История платежной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 03:27, курсовая работа

Описание

Выбор данной темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика и как клиента банка. Актуальность заключается в следующем: безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.25 Кб (Скачать документ)

     Введение

       Сложившаяся к настоящему моменту  ситуация в мировой и национальной  экономике предъявляет особые  требования к институциональной,  нормативно-технологической и технической  базе произведения бесперебойных  расчетов между экономическими  субъектами. В ситуации продолжающейся  нестабильности на мировых финансовых  рынках и повышенной зависимости  экономики Российской Федерации  от их конъюнктуры, при условиях  необходимости комплексной модернизации  структуры экономико-хозяйственных  взаимоотношений субъектов национальной  экономики, во многом сохраняющих  неэффективность, унаследованную  от плановой экономики советского  периода, особую значимость приобретает  эффективная национальная платежная  система. Также, учитывая все  возрастающую автоматизацию процесса  расчетов, совершенно необходимым  является уделение повышенного  внимания проблемам безопасности, стабильности и своевременности  проведения платежных операций - оценке рисков и выработке  принципов функционирования систем  автоматизации безналичных платежей  и расчетов.

     Коммерческие  банки играют немаловажную роль в  современной платежной системе. Они выполняют функции, необходимые  для обеспечения деятельности хозяйствующих  субъектов. В России в настоящее  время существует двухуровневая  структура банковской системы, к  первому  уровню относится Центральный  банк с региональными управлениями соответствующих субъектов Федерации. Ко второму уровню относятся  коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Коммерческие банки осуществляют следующие  операции: расчетные, вкладные, кредитные, кассовые и другие. Для осуществления  перевода денежных средств клиентов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения.

     Переход России к рыночной экономике изменяет и банковскую систему расчетов. В  настоящее время возникла конкурсная среда в сфере банковских услуг  и коммерческий банк  должен предложить своему клиенту комплекс банковских услуг, при этом получить доход, позволяющий обеспечивать последние технологии и технические средства для оказания банковских услуг.

     Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг  завершаются денежными расчетами  между покупателем и поставщиком. Такой денежный оборот регулируется законодательством и построен на следующих принципах:

     1)                все предприятия независимо от их организационно–правовой формы обязаны хранить денежные средства в банке. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;

     2)                денежные расчеты между предприятиями проводятся в основном безналичным путем;

     3)                платежи осуществляются банком в соответствии с полученными платежными документами;

     4)                клиенты имеют право самостоятельно выбирать банк для расчетно–кассового обслуживания, а также пользоваться услугами нескольких банков.            

     Выбор данной  темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика  и как клиента банка. Актуальность  заключается в следующем: безналичные  расчеты все шире  вторгаются и в сферу денежных отношений  физических лиц. Зачисление доходов  на банковские счета, использование  чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной  системой рыночной экономики.

     В связи с выбранной темой ставится цель – оценить эффективность  действующей системы безналичных  расчетов и  определить приоритетные направления совершенствования  системы безналичных расчетов.

     В соответствии с поставленной целью  решаются следующие задачи:

     -  раскрыть понятие платежной системы Российской Федерации (принципы построения и элементы платежной системы, теория безналичных расчетов);

     - проанализировать организацию безналичных расчетов;

     -  определить будущее развития платежной системы РФ;

     -       сделать выводы и определить приоритетные направления совершенствования системы безналичных расчетов.

     В соответствии с поставленной целью  и задачами курсовая работа имеет  следующую структуру. Работа состоит  из двух глав:

     В первой главе рассматривается понятие  платежной системы Российской Федерации. Определяются принципы построения, формы и методы проведения безналичных расчетов. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Гражданским кодексом РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных  законом, установленными в соответствии с ним банковскими  правилами и применяемыми в банковской практике (ст.862 ГК РФ «Формы безналичных расчетов»). Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии  и открывают банковские счета (п.3 ст.861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты»). Рассматривается структура современной платежной системы РФ.

     Во второй главе сформированы основные направления совершенствования системы безналичных расчетов, концепция развития безналичных расчетов, современные технологии проведения безналичных расчетов. Анализируются основные тенденции развития платежной системы Российской Федерации и влияние политики Банка России на совершенствование системы платежей.

     В условиях роста платежного оборота  и вызванного им увеличения трудовых затрат остро встала проблема создания принципиального нового механизма денежных расчетов, обеспечивающего ускорение оборачиваемости денежных средств и снижение издержек обращения. В России на современном этапе  ускорение платежей является первоочередной проблемой. В мировой банковской практике  это решается, прежде всего, с помощью «безбумажной» технологии за счет автоматизации и механизации денежных расчетов, широкой компьютеризации банковской и предпринимательской деятельности.   

     На  рубеже ХХ и ХХI вв. перед всеми сферами бизнеса встает вопрос  выживания в постоянно меняющихся экономических условиях. На первый план выходят такие проблемы, как дефицит информации, минимизация временных издержек по всем видам коммерческих расчетов и деятельности, возможность использования новейших достижений научно-технического прогресса. В современных условиях невозможно ведение бизнеса без доступа в мировую компьютерную сеть, которая называется Интернет. Интернет – это совокупность соединенных между собой серверов-компьютеров, на которых хранится различная информация, а также самих пользователей информации.

     Сегодня новейшие технологии позволяют клиентам банков работать со своими счетами, не выходя  из своего офиса. При этом операции по зачислению и списанию средств распорядителя счета  банк осуществляет в течение операционного  дня  в пределах России и за рубежом. В настоящее время  коммерческий банк борется и в сфере качества предоставленной клиенту услуги. Высокий уровень ответственности  заставляет повышать требования к персоналу  банка, их профессионализму, качеству подготовки сотрудников банка. В  коммерческом банке должны работать специалисты своего дела. 

     Теоретической базой исследования служили труды  отечественных и зарубежных ученых: монографии, учебные пособия, исследовательские  работы - как опубликованные в виде самостоятельных изданий, так и  помещенные в периодических изданиях; при написании работы использовались также нормативные документы  ЦБ РФ и государственные законодательные  акты. Информационной базой служили  статистические сводки, предоставляемые  ЦБ, а также информация независимых  рейтинговых агентств. В библиографическом  списке приведен полный перечень использованных при написании работы материалов.

 

     1. Понятие платежной системы Российской Федерации

     1.1 Принципы построения и элементы  платежной системы

     Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов  входящих в нее хозяйствующих  субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в  процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны – неотъемлемый элемент рыночной экономики, через  которую реализуются различные  экономические возможности. Создание стройной платежной системы в  России имеет особую значимость и  является одной из ключевых проблем  реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

     Реализация  валового продукта, использование национального  дохода и все последующие перераспределительные  процессы в экономике обеспечиваются на основе потока денег в наличной и безналичной формах  денежного  оборота как совокупности всех платежей, опосредующих движение стоимости в  денежной форме финансовыми и  нефинансовыми агентами во внутреннем и внешнем экономических оборотах страны.

     Денежный  оборот подразделяется на налично-денежный и безналичный оборот. Основную часть  денежного оборота составляет платежный  оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирования денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 70% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотам.

     Счет  в банке – сердцевина его взаимоотношений  с клиентом, а рост суммы средств  на счете нередко рассматривается  как главный показатель работы предприятия. Для расчетных операций используются разнообразные типы счетов. [11] Среди них для обслуживания текущей (основной) деятельности выделяются счета до востребования, именуемые в силу особенностей каждой страны  по-разному, например, во Франции – текущие, США – чековые, Германии - жиросчета, России – расчетные. Операции по расчетному счету предприятия показывают изменения его долговых требований и обязательств и в рамках предприятия отражают распределение и перераспределение валового внутреннего продукта (ВНП) и национального дохода (НД). Сюда поступают: выручка от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), включая часть экспортной выручки полученной от  нерезидентов в результате обязательной продажи на внутреннем валютном рынке; прочие поступления. С расчетного счета удовлетворяются долговые требования по выплате заработной платы работающим, отчислениям налогов в бюджет, взносам во внебюджетные фонды, страховым платежам, оплате сырья, материалов, топливо, энергии, комплектующих соответствующим поставщикам, погашению ссуд, векселей и других финансово-кредитных инструментов. [8]

       Формой организации безналичного  платежного оборота является платежная система.

     Платежная система страны есть совокупность законодательно регулируемых элементов обеспечивающих  выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности.

       Главными, во многом обусловливающими  остальные элементы являются: субъекты  и объекты расчетных взаимоотношений;  принципы организации расчетов; формы расчетов; платежные инструменты;  способы платежа; риски.

     В переходных условиях России на пути к  рынку, по сути, заново происходит становление  платежной системы как важнейший составной части рыночных отношений.  Серьезным препятствием для этого стал глубокий экономический кризис, одним из проявлений которого явился платежный кризис. Последний существенно деформировал многие элементы платежной системы, не позволяя развиться к рыночному характеру.

     Рассмотрим  наиболее важные элементы платежной  системы применительно к внутригосударственным  безналичным расчетам в России.

     Хотя  в мировой практике формы международных  и внутренних расчетов тесно взаимосвязаны. Они в значительной степени унифицированы  и базируются на единых принципах. Важно  отметить также, что все элементы платежной системы тесно взаимосвязаны. Например, международные  расчеты, как  правило, являются оптовыми и электронными. Оптовые (внутренние и международные) – главным образом - электронные. Розничные расчеты - мелкие, бумажные и дорогостоящие.            

     Принципы  организации расчетов – основополагающие начало их проведения.

     Первый  принцип – правовой режим осуществления  расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как  основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных  взаимоотношений предопределяют необходимость  установления единообразия посредством  регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных  актов (указов Президента, постановлений  Правительства), а также нормативных  актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию  регулирования расчетов.[6]

     Главный регулирующий орган платежей системы  – Банк России. Среди трех его  основных задач значится обеспечение  эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России вложены  установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых  при этом документов,  координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том  числе  клиринговых  систем. Порядок  безналичных  расчетов в народном хозяйстве определен в Положении Центрального Банка РФ «О безналичных  расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001г. №2–п.

Информация о работе История платежной системы в России