Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, курсовая работа
За годы независимости в Казахстане проведены реформы, направленные на развитие рыночных отношений: приватизация, реформирование государственных финансов и финансового сектора, пенсионная реформа, реформа государственного управления и др. Нельзя не признать, что за годы преобразований были достигнуты положительные экономические результаты, заключающиеся в достижении высоких темпов роста экономики, снижении инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизации цен и обменного курса тенге, улучшении инвестиционного климата. Во многом благодаря денежно-кредитному регулированию Национального Банка Республики Казахстан в стране удалось добиться финансовой стабилизации.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Основные подходы к регулированию денежно-кредитных отношений………………………………………………………………………
1.1 Цели, объекты и методы денежно-кредитного регулирования ………
1.2 Основные инструменты денежно-кредитного регулирования……….
Глава 2. Оценка роли Национального Банка Казахстана в денежно-кредитном регулировании экономики
2.1 Роль Национального Банка РК в организации регулятивной и надзорной деятельности……………………………………………………...
2.2 Денежно-кредитная политика Республики Казахстан на современном этапе и ее анализ……………………………………………………………....
Глава3. Пути совершенствования денежно-кредитного регулирования
3.1 Основные меры НБ РК, принятые для совершенствования денежно-кредитного регулирования и за последнее время и их характеристика ……
3.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования………...
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...
В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда основной целью было определено сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.
При этом, начиная с 2010 года, был установлен фиксированный размер гарантированного трансферта в республиканский бюджет в размере 8 млрд. долл. США в год. Гарантированный трансферт направляется на финансирование расходов текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, предусматривающих инвестирование в проекты, результатами которых будут пользоваться будущие поколения.
Использование средств Национального фонда на кредитование экономики несет в себе ряд рисков, которые не только не будут способствовать стабильному развитию экономики, но приведут к возникновению серьезных структурных проблем.[12], [13],
Предоставление кредитов экономике за счет средств Национального фонда является безусловной и неконтролируемой эмиссией денег. В данном случае эти средства не будут обеспечены золотовалютными резервами, что может привести к неконтролируемому росту цен.
При этом предоставление кредитов за счет средств Национального фонда является несопоставимым по уровню рисков по сравнению с консервативной политикой инвестирования данных средств в иностранные активы.
Основные факторы роста инфляции в 2010 году были связаны с несбалансированностью спроса и предложения в экономике, что, главным образом, вызвано:
- расширением совокупного спроса ввиду повышения заработных плат, социальных пособий и пенсий из бюджета на 25% в 2010 году;
и с первого июля повышены зарплаты госслужащим на 30%.
По итогам июня 2011 года годовая инфляция в Казахстане сложилась на уровне 8,4%, по итогам 2011 года мы ожидаем, что она сложится в пределах 6-8%. При этом на уровень инфляции влияют многие факторы. Среди них рост деловой активности, высокий уровень инфляции в странах – основных торговых партнерах, высокие мировые цены на нефть, низкий уровень конкуренции и многие другие. Повышение пенсий, пособий и других социальных выплат из бюджета, хоть и оказывает влияние на повышение цен, но все же не является основным фактором их роста.
Хотелось бы отметить, что в 2011 году заработные платы, пенсии, стипендии, социальные и иные пособия из бюджета повышены на 30%, что более чем в 3,5 раза или на 21,6 п.п. превышает текущий уровень инфляции.
За 1 полугодие 2011 года инфляция сложилась на уровне 5,1%. Между тем, Национальный Банк не рассматривал вопрос пересмотра инфляции, сохраняя его в пределах 6-8%, т.к. он обладает достаточно сильным инструментарием, который позволяет сдерживать инфляционное давление в экономике. Национальный Банк проводит денежно-кредитную политику, направленную на поддержание денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана: увеличили объемы стерилизационных операций, повысили официальную ставку рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований. Данные меры должны способствовать некоторому снижению инфляционного фона и удержанию инфляции в заявленном коридоре. Регулируя количество денег в экономике, Национальный Банк оказывает косвенное влияние на формирование потребительских цен в стране. В настоящее время в условиях усиления инфляционного давления Национальный Банк проводит операции по изъятию ликвидности на денежном рынке. В частности, увеличиваются объемы операций по выпуску краткосрочных нот, привлечению депозитов от банков, увеличиваются ставки Национального Банка (официальная ставка рефинансирования, нормативы минимальных резервных требований). С помощью данных мер Национальный Банк сохраняет объем денежного предложения на уровне, адекватном текущему макроэкономическому развитию Казахстана, с определенным временным лагом это должно сказаться на снижении инфляционного фона.
Скорость обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, совершаемое деньгами при обслуживании сделок. Изменение скорости обращения денег зависит от многих факторов, в том числе экономических кризисов и спадов, темпов экономического роста, уровня инфляции, уровня развития кредита, безналичных расчетов, автоматизации расчетов, структуры платежного оборота. В частности, по состоянию на конец июня 2011 года скорость обращения денег составила 2,53, в то время как на конец 2010 года этот показатель был зафиксирован на уровне 2,57.
Согласно общепринятому мнению денег много не бывает. Однако для экономики это правило не совсем применимо: денег должно быть ровно столько, какова потребность в них самой экономики. Объем денег в экономике зависит от множества факторов и достаточно сильно различается среди стран. В целом темпы номинального роста экономики в стране должны быть сопоставимы с темпами роста денежной массы. Если темпы роста денежной массы превышают темпы экономического роста, в экономике страны, как правило, наблюдается усиление инфляционного давления. Когда происходит обратное явление, это может спровоцировать нехватку наличности на рынке и, соответственно, затормозить темпы экономического роста.
По оценкам, в Казахстане существующий уровень денежной массы является адекватным нынешнему уровню развития экономики. В частности, за сентябрь текущего года денежная масса увеличилась на 3,2% - до 9 820,9 миллиарда тенге. С начала года - рост составил 15,8%. Объем наличных денег в обращении вырос на 0,5% и составил 1 260,7 миллиарда тенге. С начала года произошел рост на 9,8%. Депозиты в банковской системе за этот период также выросли на 3,6% - до 8 560,3 млрд. тенге. С начала года - рост на 16,7%. При этом доля депозитов в структуре денежной массы увеличилась с 86,8% в августе 2011 года до 87,2% в сентябре 2011 года вследствие опережающих темпов роста депозитов по сравнению с темпами роста наличных денег в обращении. [12], [13],
В настоящее время объем денег в экономике, по расчетам, является достаточным. В стране наблюдается нормальный денежный оборот. Поэтому Нацбанк считает, что дополнительные вливания денег в экономику не нужны.
После
кризиса необходимо было решать проблему
активизации кредитования экономики в
целом, а не каких-то отдельных отраслей.
Поэтому политика Национального Банка
в данном направлении проводилась в части
дестимуляции процесса хранения банками
денег в Национальном Банке (на депозитах
и корреспондентских счетах в Национальном
Банке, в краткосрочных нотах) и направления
их на кредитование экономики. Банк снижал
ставки по операциям и инструментам для
того, чтобы банкам стало настолько невыгодно
размещать излишнюю ликвидность в Национальном
Банке, что это мотивировало бы их на более
активную кредитную деятельность.
3.2 Нерешенные проблемы денежно-кредитного регулирования
Эксперты прогнозируют наступление очередного экономического кризиса в Казахстане в начале 2012 года. Об этом свидетельствуют результаты экспертного опроса "Оценка вероятности новой волны кризиса и устойчивости экономики Казахстана", проведенного Институтом политических решений.
О наступлении кризиса в 2012 году заявила треть респондентов. 70 процентов опрошенных ответили, что Казахстан готов противостоять новым экономическим трудностям, 17 процентов экспертов настроены менее оптимистично. По мнению 27 процентов участников опроса, наибольшему влиянию кризиса подвергнется сфера малого и среднего бизнеса. 22 процента респондентов считают, что больше других спад в экономике ощутит обрабатывающая промышленность.
Директор аналитического департамента АО Greenwich Capital Management Бауыржан Тулепов обозначил дисбалансы экономической системы Казахстана, которые могут привести к кризису в стране. Одним из таких факторов он считает избыточную денежную массу. "Получается замкнутый круг. Избыточная денежная масса привязана к росту инфляции. Национальный банк укрепляет национальную валюту. Национальная валюта стимулирует привлечение зарубежного финансирования", - пояснил он.
Среди других причин надвигающего кризиса Тулепов выделяет также "перекредитованность экономики" и фундаментальную слабость банковского сектора. "Денег в экономике много, а давать их некому", - говорит эксперт.
Ранее профессор Нью-Йоркского университета Нуриэль Рубини заявил о возможности наступления новой волны мирового финансового кризиса в 2012 году. Эксперт указал на 60 процентов вероятности того, что большинство развитых стран столкнутся с повторным экономическим спадом.Сейчас никто не может прогнозировать ситуацию и на пять месяцев – не говоря о более долгосрочном планировании.
Премьер-министр Карим Масимов заявил: «Мы готовы противостоять новым вызовам». Каков реальный фундамент для подобных заявлений? На начало сентября в Национальном фонде, куда поступают отчисления экспортёров сырья, накопилось 7 триллионов 252 миллиарда тенге ($49 миллиардов).
Государственный внешний долг вырос с начала года более чем на полтора миллиарда долларов, однако он всё равно остаётся приемлемым (менее $7 миллиардов) на фоне наших резервов. Одним словом, доходы превышают расходы, запасы превышают долги.
Но ставить знак равенства между наличием у государства ресурсов и готовностью к кризису нельзя. Во-первых, последние данные за сентябрь показывают, что все поступления в Национальный фонд пришли от нефтяных компаний. И благодарить за это нужно высокие цены на нефть на мировом рынке. Тогда как готовность правительства тут совершенно ни при чем. Во-вторых, благополучие государственной казны ещё ничего не гарантирует.
Во время прошлого финансового кризиса наиболее уязвимым оказался частный сектор, и платить за него пришлось именно государству. Деньги из бюджета и Нацфонда тогда были вынуждены пустить на помощь всем: банкирам, строителям, дольщикам, крестьянам, малому и среднему бизнесу. И даже экспортёрам сырья - через девальвацию тенге, которая позволила продавцам нефти и металлов увеличить прибыли за счёт ослабления национальной валюты. Причём помощь до сих пор продолжается, она заложена и в проект бюджета на 2012 год.
Так вот, негосударственный сектор по-прежнему остаётся уязвимым. Его внешний долг неуклонно растёт. В кризисный 2009 год он составлял $109 миллиардов, на начало нынешнего года достиг $113 миллиардов, а ко второму полугодию перевалил за $117 миллиардов. Из них $56 миллиардов принято оставлять «за скобками» - это долги между компаниями, которые входят в одну и ту же группу. Остальные $60 миллиардов долга как опасный фактор у нас тоже не рассматриваются, т.к. в основном это займы крупных сырьевых компаний, которым есть чем платить. Но с приходом мирового кризиса цены на сырьё могут резко упасть, а вместе с ними - и платежеспособность. Тогда по долгам вновь придётся платить государству.
Рассмотрим готовность (точнее, неготовность) к кризису и банковского сектора. Его главная проблема - плохое качество ссудного портфеля. Иначе говоря, высокая доля кредитов, по которым банкам не выплачиваются проценты и которые вообще уже вряд ли будут возвращены.
На начало года доля неработающих кредитов составляла 32,6%. Каждый третий тенге, выданный банками, оказался в категории «пропавших без вести». Приоритетом финансовой политики в Казахстане объявлено оздоровление банковского сектора, сокращение количества проблемных долгов. Однако наблюдается прямо противоположное. На начало сентября удельный вес неработающих кредитов вырос до 35,6%. Чтобы понять, что означают эти 3% роста, поясним, что в денежном измерении - это 533 миллиарда тенге. Всего же сумма невозвратных кредитов достигает без малого 3,5 триллиона тенге.
Такой скачок произошел «благодаря» БТА, неработающие кредиты которого с начала года выросли на 340 миллиардов тенге. Это объясняют тем, что в своё время, когда банк национализировался, масштаб проблем в нём, созданных под управлением команды Мухтара Аблязова, явно недооценили. Тогда банк пришлось выкупить государству, потому что он стоял на грани банкротства. Но сейчас выясняется, что состояние БТА ещё хуже. Постоянно «вылезают» всё новые и новые кредиты, выданные в своё время банком, надежды на возвращение которых не больше, чем шансов на явку с повинной самого бывшего владельца.
В итоге уровень неработающих кредитов БТА до сих пор продолжает увеличиваться. Если в начале года он составлял 66%, то сейчас - уже 75%. Три четверти выданных банком займов уже не вернутся. У БТА на самом деле падение скоро должно прекратиться. Ведь если долговая динамика сохранит такие темпы, то через два года все займы банка окажутся неработающими, и тогда падать окажется просто некуда.
Высокий уровень так называемых «токсичных» активов банков остаётся главным уязвимым местом всей финансовой системы страны. Без его снижения сложно говорить о какой-то готовности к новому глобальному финансовому кризису.
Государство, которое и так уже немало помогло банкам, предложило содействие и в этом вопросе. Был создан Фонд стрессовых активов (ФСА), которому выделили казённые средства для выкупа проблемных банковских кредитов.
Однако временно эти деньги решили использовать для других целей. ФСА фактически превратился в фонд стрессовых новостроек. Его средства решили направить на завершение строительства жилых комплексов «Сайран», «Тау Самал» и «Уш тобе» в Алматы, «Гранд Алатау» в Астане. ФСА к своей непосредственной задаче, то бишь расчистке банков от «плохих» долгов, так и не приступил.
Информация о работе Денежно-кредитное регулирование экономики