность банков, в которую включены пролонгированная и просроченная задолженность на балансе, проблемная задолженность, вынесенная за баланс, просроченные и неполученные доходы, составила 1,82 трлн.руб. За год данный показатель возрос на 440,0 млрд.руб., или на 32%.

В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 г. на контроле находился более общий показатель — доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску. На начало текущего года сумма проблемных активов, отнесенных к III, IV и V классификационным группам, составила 3,38 трлн. руб., или 3,55% от всех активов, подверженных кредитному риску. Это ниже установленного предельного значения “не выше 10%”.Относительный показатель неплох, но значительные абсолютные суммы проблемных кредитов и активов свидетельствуют о необходимости предельного внимания со стороны банков и Национального банка к проблеме управления кредитным риском.

К положительным результатам отчетного периода необходимо отнести следующее. Если на 1 января2010 г. специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, в целом по системе был сформирован в размере74,9% от расчетной величины, то на начало текущего года — 99,8%, то есть почти соответствовал расчетному нормативу.

Проводимая Национальным банком и банками в отчетном периоде процентная политика была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок. Ставилась цель увеличить доступность кредитных ресурсов для населения и предприятий при сохранении привлекательности банковских депозитов. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту банковских сбережений, существенно повысила доступность кредитных ресурсов для предприятий и населения.

В 2010 г. Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5%годовых на начало года до 10,5% годовых на 1 января2011 г., то есть на 3 процентных пункта, что соответствует прогнозному показателю (рисунок 4).

Исходя из ситуации, складывающейся на денежных рынках в течение 2010 г., были снижены ставки по инструментам Национального банка: по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности — на 5,5 процентного пункта, до 16%годовых, по депозиту овернайт — на 2,5 процентного пункта, до 7% годовых. Данные меры позволили сузить коридор процентных ставок Национального банка по операциям регулирования ликвидности и способствовали сокращению колебаний ставок на рынке межбанковских кредитов.

В целом проводимая центральным банком страны политика обеспечила гибкость в предоставлении ресурсов банкам и снижение уровня процентных ставок на рублевом рынке межбанковских кредитов. Средневзвешенная процентная ставка по однодневному межбанковскому кредиту в белорусских рублях сложилась в декабре 2010 г. на уровне 10,5% годовых против 19,8% годовых в декабре 2009 г. — то есть снизилась на 9,3 процентного пункта.

В период дефицита ликвидности в целях обеспечения нормального платежного процесса, недопущения неплатежей, сглаживания колебаний процентных ставок на рынке межбанковских кредитов Национальный банк оказывал необходимую ресурсную поддержку банкам. В период избытка ликвидности проводились операции на открытом рынке по стерилизации избы-

точной ликвидности. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы в 2010 г. составил 1,13трлн. руб., среднедневной остаток средств банков по операциям изъятия ликвидности — 390,5 млрд. руб.В результате мер процентной и курсовой политики сложилась следующая динамика основных процентных ставок на национальном денежном рынке (рисунок 5).

Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков2 в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 13,7% годовых, что на 7,5 процентного пункта ниже относительно уровня января 2010 г. (21,2% годовых).

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических и физических лиц в национальной валюте в декабре 2010 г. составила 10,2% годовых, что на 7,5 процентного пункта ниже по сравнению с январем 2009 г.

В целях дальнейшего развития платежной системы в 2010 г. проведены мероприятия по повышению эффективности, надежности и безопасности ее функционирования, минимизации рисков, сокращению наличного денежного оборота. Принят ряд нормативных правовых документов, направленных на совершенствование правоотношений участников платежной системы, развитие ценовой политики Национального банка в области оказываемых расчетных услуг, расширение системы безналичных расчетов по розничным платежам и электронного документооборота.

Количество платежей, проведенных автоматизированной системой межбанковских расчетов, за отчетный год по сравнению с 2009 г. увеличилось на 9,2%,но сумма платежей снизилась на 7,1%. Среднедневной оборот составил по сумме 4,3 трлн. руб. (239,6тыс. платежей).

Среднедневной параметр доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков по итогам года составил 99,7% дневного фонда рабочего времени при 99,5%, предусмотренных Основными направлениями. Оценка состояния системы BISS в декабре 2010 г. позволяет сделать вывод, что достигнуто ее полное соответствие Ключевым принципам для системно значимых платежных систем.

Активно продолжались работы по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек. Завершена реализация Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, на 2006—2010 годы. Доля розничного товарооборота с их использованием достигла 7,9%, а платежей за услуги — 9,7%.За пятилетие доля безналичного розничного товарооборота, реализуемого с использованием банковских пластиковых карточек, возросла в 7 раз.

По состоянию на 1 января 2011 г. эмитировано 9,2 млн. единиц банковских пластиковых карточек международных и внутренних платежных систем, или практически 1 карточка на одного жителя страны. По данному показателю мы приблизились к уровню развитых государств. Установлено 3063 банкомата(прирост за год 13,4%) и 3776 инфокиосков (прирост — 27,9%). Более 18 тыс. организаций торговли и сервиса оснащены платежными терминалами, общее число которых приблизилось к 30 тыс.

Проводились работы по дальнейшему развитию единого расчетного и информационного пространства(ЕРИП). В настоящее время к ЕРИП подключены 25расчетных агентов, более 700 производителей услуг, осуществляется прием платежей по более чем 2200 услугам. Во всех областных и районных центрах принимаются платежи по группе жилищно- коммунальных   услуг, связи, иным услугам. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится активная работа по обеспечению приема через ЕРИП налоговых, таможенных и других платежей.

Банковский сектор продолжил динамично наращивать свой потенциал. Совокупный уставный фонд увеличился на 2,47 трлн. руб., что в 2,8 раза больше, чем за 2009 г. В итоге его величина на 1 января2011 г. превысила 12 трлн. руб., или порядка 4 млрд.долл. США в эквиваленте.

Размер иностранного капитала в уставных фондах банков увеличился за отчетный год на 307,5 млрд.руб. Его доля в совокупном уставном фонде на 1 января текущего года равнялась 24,2%.

Объем нормативного капитала банковского сектора на начало 2011 г. составил 17,6 трлн. руб., увеличившись за истекший год на 4,22 трлн. руб., или на31,5%, что выше прогнозного параметра. Достаточность нормативного капитала — один из ключевых показателей устойчивости банков. В целом по системе на начало 2011 г. он составил 20,45%, что в 2,6 раза превышает установленный для отдельного банка минимальный норматив (8%).

Информация о работе Денежно-кредитная политика, её цели и особенности проведения в Республике Беларусь