Консолидация российского банковского капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа

Описание

Характерной особенностью развития мировой экономики является консолидация банковского капитала, что обусловлено как объективными требованиями развития экономик различных стран, так и усилением конкуренции на рынке финансовых услуг. Консолидация является неизбежным процессом, так как в разное время этому процессу были подвержены банковские системы различных стран. Российский банковский сектор, оглядываясь на европейский опят, также вступил в полосу консолидации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы консолидации банковского капитала. 5
2. Международный опыт и российская практика консолидации банковского капитала 13
3. Механизм аналитического обеспечения сделок слияния и поглощения коммерческих банков 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35

Работа состоит из  1 файл

Konsolidaciya rossijskogo bankovskogo kapitala.doc

— 400.50 Кб (Скачать документ)

     2. Ценовой сегмент сделок с участием иностранных инвесторов на пике продаж в 2006-2007 гг. находился на высоком уровне. Приобретение «входного билета» на российский рынок в виде уже действующего банка с лицензией и статусом Системы страхования вкладов за высокую стоимость можно обосновать следующими факторами:

  • расширением количества рынков регионального присутствия;
  • высокой оценкой перспектив бизнеса на развивающемся банковском рынке;
  • весьма скромными по международным меркам размерами сделок [19, с. 58].

     Итак, предкризисный период характеризовался интенсификацией процессов слияний и поглощений в банковском секторе страны, прежде всего с участием банков-нерезидентов и государственных банков в роли покупателей бизнеса. Связано это было в первую очередь с экспансией иностранного финансово-банковского капитала в Россию. При этом преследовалась цель – закрепление этого капитала на перспективном и высокодоходном российском финансовом рынке. Купить готовый банк с сильными позициями на рынке банковского ритейла, с развитой сетью отделений/филиалов и прозрачной структурой собственности и операций (именно такие банки были востребованы на рынке) было выгоднее, чем создавать его с нуля и тратить время на завоевание рынка. Доля в капитале и активах российского банковского сектора иностранного капитала росла быстрыми темпами, а российского частного капитала – вымывалась17.

     Второй  этап консолидации характеризуется  как кризисный. Он начался в 2008 году в период снижения деловой и финансовой активности вследствие мирового экономического кризиса. В этот период начался передел  российского рынка банковских услуг, в результате которого произошел переход от сделок по слиянию и поглощению, экономически обоснованных, к сделкам, экономически необходимых18.

     Кризис резко изменил тенденции на рынке банковских слияний и поглощений. Европейские банки – основные игроки на российском рынке – столкнулись с серьезными экономическими проблемами и приостановили экспансию на российский рынок. Главной рыночной мотивацией сделок слияний и поглощений в финансовом секторе в период кризиса стало элементарное выживание частных коммерческих банков и инвестиционных компаний [16].

       Наиболее популярным видом сделок  банковских слияний и поглощений в период кризиса стали специфические сделки-санации проблемного банка с последующим присоединением к банку-санатору. Они осуществлялись по инициативе и при активном участии государства. В России схема санации и последующего поглощения проблемного банка происходила следующим образом. Проблемный банк (а среди таких были достаточно крупные банки и инвестиционные компании – Глобэкс, КИТ Финанс, Российский капитал, Связь-банк, ВЕФК, Союз и некоторые другие) либо продавался за символическую цену государственным банкам и компаниям (в частности, ВЭБу, РЖД), либо передавался частному коммерческому банку, который обеспечивал его санацию и исполнение им своих обязательств. Происходило это в основном за счет средств, выделяемых Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Безусловно, поглощения проблемных банков более эффективными конкурентами при финансовой поддержке государства сыграли важную роль в период кризиса. Такая схема позволила избежать паники среди населения, связанной с банкротством довольно крупных кредитных организаций, в том числе достаточно активно работавших на розничном рынке. Однако рыночная выгода от подобных сделок для банка-приобретателя (банка-санатора) по прошествии некоторого времени оказывалась нередко сомнительной из-за плохого качества активов санируемых банков, непрозрачности их операций, вывода активов со стороны бывших владельцев. В рыночных условиях в большинстве случаев банк-санатор не стал бы рассматривать такой банк в качестве потенциального объекта для сделки слияния или поглощения даже за символическую цену приобретения. Во время кризиса эти сделки осуществлялись только при непосредственном участии и поддержке государства.

     Итак, в период 2008–2009 гг. мотивы, по которым  совершались сделки слияний и  поглощений банков в предкризисный  период, временно потеряли актуальность. Иностранный банковский капитал, поглощенный  собственными внутренними проблемами, на время потерял интерес к активной экспансии на российский банковский рынок. Санация проблемных банков с участием в том числе частного российского финансового капитала стала основным видом сделок слияний и поглощений коммерческих банков. Вопреки некоторым ожиданиям эти процессы не интенсифицировались в кризис, а наоборот, пережили некоторый спад активности. Мотив слияний и поглощений в целях выживания не стал для банков достаточным стимулом к консолидации. Они предпочли обратиться к помощи государства и Банка России – альтернативе в виде слияний и поглощений19.

     Важность  и необходимость консолидации банковского  капитала определяется основными проблемами российского банковского сектора.

     Во-первых, чрезмерно большое число самостоятельных  кредитных организаций в России, многие из которых не способны выполнять  функции банков в их классическом понимании. Банки, чья деятельность базируется на обслуживании одного-пяти аффилированных с ними через акционеров клиентов, абсолютное большинство кэптивные, т.е., которые выживают на полукриминальных операциях по отмыванию денег, а также сильно недокапитализированные банки – все они должны исчезнуть.

     Оптимальный путь для большинства из них, особенно для тех, чья главная проблема – нехватка капитала, либо слияние с себе подобными, либо поглощение крупным банком. Руководство таких кредитных организаций должно четко понимать: следует быстро исправлять ситуацию или неминуем отзыв лицензии Банком России. В периоды экономического роста подобные банки не способствуют реальному становлению банковской системы как эффективной и способной конкурировать с международными банками и в России, и в других странах. А во время экономических кризисов именно они будут самыми уязвимыми и станут наиболее вероятными кандидатами на роль проблемных.

     Во-вторых, слабая капитализация российского  банковского сектора. Кризис еще  раз наглядно продемонстрировал, что  даже крупнейшим российским государственным  банкам не хватает средств для  простого выживания. При такой ситуации говорить о кредитовании ими в  этот период экономики не приходится. Капитализации российского банковского сектора можно добиться тремя основными способами:

     1) консолидацией путем слияний  и поглощений;

     2) вливанием капитала со стороны  акционеров;

     3) выходом на IPO, т. е. размещением  акций на бирже и привлечением

     таким образом широкого круга инвесторов.

     Первый  путь самый оптимальный. Требовать  постоянных вливаний капитала от своих  акционеров банки не могут. Для государственных банков эти просьбы выглядят как попытка создать нерыночные преимущества по сравнению с конкурентами за счет средств бюджета, а владельцы частных коммерческих банков такие просьбы чаще всего проигнорируют. Выход на биржу связан с достаточно сложной процедурой и предъявляет серьезные требования к банкам, касающиеся раскрытия информации и соответствия процедур управления лучшим мировым образцам. Таких банков в России немного, и большинство из них уже разместило свои акции на бирже. Требовать же этого в законодательном порядке, а подобные идеи витали в коридорах Банка России несколько лет назад, неразумно, поскольку тем самым на банки взваливаются дополнительные риски, связанные с риском резкого снижения их рыночной стоимости. На это они добровольно пойти не готовы.

     Также нужно учитывать неконкурентоспособность российских банков за пределами России20.

     Государству сложно оказывать адекватную помощь всем банкам, осуществлять рекапитализацию всех существующих на данный момент кредитных организаций. К тому же такой подход делает трудным, а то и невозможным качественный контроль за использованием госпомощи. Поэтому помимо государственных мер по оздоровлению банковской системы и выведению ее из кризиса существует еще одно необходимое условие для оздоровления рынка — это консолидация банковской системы21.

     Существует  целый ряд фундаментальных предпосылок  к консолидации в России. 

     Во-первых, это высокий потенциал роста и прибыльности банковской системы Российской Федерации. По сравнению с другими странами коэффициент проникновения банковских услуг, который рассчитывается как активы, деленные на душу населения, Россия в десятки раз отстает от стран Западной Европы и в несколько раз от стран Восточной Европы. При этом прибыльность банковской системы до кризиса была очень высокой, что создает дополнительную заинтересованность инвесторов в посткризисный период.

     Во-вторых, концентрация банковской системы в  России остается по-прежнему низкой. По сравнению с зарубежными рынками банковская система Российской Федерации очень сильно фрагментирована. Основу банковской системы — по сути, 80% ее активов — составляют 50 ведущих банков. В то время как во всех основных развитых странах их количество меньше почти вдвое. И, наверное, ни одна из стран не может похвастаться таким огромным количеством малых и средних банков.

     Также в России есть еще одна особенность  — это очень высокая доля государственных  банков [20]. На долю государственных банков в России приходится от 50% до 60% всей банковской системы22.

     Несмотря на все перечисленные предпосылки, предполагающие в теории массовый и самопроизвольный запуск интенсивных процессов слияний и поглощений в банковском секторе, в масштабах страны можно говорить лишь о разовых примерах реализации такой модели экономического поведения. Это связано с тем, что юридическая техника объединения банков до сих пор несовершенна, возможно, банки опасаются, что, узнав о слиянии, от них откажутся лояльные клиенты. В любом случае в настоящий момент в отрасли есть всего лишь несколько примеров, когда представители банковского сектора по собственной инициативе, руководствуясь не глобальными государственными задачами, а исходя из бизнес-логики, принимают решение об усилении своей конкурентной позиции путем объединения с другим игроком индустрии23.

     На  сегодня многие банки претерпевают следующие трансформации:

    • Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
    • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
    • Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда24.

     По  состоянию на конец 2010 года в России зарегистрировано 1 148 кредитных организаций, из которых 1 012 являются действующими и имеют лицензию на осуществление банковских операций (955 банков и 57 небанковских кредитных организаций), 1 кредитная организация еще не оплатила уставный капитал и не получила лицензию Банка России.

     В течение 2010 года Банк России отозвал 27 банковских лицензий, еще 19 лицензий были аннулированы Банком России в связи реорганизацией кредитных организаций путем присоединения.

     2010 год стал лидером по количеству  объединений банков: 19 банков к  13-ти. В 2009 году присоединенных  банков было на треть меньше, только 12.

     Кроме этого, в связи с установлением  минимальной величины капитала банка  в размере 90 млн. рублей с 1 января 2010 года 7 банков были преобразованы в небанковские кредитные организации.

     В минувшем году Банком России был зарегистрирован только один новый банк – Фольксваген Банк Рус, и одна небанковская кредитная организация – Объединенные платежные системы. В 2009 году Банком России было зарегистрировано 7 новых кредитных организаций (5 банков и 2 небанковские кредитные организации).

     По  состоянию на 01 января 2011 года капитал  менее 300 млн. рублей имели всего 372 банка  из 955 действующих, а активы банковского  сектора составили 33,46 трлн. рублей, увеличившись за прошедший год на 13,7%25.

     Ожидаемого  роста количества сделок по слияниям и поглощениям в банковском секторе  в 2010 году не произошло. Их общее число  вполне сопоставимо с количеством  сделок 2009 года. Не вызвало небывалого количества сделок в банковском секторе  и вступившее в силу с 01 января 2010 года требования к минимальному размеру собственных средств банка в 90 млн. рублей. Большинству банков удалось докапитализоваться до нужного уровня за счет средств владельцев. Продолжился процесс поглощения небольших региональных банков более крупными участниками рынка с целью расширения собственного бизнеса, роста присутствия в регионах и выхода на новые территории26

     Лидером по активности и количеству сделок по приобретению активов в отрасли можно считать «Восточный Экспресс Банк» Игоря Кима, который за 2010 год присоединил к себе Ростпромстройбанк, Камабанк, Городской Ипотечный банк и недавно объявил о покупке Сантандер Консьюмер Банка – дочернего банка крупнейшей испанской группы Santander.[25]

      Таблица 1 - Кредитные организации, реорганизованные в форме присоединения во II квартале 2010 года27

Информация о работе Консолидация российского банковского капитала