Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 02:57, курсовая работа
Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка.
Целью данной курсовой работы является подробное изучение сущности коммерческих банков, их места и роли в финансовой системе страны.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков как основного звена банковской системы……………………………………........6
1.1. Понятие коммерческого банка и его организационное устройство…….6
1.2. Функции коммерческих банков…………………………………………14
1.3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность банков…………………………………………………………………………..16
1.4. Активные и пассивные операции коммерческих банков………………18
Глава 2. Оценка деятельности коммерческих банков на примере ОАО
«НБД-Банк»………………………………………………………………….…36
2.1. История создания и структура ОАО «НБД-Банк»……………………..36
2.2. Организационно-правовая форма и основная направленность деятельности ОАО «НБД-Банк»……………………………………………….40
2.3. Услуги, предоставляемые ОАО «НБД-Банк»……………………………41
2.4. Динамика показателей основной деятельности ОАО «НБД-Банк»…….55
Глава 3. Проблемы и перспективы развития коммерческих банков в России…………………………………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………….…63
Список использованных источников…………………………………………...65
Приложения……………………………………………………………………...66
(Смотреть
таблицу в приложениях)
Глава
3. Проблемы и перспективы
развития коммерческих
банков в России
Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе; коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики - не их дело, главное - как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях.
Роль
банков не зависит от того, реализована
она или нет в России? Речь идет
о назначении банка. Роль коммерческого
банка выражается в том, что он
обеспечивает, во-первых, концентрацию
свободных капиталов и
Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.
Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.
Третьим
приоритетом можно назвать
Четвертым
приоритетом считается
Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.
Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика.
В
этой связи для обеспечения
В условиях финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, в российской банковской системе сложилась ситуация, требующая безотлагательного введения механизмов, направленных на предупреждение банкротства банков. В этих целях 27 октября 2008 г. принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года». В соответствии с документом на Агентство по страхованию вкладов возложены функции по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы страхования вкладов (ССВ).
Предложения
об участии в осуществлении
Согласно закону меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:
-оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
-оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;
-приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
-оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере;
-исполнения функций временной администрации по управлению банком с предоставлением Агентству широких полномочий, в частности, на приобретение имущества банка, а также на передачу имущества и обязательств управляемого банка другому банку (приобретателю).
При финансировании мероприятий по предупреждению банкротства банков Агентство в первую очередь ориентировано на привлечение заинтересованных частных инвесторов. Кроме того, законом предусмотрено и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству было выделено 200 млрд. руб. Также предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банком России и использование средств фонда страхования вкладов для защиты интересов застрахованных вкладчиков.
С момента принятия Закона Агентство приступило к работе с 18 банками, которые являлись значимыми для банковской системы России либо системообразующими в своих регионах. В частности, в 15 банках Агентством реализуются мероприятия по финансовому оздоровлению с привлечением сторонних инвесторов либо приобретением акций (долей в уставном капитале) непосредственно Агентством. В отношении трех банков приняты меры по частичной санации – передаче обязательств по вкладам и равнозначных по стоимости активов в другие, финансово устойчивые банки.
На цели реструктуризации банков Агентством фактически использовано 297,1 млрд. руб., в том числе за счет полученных в Банке России заемных средств – 175,04 млрд руб. и за счет имущественного взноса Российской Федерации в Агентство – 122,06 млрд руб.
Общая
сумма активов
В
результате принятых мер существенно
стабилизировалась ситуация в банковской
системе России, а также предотвращен
коллапс некоторых региональных
банковских систем. Примером могут
служить Свердловская, Самарская
и Нижегородская области, где
резкое ухудшение финансового
Результатом мероприятий по финансовому оздоровлению является возврат доверия к банковской системе России со стороны физических лиц и прекращение оттока вкладов населения. После наделения Агентства правом осуществлять меры по предупреждению банкротства банков был зафиксирован рост привлеченных средств физических лиц в банках Российской Федерации.
Финансовое оздоровление банков позволило нормализовать ситуацию с перечислением в бюджеты средств как банков, так и их клиентов. За отчетный период обеспечено перечисление в бюджеты разных уровней 56,2 млрд. руб., из которых собственные платежи банков составили 2,9 млрд. руб.
Реструктурируемые банки постепенно активизируют работу по кредитованию предприятий и организаций. Банками с начала реструктуризации выдано новых кредитов на общую сумму более 130 млрд. руб. В настоящее время основные усилия большинства банков сосредоточены на реструктуризации проблемных активов, существенную часть которых составляют активы, сформированные в связи с участием прежних собственников банков в девелоперских проектах.
Значительное внимание уделяется контролю над расходованием банками средств, выделяемых Агентством на финансовое оздоровление. В целях предотвращения необоснованного расходования денежных средств Агентство осуществляет мониторинг и контроль расходов банков на выплаты заработной платы (вознаграждений) членам органов управления.
В целом можно сделать вывод, что, несмотря на наличие объективных трудностей в реализации мер по предупреждению банкротства банков, данное направление деятельности, безусловно, способствует обеспечению стабильности национальной банковской системы.
Агентство
продолжает контролировать ход финансового
оздоровления банков, в предупреждении
банкротства которых оно
Имеющиеся
организационные ресурсы и
Заключение
Коммерческие банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Двухуровневая
банковская система играет важнейшую
роль в обеспечении функционирования
народного хозяйства. Осуществляя
расчетные, вкладные, кредитные и
другие операции, банки выполняют
общественно необходимые
Устойчивость
банков существенным образом влияет
на эффективность экономики
Информация о работе Коммерческий банк как основное звено банковской системы