История платежной системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2011 в 03:27, курсовая работа

Описание

Выбор данной темы обосновывается исходя из интересов потенциального вкладчика и как клиента банка. Актуальность заключается в следующем: безналичные расчеты все шире вторгаются и в сферу денежных отношений физических лиц. Зачисление доходов на банковские счета, использование чеков, пластиковых карт для расчетов расширяет зависимость физических лиц от банков, делая банки кровеносной системой рыночной экономики.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.25 Кб (Скачать документ)

     Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями  и банковскими обычаями в использовании  различных элементов платежной  системы на основании постоянного  и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии – кредитовым. В России до революции было широко развито вексельное обращение.

     В связи с массовостью расчетных  операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов

     Второй  принцип организации расчетов -  осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как  у получателя, так и плательщика  – необходимая предпосылка таких  расчетов. Согласно ст.112 Основ гражданского законодательства безналичные расчеты  производятся юридическими лицами и  гражданами через банк, в котором  им открыт соответствующий счет. Для  расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор  банковского счета – самостоятельный  двухсторонний (участники имеют  как права, так и обязанности)  гражданско-правовой договор. Юридическое  оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусов, а также инструкцией  Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. №28 (с  последующими изменениями и дополнениями).[6]

     Согласно  Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им  количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

     Банки и другие кредитные учреждения для  проведения расчетов между собой  открывают корреспондентские счета  – друг у друга (заключается договор  корреспондентского счета) и  в обязательном порядке  - в учреждениях Банка  России (договор на расчетное обслуживание банка).[6]

     Третий  принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать  недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.[6]

     Четвертый принцип  - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж реализуется  применением соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, или  специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования - поручения, платежного – требования, переводного векселя).[6]

     Вместе  с тем законодательством предусмотрены  случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам  и другим обязательным платежам; на основании исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и другие, а также  безакцептного списания: за тепло- и  электроэнергию, коммунальные и другие услуги.

     Принцип срочности платежа вытекает из самой  сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное  и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его  начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершение действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ, введенной в действие с 1 января 1995г. (ст.190-195).

     Значение  этого принципа заключается в  том, что непрерывно расходуемые  средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные  заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению  кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

     Согласно  Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996г. № 244) обязательными реквизитами платежных документов являются срок и очередность платежа.

     Важнейший принцип организации безналичных  расчетов – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений  о порядке их проведения.

     Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий  и банков. Каждое предприятие является одновременно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, материалов и других материальных ресурсов для  осуществления производства), оно  контролирует своевременность и  правильность исполнения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с договорами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи  со своими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки  проводит кредитный  контроль над повышением уровня инкассации счетов дебиторов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозвратных долгов, потерь крупных сумм.     

           Банки, выступая посредниками  между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, осуществляет  контроль над соблюдением ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, в частности в Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль  над движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между банками.

     Однако, как показывает практика, вес виды контроля (предварительный, текущий, последующий, внешний, внутренний) участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового  менеджмента на предприятиях должным  образом не налажены. Не отрегулирован  механизм и правового контроля со стороны  государства за соблюдением  правил игры предприятиями различной  формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одним из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

     С изложенным принципом взаимного  контроля участников расчетов тесно  связан принцип их имущественной  ответственности за соблюдением  договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения  договорных обязательств в части  расчетов влекут применение  гражданско-правовой ответственности в форме возмещение убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

     Надлежащий  контроль позволяет предотвратить  неисполнение обязательств как, своих  так и контрагентов, а если оно  наступило со стороны последних  – практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым  ослабить негативные последствия. Возможности  для этого значительно расширились  благодаря совершенствованию законодательство, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия  за невыполнение денежных обязательств.

     В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономических  отношений за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в  области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности  за нарушение обязательств и осуществлении  расчетов.

     В ГК РФ (часть 1, ст.395) значительно усилена  ответственность за неисполнении денежного обязательства дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды.

     Взаимные  претензии между плательщиком и  получателем средств рассматриваются  обеими сторонами без участия  банковских учреждений. Спорные вопросы  решаются в суде,  третейском суде и в арбитраже. Претензии к  банку, связанные с выполнением  расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме  в обслуживающих их банке. Последний ведет  переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

     Несмотря  на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых.  Как свидетельствует практика работы Арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 года самые болезненные дела связаны с расчетами.

     Наибольшее  количество претензий и исков, предъявляемых  в связи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащим исполнением и неисполнением  условий расчетов на товар. Недостаточная  ответственность недобросовестных получателей продукции стала  одной из причин массового характера  несвоевременных платежей.

     Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных  между собой принципов организации  безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная  система контроля над сферой расчетов со стороны органов, призванных его осуществлять: коммерческих банков и ЦБ РФ, Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, прокуратуры, арбитражных, третейских судов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.

     Безналичные расчеты за товары и услуги, а  также в связи с финансовыми  обязательствами осуществляются в различных формах. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к которым относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот. Каждая их которых имеет специфические особенности характере и движении расчетных документов. 

     1.2 Структура национальной платежной системы РФ

     Национальная  платежная система России складывается из различных, связанных между собой, платежных систем - универсальных, ориентированных  на обработку разнородных по источниками и назначению платежей, и специализированных, направленных на обслуживание какого-либо сегмента национальной экономики или какой-либо категории плательщиков. Регулирующей и надзирающей инстанцией национальной платежной системы является Центральный Банк, также представляющий собой системообразующее ядро и обеспечивающий связность различных, в общем случае не контактирующих между собой, платежных систем: региональных, специализированных, отраслевых. Звенья платежных систем - банки, небанковские расчетные и клиринговые организации, филиалы кредитных учреждений, платежные агенты.[12]

     Основным  инструментом совершения безналичных  расчетов на территории Российской Федерации  является сеть валовых расчетов Центрального Банка, и каждое кредитное учреждение (либо его структурно обособленный филиал) в обязательном порядке должно иметь открытый корреспондентский  счет в одном из Расчетно-кассовых Центров (РКЦ) - подразделении Банка  России, организованные в местах расположения банков и обеспечивающем платежные  операции на подведомственной территории. В зависимости от условий связи и наличия учреждений банков могут организовываться межрайонные РКЦ.

     Таким образом, все кредитные организации  и филиалы являются клиентами  Центрального Банка и отношения между сторонами регулируются договорами корреспондентского счета. В некоторых случаях, клиентами сети расчетов Банка России могут становиться и юридические лица небанковского сектора. Это может быть вызвано неразвитостью банковской инфраструктуры в местах территориального расположения таких организаций или их стратегической значимостью для национальной экономики.

     Все платежи в системе осуществляются в пределах остатка на счете участника  системы на момент проведения операции и являются безотзывными и окончательными. Каждый платеж реализуется индивидуально, время его проведения не зависит  от местоположения участников системы. Платежи в системе РКЦ подразделяются на внутрирегиональные, межрегиональные  и платежи с применением авизо; такое разделение обуславливается  неодинаковой затратой ресурсов на осуществление  платежа, различными процедурами их обработки и, соответственно, сказывается  на размере взимаемых сумм комиссии.

Информация о работе История платежной системы в России