Денежно-кредитное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание

За годы независимости в Казахстане проведены реформы, направленные на развитие рыночных отношений: приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, пенсионная реформа, реформа государственного управления и др. Нельзя не признать, что за годы преобразований были достигнуты положительные экономические результаты, заключающиеся в достижении высоких темпов роста экономики, снижении инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизации цен и обменного курса тенге, улучшении инвестиционного климата. Во многом благодаря денежно-кредитному регулированию Национального Банка Республики Казахстан в стране удалось добиться финансовой стабилизации.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения

Содержание

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений………………………………………………………………………

1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования ………

1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……….

Глава 2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики

2.1 Роль Национального Банка РК в организации регулятивной и надзорной деятельности……………………………………………………...

2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на современном этапе и ее анализ……………………………………………………………....

Глава3. Пути совершенствования денежно-кредитного регулирования

3.1 Основные меры НБ РК, принятые для совершенствования денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика ……

3.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования………...

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Ангелина 3.01.12doc.doc

— 310.50 Кб (Скачать документ)

      В 3 квартале 2011 года уменьшилась доля предприятий, на хозяйственную деятельность которых негативно повлияло изменение курса тенге по отношению к евро и российскому рублю (с 12,7% и 14,7% во 2 квартале 2011 года до 10,5% и 11,4% в 3 квартале 2011 года, соответственно). Число предприятий, имеющих негативные последствия от изменения курса тенге к доллару США, незначительно увеличилось (с 13,6% до 14,7%). Большинство же предприятий (по отношению к евро - 63%, по отношению к российскому рублю - 60,7% и по отношению к доллару США - 60,4%), по прежнему, не испытывало влияния курса тенге к рассматриваемым валютам.

      Произошел определенный рост доступности кредитных  ресурсов банков, о чем свидетельствуют  снижение процентной ставки по кредитам в тенге (с 13,4% во 2 квартале 2011 года до 13,2% в 3 квартале 2011 года) и снижение числа предприятий (с 4,5% во 2 квартале 2011 года до 3,9% в 3 квартале 2011 года), обратившихся в банк за кредитом и не получивших его. Как следствие, заметно улучшилась инвестиционная и кредитная активность предприятий, особенно в торговле, обрабатывающей промышлености и строительстве. При этом увеличилось число предприятий, использующих кредиты для финансирования оборотных средств (с 17,2% во 2 квартале 2011 года до 19% в 3 квартале 2011 года) и инвестиций (с 5,1% во 2 квартале 2011 года до 5,5% в 3 квартале 2011 года). Доля предприятий, не финансировавших инвестиции, заметно снизилась (с 39,2% во 2 квартале 2011 года до 35,3% в 3 квартале 2011 года).

      Продолжился рост спроса на продукцию предприятий  во всех отраслях реального сектора (кроме сельского хозяйства), хотя и более замедленными темпами. Темпы роста снизились за счет уменьшения доли предприятий, спрос на продукцию которых увеличился, до 25,3% (29,1% во 2 квартале 2011 года).

      Темпы роста цен на готовую продукцию предприятий в 3 квартале 2011 года по сравнению со 2 кварталом 2011 года снизились за счет увеличения числа предприятий, отметивших снижение цен до 8,4% (5,8% во 2 квартале 2011 года). Снижение темпов роста цен на готовую продукцию отмечено во всех отраслях экономики, кроме отрасли «операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям», в которой наблюдалось их увеличение. Наибольшее снижение темпов роста цен произошло в обрабатывающей и добывающей промышленности. В 4 квартале 2011 года ожидается дальнейшее замедление темпов роста цен.

      В 3 квартале 2011 года, несмотря на замедление роста, цены на сырье и материалы  остались высокими. В целом по выборке, доля предприятий, отметивших рост цен  на сырье и материалы, составила 52,7%, и лишь 2,9% предприятий отметили снижение цен. В 4 квартале 2011 года ожидается дальнейшее заметное замедление темпов роста цен.

      Финансовое  положение реального сектора  улучшилось за счет увеличения числа  предприятий со средней рентабельностью (до 44,9%), соответственно уменьшилась доля убыточных и низкорентабельных предприятий - до 24,3%.

      В настоящее время ситуация в мировой экономике остается нестабильной. Одной из основных причин этого являются проблемы в макроэкономическом развитии США и некоторых стран Европейского союза. Между тем складывающаяся в настоящее время ситуация в мировой экономике является продолжением кризисных явлений, начавшихся в 2008-2009 годах. Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и на национальном уровне. Слабые стороны были выявлены в структуре государственного регулирования и в деятельности самих финансовых институтов.

        Казахстан в целом сумел успешно справиться с проблемами, возникшими в период кризиса. Удалось сохранить стабильное развитие финансового сектора, поддержать реальную экономику, снизить безработицу. В настоящее время перед Казахстаном стоит ряд задач, решение которых требует особых усилий, как со стороны Национального банка, так и со стороны Правительства.

        С учетом уроков нынешнего кризиса были приняты и принимаются меры по минимизации возможного негативного влияния на Казахстан, в случае реализации рисков в мировой экономике. Меры экономической политики в рамках компетенции Национального банка на среднесрочный период отражены в разрабатываемых ежегодно основных направлениях денежно-кредитной политики. Меры долгосрочного характера предусмотрены Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, утвержденной Указом Президента РК № 923 от 1 февраля 2010 года.

      Национальный банк при разработке и проведении денежно-кредитной политики осуществляет постоянный мониторинг и анализ ситуации во внутренней и внешней экономиках, оценивает возможные риски, которые могут оказать негативное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане. При этом вне зависимости от существующих и потенциальных рисков, как внутри экономики, так и за ее пределами, основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Вопросы обеспечения стабильности финансового сектора и устойчивости национальной валюты также являются стратегическими задачами для Национального банка. Соответственно, меры в этом направлении принимаются на постоянной основе.

      В сентябре 2011 года наблюдалось ослабление тенге по отношению к доллару США. В октябре тенге был стабилен, даже отмечается небольшое укрепление курса. При этом участие Национального банка в формировании курса тенге минимально. Однако меры для предупреждения резких дестабилизирующих скачков обменного курса тенге и в целях сохранения стабильности Нацбанком принимаются и будут впредь приниматься.

     В целом дедолларизация экономики - довольно длительный процесс, требующий постоянного внимания со стороны центрального банка. Многое сделано, однако в этом направлении предстоит еще большая работа. Так, по состоянию на конец сентября 2011 года депозиты резидентов в банках второго уровня, номинированные в иностранной валюте, составляют порядка 33% от всей суммы депозитов. При этом необходимо отметить, что доля депозитов в иностранной валюте постепенно снижается, что свидетельствует о повышении доверия населения к тенге и банковской системе. В конце 2009 года депозиты в иностранной валюте составляли порядка 44%. То есть снижение налицо.

     После создания Таможенного союза наряду с привязкой к доллару все чаще тенге стали сопоставлять с рублем. Прежде всего надо отметить различия. В Казахстане действует режим плавающего обменного курса национальной валюты, а не валютный коридор, как в России. Несмотря на это, тенге и рубль практически всегда двигаются в одном направлении. Таким образом, они существенно коррелированны друг с другом. Это обусловлено тем, что валюты и России, и Казахстана в достаточно значительной степени зависят от состояния цен на мировых рынках нефти. С ростом мировой цены на нефть обе валюты укрепляются, с падением цен на нефть - ослабевают. Кроме того, Казахстан и Россия имеют достаточно тесные политические и торговые взаимоотношения.  

Вывод

     Национальный банк обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет нам сдерживать инфляционное давление в экономике. Это и управление официальной ставкой рефинансирования, и установление минимальных резервных требований для банков второго уровня, и выпуск краткосрочных нот НБ РК, и прием депозитов банков.

При этом, несмотря на то, что официальная ставка рефинансирования и нормативы минимальных резервных  требований в настоящее время  находятся на минимальном уровне, объемы выпускаемых краткосрочных  нот и привлекаемых от банков депозитов достаточно высокие  
Глава3. Пути  совершенствования денежно-кредитного регулирования

3.1 Основные меры  НБ РК, принятые  для совершенствования денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика

      В целом, можно сказать, что Казахстан прошел «дно» кризиса и вступил в фазу посткризисного развития, в котором предполагается период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики.

        Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, как в финансовой системе, так и в экономике Казахстана в целом.

      Национальный Банк не считает, что возможная нестабильность на мировых финансовых рынках негативно скажется на Казахстане, так как проблема внешнего заимствования банковского сектора, которая являлась проводником кризиса в финансовую систему Казахстана, на данный момент урегулирована.

      Вероятность возникновения второй волны мирового кризиса является высокой. При этом необходимо учитывать, что основной проблемой может стать не возникновение нового кризиса, а то, что восстановление мировой экономики от последствий нынешнего кризиса может быть довольно долгим.

        Проблемы с перегревом экономики возникли тогда, когда кредитование росло на 50-80% в год. В 2011 году, за январь-май кредитование банками экономики выросло только на 2,8%. Поэтому сейчас слишком преждевременно говорить о перегреве, надо хотя бы восстановить нормальную кредитную активность банков, соответствующую потребностям экономики.

      В настоящее время АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» владеет 81,5% простых акций АО «БТА Банк», 67% простых акций АО «Альянс Банк» и 79,9% простых акций АО «Темірбанк».

        Дополнительная капитализация БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк за счет выкупа государством простых акций данных банков в значительной мере способствовала стабилизации банковского сектора и позволила поддержать кредитную активность данных банков на достаточно высоком уровне. Кроме того, успешное завершение в 2010 году реструктуризации внешнего долга БТА Банк, Альянс Банк и Темірбанк содействовало восстановлению доверия инвесторов к казахстанскому банковскому сектору. Выход из капитала запланирован до 01.09.2012г.

        Основные показатели – капитализация и наличие ликвидных активов – свидетельствуют о стабильном состоянии банковского сектора в текущее время. При этом стабильность банковского сектора и умеренное восстановление деловой активности в стране способствовали своевременно принятые антикризисные меры государства по смягчению последствий финансового кризиса. Кроме того, росту кредитной активности также будет способствовать реализация государственных программ «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Производительность 2020». Что касается вхождения Правительства в капитал банков, то в настоящее время отсутствуют какие либо предпосылки для проведения дополнительной капитализации банков за счет средств государства.

      На рассмотрении Мажилиса Парламента РК находится проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательный акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков». Данный законопроект разработан по поручению Главы государства, озвученному им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – Новые возможности Казахстана». Нормы данного законопроекта направлены преимущественно на минимизацию уязвимости финансовой системы, выявленной в период кризиса.

        Во-первых, законопроект предусматривает запрет на выдачу займов (гарантий) лицам, не имеющим прозрачной структуры собственности и понятных перспектив бизнеса. Ужесточаются требования к условиям операций банков с их аффилированными лицами, что минимизирует их возможное негативное влияние на банки.

        Во-вторых, запрещаются инвестиции банковских холдингов в капитал нефинансовых организаций. Инвестиции банков в капитал дочерних и зависимых финансовых организаций будут ограничиваться. Эти меры дополняются требованиями по консолидированному надзору.

 В-третьих, законопроект предусматривает меры, направленные на повышение устойчивости пенсионных фондов и снижение рисков на рынке ценных бумаг. [7]

       На сегодняшний день денежно - кредитная политика, проводимая Национальным Банком, предполагает снижение минимальных резервных требований для БВУ, что, несомненно, благоприятно повлияет на их ликвидность. Следует отметить, что 31 мая 2011 года Национальным Банком были повышены нормативы минимальных резервных требований с 1,5% до 2,5% по внутренним обязательствам банков, и с 2,5% до 4,5% - по иным обязательствам банков. Такое решение было принято на фоне сохраняющегося инфляционного давления в экономике. При этом данное повышение не окажет негативного влияния на ликвидность банков. Так, вот уже на протяжении длительного времени (с 2009 года) ликвидность банков, размещенная в инструментах Национального Банка, остается на высоком уровне.

        Что касается инструментов, то Национальный Банк осуществляет регулирование лишь краткосрочной (т.е. до 1 года) ликвидности банковского сектора. Национальный Банк выпускает краткосрочные ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. Во втором полугодии 2011 года мы дополнительно начнем выпуск нот со сроком обращения 9 месяцев. Кроме того, Национальный Банк привлекает от банков депозиты со сроками 7 дней и 1 месяц. Более долгосрочные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов, перечень которых достаточно широк.

Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики