Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является ознакомление и анализ денежно- кредитной политики, выявление ее сильных и слабых сторон, проблемы и пути их решения, сравнение белорусского опыта с зарубежным.
В первом разделе описываются теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, основные инструменты и типы, а также обосновывается, насколько эффективна денежно-кредитная политика, путем выделения положительных и отрицательных доводов. Во втором разделе проводится анализ результатов денежно-кредитной политики, а также описываются планы на будущее. Последний раздел посвящен проблемам и перспективам развития денежно-кредитной политики в современной экономике Республике Беларусь и зарубежных странах.
В ходе написания курсовой работы использовались такие источники как периодические издания, научная литература и статистические сборники. Следует отметить, что данная тема хорошо освещена в литературе, что свидетельствует об актуальности проблемы денежно-кредитной политики.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Денежно-кредитная политика и её типы…………………………………………6
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………….6
1.1.1 Операции на открытом рынке………………………………………………...7
1.1.2 Изменение учётной ставки……………………………………………………8
1.1.3 Изменение норм обязательных резервов…………………………………...10
1.1.4 Ограничение кредитования………………………………………….............11
1.2 Типы денежно-кредитной политики………………………………….............12
2 Анализ результатов денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
за 2010 год и задачи на 2011год…………………………………………………...14
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...33
Приложение А…………………………………………………................................34
С учетом динамики других нормативов безопасного функционирования, сложившейся к настоящему времени, уровень устойчивости банковского сектора в целом можно охарактеризовать как достаточный для противостояния в краткосрочном периоде возможному воздействию негативных событий.
Важный параметр потенциала банковской системы — ресурсная база. На начало 2011 г. банками привлечено ресурсов в объеме 127,54 трлн. руб. (рисунок6). За истекший год сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 44,26 трлн. руб., или на53,2%. Это выше прогнозного значения, которое составляло 31—36%.
Следует отметить, что средства физических лиц продолжают оставаться важным источником пополнения ресурсной базы белорусских банков. Так, привлеченные банками средства физических лиц к началу2011 г. достигли 24,3 трлн. руб., а их доля в ресурсной базе составила 18%.
За отчетный период прирост средств физических лиц в банках составил 5,57 трлн. руб., или 29,7%. Доверие населения к отечественным банкам сохраняется. Это один из главных показателей качества нашей работы.
В среднем на 1 жителя республики на начало2011 г. приходилось почти 2566 тыс. рублей сбережений, размещенных в банковских вкладах и сберегательных сертификатах, что эквивалентно 855,3 долл.США (рисунок 7).
Прибыль, полученная банками за 2010 г., составила 1,7 трлн. руб., а это в 1,6 раза больше, чем за предыдущий год. Наряду с инвестициями в уставный фонд прибыль позволила банкам сохранить достаточную степень защищенности от принимаемых на себя рисков.
Продолжалось совершенствование методологии и практики банковского надзора. В республике внедрена единая система планирования контрольно-надзорной деятельности, включая надзорную деятельность Национального банка. Повышена степень информационной прозрачности банков; определен порядок получения сведений из Кредитного регистра для использования в надзорных целях; усовершенствована процедура оценки руководителей банков на предмет соответствия квалификационным требованиям. Уточнены требования к аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудит банков, банковских групп и банковских холдингов.
Значительная работа проведена по приближению национального банковского законодательства к международным стандартам и нормативам. С учетом рекомендаций миссии Международного валютного фонда и Всемирного банка ведется подготовительная работа по внесению изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь. Принят ряд нормативных правовых актов, обеспечивающих внедрение международных стандартов в национальное законодательство по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности.
Выполнялись планы международного межбанковского сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, в целом СНГ. Реализовывались программы сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития.
На двусторонней основе прошли встречи руководителей, подписаны представляющие взаимный интерес соглашения с центральными банками Китая, Турции, Литвы, Польши.
Национальный банк совместно с заинтересованными министерствами Республики Беларусь, центральными банками и министерствами Казахстана и Российской Федерации провели большую работу по формированию правовой базы таможенного союза и Единого экономического пространства.
В апреле 2010 г. успешно завершена программа стенд-бай с МВФ, заключенная в январе 2009 г. Общий объем финансовых ресурсов, предоставленных республике в рамках программы, составил 3,46 млрд.долл. США.
Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в целом выполнили Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 г., обеспечив:
● стабильность обменного курса белорусского рубля;
● снижение уровня процентных ставок на денежном рынке;
● расширение кредитной поддержки банками экономики;
● рост активов и нормативного капитала банковского сектора;
● надежное функционирование платежной системы.
В текущем 2011 г. перед банковской системой и страной в целом стоят масштабные, сложные и во многом качественно новые задачи. Особенность предстоящего года — обеспечение высоких устойчивых темпов социально-экономического развития Республики Беларусь за счет роста эффективности производства по всем направлениям — от поддержки проектов, ориентированных на снижение энергоемкости, материалоемкости, импортоёмкости производства, до стимулирования деловой инициативы, восприимчивости к новым технологиям во всех звеньях экономики. Критерий успешной работы в данном направлении —рост конкурентоспособности, укрепление позиций отечественных производителей на мировом рынке, улучшение пропорций экспорта и импорта. Как итог — достижение к 2014 г. положительного сальдо внешней торговли.
Приоритетной задачей денежно-кредитной политики в наступившем году является поддержание внешней и внутренней сбалансированности экономики Беларуси как важнейшего условия ее динамичного развития.
Курсовая политика сохранит за собой ключевую роль, имея целью обеспечить адаптацию экономики к возможным внешним воздействиям и ограничить рост потребительских цен. Национальный банк сохранит режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора колебаний плюс/минус 8% от центрального значения, равного стоимости корзины на начало2011 г.
Процентная политика ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок на положительном уровне в реальном выражении, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте при доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
С учетом прогнозируемого на 2011 г. уровня инфляции в 7,5—8,5% к концу текущего года ставка рефинансирования может составить 8—10% годовых, процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору в белорусских рублях — 11—13% годовых, по новым срочным депозитам в рублях — 9—11% годовых.
Международные резервные активы предполагается увеличить не менее чем на 1,2 млрд. долл.США. Решение данной задачи во многом будет определяться принимаемыми Правительством Республики Беларусь мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики, снижению сальдо внешней торговли товарами и услугами до 9% от ВВП, привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 6,5 млрд. долл. США.
В 2011 г. требуется обеспечить прирост депозитов физических лиц в объеме 6,4—7,2 трлн. руб., при этом большая часть из них должна быть в белорусских рублях и с длительными сроками привлечения. Крайне важно разработать и внедрить новые банковские продукты, стимулирующие приток депозитов населения в национальной валюте на долгосрочной основе и обеспечивающие рост доли указанных депозитов в ресурсной структуре.
В целом среди источников формирования ресурсной базы банков должны преобладать средства субъектов хозяйствования, населения и нерезидентов Республики Беларусь.
Параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 г. предполагают увеличение объемов кредитования экономики на24—25%. При этом банкам следует более активно работать с малым и средним бизнесом, оказывая максимальную кредитную поддержку его становлению и дальнейшему развитию.
Особенностью экономики 2011 г. и ближайшего пятилетия является ускоренный рост доли малого и среднего бизнеса в производстве товаров и услуг. Предпринимательство должно стать основой развития экономики, обеспечить ее гибкость, инновационную активность, быстрое реагирование на изменение внешних факторов и рыночной конъюнктуры. Малый и средний бизнес, возникающие на его основе более крупные негосударственные предприятия и предприятия смешанной формы собственности должны оперативно осваивать производство новых видов продукции и услуг, создавать рабочие места в малых, средних городах, сельской местности, расширять экспортный потенциал страны, производить продукцию, заменяющую ныне импортируемую. Малый и средний бизнес к концу следующего пятилетия должен производить такой объем ВВП, какой производит сейчас вся национальная экономика в целом.
Банковский сектор может и должен сыграть здесь самую активную роль. Никто лучше банков не знает производственного, технологического, интеллектуального потенциала своих клиентов и партнеров из малого и среднего бизнеса, деловой конъюнктуры в той или иной отрасли экономики, в том или ином регионе.
Банки, опираясь на свои знания, опыт, потенциал, должны не просто расширить кредитную поддержку предпринимателям, вновь создающимся малым и средним предприятиям, но и оказывать им помощь в деловой ориентации, разработке, сопровождении и своевременной корректировке бизнес-планов. Банкам необходимо содействовать своим клиентам и партнерам в налаживании внутриреспубликанских и международных деловых связей, выходе на зарубежный рынок, замещении импортируемой продукции лучшей или равной по качеству отечественной.
Для этого целесообразно иметь в каждом банке специализированные подразделения, ориентированные на работу с предпринимателями, малыми и средними предприятиями.
Особым вниманием и поддержкой банков должны пользоваться предприятия, которые уже работают на экспорт, обладают экспортным потенциалом или ставят перед собой такую цель. Предпринимательский негосударственный сектор экономики должен иметь положительное сальдо внешней торговли как в целом, так и по каждому предприятию, выходящему на внешний рынок, в отдельности. Это цель и критерий спешности государственной экономической политики в отношении данного сектора экономики.
Второй особенностью кредитной политики, осуществляемой начиная с 2011 г., становится широкое участие негосударственных банков в кредитовании государственных программ социально-экономического развития на взаимовыгодных условиях в рамках государственно-частного партнерства. Республика Беларусь заинтересована в привлечении средств негосударственных банков и средств нерезидентов в те секторы экономики, которые ранее традиционно обслуживались государственными банками.
Как ожидается, активы банковского сектора в текущем году вырастут на 21—22%, что потребует поддержания нормативного капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков. Поэтому банкам следует осуществить меры по увеличению нормативного капитала не менее чем на 15—21%.
Актуальным остается вопрос качества кредитного портфеля банков. Перед банковским сектором в 2011 г. ставится задача обеспечить долю проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне не выше 8%.
Как и ранее, банкам следует продолжать работу по повышению эффективности систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля.
Среди приоритетов банков остаются: внедрение новых технологий, расширение спектра услуг, повышение их качества, применение современных стратегий продажи банковских продуктов.
Кроме того, должна надежно функционировать национальная платежная система. Необходимо и далее повышать ее эффективность, надежность, безопасность.
В рамках международного сотрудничества следует продолжить реализацию мероприятий по интеграции банковской системы Республики Беларусь с банковскими системами государств таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, СНГ в целом. Следует и далее активно развивать взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с МВФ, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными банками.
В наступившем году национальная банковская система должна сделать все необходимое для успешного социально-экономического развития страны, повышения благополучия ее граждан, усиления собственного потенциала.[4]
3 Проблемы и перспективы денежно-кредитной политики в Беларуси и зарубежных странах
Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно- кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере наиболее развитых стран мира –США, Великобритании, Японии, Китае и России.
Соединённые Штаты Америки. Ведущие экономики мира (американская в первую очередь) имеют кредитную основу: львиная доля денежного оборота в них обеспечивается банковской системой, снабжающей займами всех экономических агентов, а также разнообразными фондами, привлекающими частные сбережения и вкладывающими их в ценные бумаги, что позволяет всем получать неплохие доходы. Поэтому самый широкий денежный мультипликатор (отношение М3 к денежной базе), показывающий способность финансовой системы «умножать» казённую наличность, в США все последние десятилетия был очень высок – существенно выше 10. Это наполняет ликвидностью все каналы денежного обращения, обеспечивает возможность экономического роста.