Денежно-кредитное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

За годы независимости в Казахстане проведены реформы, направленные на развитие рыночных отношений: приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, пенсионная реформа, реформа государственного управления и др. Нельзя не признать, что за годы преобразований были достигнуты положительные экономические результаты, заключающиеся в достижении высоких темпов роста экономики, снижении инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизации цен и обменного курса тенге, улучшении инвестиционного климата. Во многом благодаря денежно-кредитному регулированию Национального Банка Республики Казахстан в стране удалось добиться финансовой стабилизации.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений………………………………………………………………………

1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования ………

1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……….

Глава 2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Роль Национального Банка РК в организации регулятивной и надзорной деятельности……………………………………………………...

2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на современном этапе и ее анализ……………………………………………………………....

Глава3. Пути совершенствования денежно-кредитного регулирования

3.1 Основные меры НБ РК, принятые для совершенствования денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика ……

3.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Ангелина 3.01.12doc.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

      Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно - кредитную политику Республики Казахстан. Денежно - кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен. [2]

      Денежно – кредитное регулирование осуществляется путем установления:

  1. официальной ставки рефинансирования;
  2. уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно - кредитной политики;
  3. нормативов минимальных резервных требований;
  4. в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

      В целях реализации денежно - кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

     1) предоставление займов;

     2) прием депозитов;

     3) валютные интервенции;

     4) выпуск краткосрочных нот Национального Банка Казахстана;

     5) покупка и продажа государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;

     6) переучет коммерческих векселей;

     7) другие операции по решению Правления Национального Банка.

      Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

      Национальный Банк Казахстана производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет коммерческих векселей.

      Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций денежно - кредитной политики.

      В целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований.

      Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков.

      Структура обязательств банков, принимаемых для расчета, условия выполнения минимальных резервных требований и порядок их резервирования, а также нормативы минимальных резервных требований устанавливаются Национальным Банком Казахстана.

      Изменение нормативов минимальных резервных требований вводится в действие не раньше чем через месяц со дня принятия такого решения.

      При нарушении нормативов минимальных резервных требований банки несут ответственность установленную законами Республики Казахстан.

      В десятидневный срок со дня назначения председателя ликвидационной комиссии Национальный Банк Казахстана возвращает ликвидационной комиссии банка зарезервированные у него средства.

      Покупка и продажа государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно - кредитной политики.

      Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно - кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно - кредитной политики.

      Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно - кредитной политики.

      Порядок, условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются Национальным Банком Казахстана.

      Национальный Банк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.

      Предметом залога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка Казахстана.

      Валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли - продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге.

      Валютные интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно - кредитной политики.

      Порядок, условия привлечения и погашения, сроки и лимиты привлечения депозитов определяются Национальным Банком Казахстана.

      Национальный Банк Казахстана вправе привлекать депозиты как в национальной, так и в иностранной валюте.

      Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана - государственные ценные бумаги, эмитируемые Национальным Банком Казахстана.

      Порядок и условия выпуска, размещения, обращения и погашения краткосрочных нот определяются Национальным Банком Казахстана.

      Национальный Банк Казахстана в соответствии с целями денежно - кредитной политики вправе осуществлять выпуск краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте.

      Национальный Банк Казахстана устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету Национальным Банком Казахстана.

      Под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. [2]

      Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно - кредитного регулирования.

      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2011 года № 61 «О некоторых вопросах Национального Банка Республики Казахстан» образованы Комитет по развитию регионального финансового центра города Алматы Национального Банка Республики Казахстан и Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.

        Задачи и функции Национального Банка Казахстана и вышеуказанных Комитетов определены Законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» и «О региональном финансовом центре города Алматы».

        Так, Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет регулятивные функции, а Комитеты являются его ведомствами, осуществляющими в пределах своей компетенции реализационные и контрольные функции в сфере развития регионального финансового центра города Алматы, а также контрольные и надзорные функции финансового рынка и финансовых организаций, включая защиту прав потребителей финансовых услуг.

      В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан 12 апреля 2011 года функции и полномочия по регулированию финансового рынка и финансовых организаций переданы в компетенцию Национального Банка Республики Казахстан. Произошла реструктуризация .

      Объединение связано с оптимизацией организационной структуры Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан с учетом упразднения Агентства по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и передачи его функций Национальному Банку. Функции регулирования финансового рынка на сегодняшний день относятся к компетенции Национального Банка. КФН, в свою очередь, осуществляет исключительно надзорные функции.

      В связи с этим внутри КФН сформирована новая организационная структура, предусматривающая разделение функции дистанционного надзора от инспектирования. Прежняя структура предусматривала отдельные департаменты, каждый из которых курировал определённый сектор финансового рынка и одновременно занимался методологией регулирования, дистанционным надзором и инспектированием.

      Прогнозируется, что объединение окажет только положительный эффект на развитие субъектов страхового рынка, пенсионных фондов и участников рынка ценных бумаг, учитывая, что будет применяться единый подход к дистанционному надзору.  

    1.   Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на  современном этапе и ее анализ

      В конце 2010 года НБ РК разработал основные направления денежно-кредитной политики РК на 2011-2013 год. Ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США за баррель. При реализации всех сценариев развития экономики основной целью НБ РК является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%.[3], [4] 

Таблица 1. Прогноз реального ВВП и показателей платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям 

  2011 2012 2013
  35  65  80 35  65  80 35  65  80
Реальный  рост ВВП, % -0,5  3,1  4,7 0,9  3,3  4,9  1,9  3,5  5
Текущий счет, в % к ВВП -7,2  0,9  1,6  -5,8  1,5  1,5  -4,7  1,9  1,4
Платежный баланс, в % к ВВП 1,9  2,8  2,6  -0,4  1,9  1,8  -1,8  2,2  0,6

    Источник: www.nationalbank.kz 

      При всех трех сценариях было принято  во внимание планируемое в 2011 году повышение  пенсий, пособий, заработных плат и  других социальных выплат из бюджета. Данное повышение потребует соответствующих мер со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в части поддержания совокупного предложения на уровне, соответствующем совокупному спросу в экономике

      При реализации первого сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2013 году.

      В рамках данного сценария ожидается  снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения.

      Снижение  спроса экономики на деньги будет  сопровождаться сокращением денежного  предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах  денежное предложение несколько  увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными.

      По  оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая.

      В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению  с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2010 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2011-2013 годах замедлятся по сравнению с 2010 годом.

     Счет  операций с капиталом и финансами  в 2011-2013 годах сохранится положительным. Однако к концу прогнозного периода чистый приток может сократиться, главным образом, за счет снижения потребности в валовом поступлении прямых иностранных инвестиций в крупные нефтегазовые проекты, если не начнется реализация новых этапов работ в этих проектах. .[3] ,[4]

      На  этом фоне ожидается, что текущий счет и общий платежный баланс в 2011-2013 годах будут положительными.

      Темпы расширения денежного предложения  будут соответствовать темпам роста  номинального ВВП в 2011-2013 годах. В  соответствии с третьим сценарием  темпы экономического роста в Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются на более высоком уровне по сравнению с предыдущими сценариями.

      По  сравнению с предыдущим сценарием, при более высоком уровне экспортных доходов и фиксированных объемах  трансферта в республиканский бюджет ускорятся темпы роста иностранных активов Национального фонда Республики Казахстан. Это будет способствовать увеличению оттока по счету операций с капиталом и финансами по сравнению с предыдущим сценарием.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики