Коммерческий банк как основное звено банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 02:57, курсовая работа

Описание

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка.
Целью данной курсовой работы является подробное изучение сущности коммерческих банков, их места и роли в финансовой системе страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков как основного звена банковской системы……………………………………........6
1.1. Понятие коммерческого банка и его организационное устройство…….6
1.2. Функции коммерческих банков…………………………………………14
1.3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность банков…………………………………………………………………………..16
1.4. Активные и пассивные операции коммерческих банков………………18
Глава 2. Оценка деятельности коммерческих банков на примере ОАО
«НБД-Банк»………………………………………………………………….…36
2.1. История создания и структура ОАО «НБД-Банк»……………………..36
2.2. Организационно-правовая форма и основная направленность деятельности ОАО «НБД-Банк»……………………………………………….40
2.3. Услуги, предоставляемые ОАО «НБД-Банк»……………………………41
2.4. Динамика показателей основной деятельности ОАО «НБД-Банк»…….55
Глава 3. Проблемы и перспективы развития коммерческих банков в России…………………………………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………….…63
Список использованных источников…………………………………………...65
Приложения……………………………………………………………………...66

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ДКБ.docx

— 104.66 Кб (Скачать документ)

     У банков, функционирующих  как АО, уставный капитал разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических лиц и граждан. Акционеры отвечают по обязательствам банка в пределах их вклада в общий уставный капитал. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого вклада (за исключением некоторых особых случаев), что повышает устойчивость и надежность банка и создает для банка прочные основы для управления его ликвидностью. Акционерные банки бывают закрытые и открытые. Акции закрытых банков могут переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространяться в порядке открытой подписки.

     Подписка  на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг  не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может  приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

     Организационное устройство коммерческих банков соответствует  общепринятой схеме управления АО. Высшим органом коммерческого банка  является общее собрание акционеров (участников), которое должно проходить  не реже одного раза в год. На нем  присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Для участия руководителей предприятий-акционеров доверонности не требуется. Общее собрание правомочно решать внесенные на его  рассмотрение вопросы, если в заседании  принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка.

     Общее руководство деятельностью банка  осуществляет совет директоров (наблюдательный совет). На него возлагаются также  наблюдение и контроль за работой  правления банка. Состав совета, порядок  и сроки выборов его членов определяются уставом коммерческого  банка. Совет банка определяет общие  направления деятельности банка, рассматривает  проекты кредитных и других планов банка, утверждает, планы доходов  и расходов и прибыли банка, рассматривает  вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные  с деятельностью банка, его взаимоотношениями  с клиентами и перспективами  развития.

     Непосредственно деятельностью коммерческого банка  руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом директоров. Правление состоит из председателя правления, его заместителей и других членов. Правление действует на основании Устава банка и Положения, в котором устанавливаются сроки и порядок проведения его заседаний и принятия решений.

     Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов  голос председателя правления является решающим. Если члены правления или  его председатель не согласны с решением правления, они могут сообщить свое мнение совету или общему собранию. Окончательным в этом случае является решение совета директоров.

       Ревизионная комиссия избирается  общим собранием участников банка.  В состав ревизионной комиссии  не могут быть избраны члены  совета и правления коммерческого  банка. Правление банка предоставляет  в распоряжение ревизионной комиссии  все необходимые для проведения  ревизии материалы. Результаты  проведенных проверок комиссия  направляет правлению банка. Основная  задача ревизионной комиссии  коммерческого банка - создать  обстановку, предупреждающую злоупотребления.  Ревизионная комиссия составляет  заключения по годовым отчетам  и балансам банка. Без заключения  ревизионной комиссии баланс  банка не может быть утвержден  общим собранием акционеров.

     Учет  в коммерческих банках осуществляется в соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ. Банки представляют ЦБ РФ или  его управлению, но месту нахождения коммерческого банка баланс на 1-е  число месяца, квартальную оборотную  ведомость и годовой бухгалтерский  отчет.

     В целях обеспечения гласности  в работе коммерческих банков и доступности  информации об их финансовом положении  их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией.

     В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций - клиентов банка, территориально удаленных  от места расположения коммерческого  банка, он может организовывать филиалы  и представительства. При этом об открытии филиала или представительства  коммерческого банка необходимо уведомить Главное управление ЦБ РФ по месту открытия филиала или  представительства.

     Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных ЦБРФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

     Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным  вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим  самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского субсчета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет. 
 
 

1.2. Функции коммерческих банков

     Одной из важных функций  коммерческого банка  является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

     Значение  посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что  они своей деятельностью уменьшают  степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредитора  к заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастает риск потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы  и их заемщики не осведомлены о  платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадают с размерами  и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями  заемщиков и на основе широкой  диверсификации своих активов снижают  совокупные риски владельцев денег, помещенных на банковские счета.

     Вторая  важнейшая функция  коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению ресурсов. Для предприятий пропорции распределения полученных доходов на потребляемую и накапливаемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки.

     Коммерческие  банки, выступая на финансовом рынке  со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовывать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и сформировать достаточно эффективные  стимулы к накоплению средств  на основе ограничения текущего потребления. Стимулы к: накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых  по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения  накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий послужит формирование в РФ Федерального фонда обязательного  страхования вкладов, которое предусмотрено  в «Законе о банках и банковских операциях».

     Третья  функция банков –  посредничество в  платежах между отдельными самостоятельными субъектами – при переходе к рынку приобретает  свое новое содержание. В условиях государственной монополии на общенародную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета также повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

     В связи с формированием фондового  рынка получает развитие и такая  функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. В отличие от некоторых развитых стран (напр., США) действия наших коммерческих банков на рынке ценных бумаг не ограничиваются. Они могут производить разнообразные операции с ценными бумагами.

     Банк  оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска  и обращения ценных бумаг. Банк может  размещать свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени, тогда все  риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения  рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка. 

    1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность банков

I. Нормативные правовые акты:

- Федеральный  закон от от 2.12.1990 г. № 394-1 “О  Центральном банке

Российской  Федерации (Банке России)” (в редакции от 26.04.1995 г.);

- Федеральный  закон от от 2.12.1990 г. № 395-1 “О  банках и банковской

деятельности” (в редакции от 3.02.1996 г.);

- Федеральный  закон от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ “О  лицензировании отдельных

видов деятельности”;

- Временные  правила аудиторской деятельности  в Российской

Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации

от 22.12.1993 г. № 2263;

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 6.05.1994 г. № 482

“Об утверждении нормативных документов по регулированию

аудиторской деятельности в Российской Федерации” и утвержденные им

Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности и

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской

деятельности;

- Постановление  Правительства Российской Федерации  от 21.07.1997 г. № 907

“О  внесении изменений в Порядок  проведения аттестации на право 

осуществления аудиторской деятельности, утвержденный

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6.05.1994 г. № 482”;

- Положение  о Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте 

Российской Федерации, утвержденное распоряжением Президента

Российской  Федерации от 4.02.1994 г. № 54-рп;

- Указание  Банка России от 4.10.2000 г. № 846-У  “Об особенностях 

лицензирования деятельности аудиторских организаций, занимающихся

 банковским  аудитом” (“Вестник Банка России” от 9.10.2000 г. № 54);

-Положение Банка России от 23.12.1997 г. № 10-П “О порядке составления и

Информация о работе Коммерческий банк как основное звено банковской системы