Кредитный процесс в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования в коммерческих банках в современных условиях на примере «Газпромбанка».
Исходя из поставленной цели работы вытекают следующие задачи работы:
- изучить сущность, виды и основы кредитования;
- показать порядок организации кредитования банковских заемщиков;
- выявить основные проблемы и разработать перспективы развития кредитования банковских заемщиков.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 – 4
Глава 1. Процесс кредитования в коммерческом банке……………….5
1.1 Правовые и организационные основы кредитного процесса в банке………………………………………………………………..….5 – 6
1.2 Кредитная заявка и интервью с клиентом………………………………………………………………6 – 11
1.3 Анализ кредитоспособности клиента и оценка кредитного риска… ……………………………………………………………………….11 – 13
1.4 Статистические методы оценки кредитного риска……….….13 – 15
1.5 Подготовка к заключению договора и кредитное соглашение………………………………………………………….15 – 17
1.6 Мониторинг выполнения кредитного соглашения………….18 – 19
Глава 2. Структурный анализ деятельности и кредитования в банке «Газпромбанк»…………………………………………………………..20
2.1 Основное направление деятельности «Газромбанка». Финансовые показатели банка…………………………………………………....20 – 26
2.2 Предложения по ипотечному кредитованию «Газпромбанка»……………………………………………………26 – 28
Глава 3. Проблемы кредитования и пути их совершенствования в коммерческом банке………………………………………………..…………………….29
3.1 Основные проблемы ипотечного кредитования………………………………………..……………...29 – 31
3.2 Перспективы развития ипотечного кредитования………………………………………………………..31 – 34
Заключение…………………………………………………………35 – 36
Список используемой литературы………………………………..37 – 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая Дкб.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     4. внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.;

     5. прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам);

     6. налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли;

     7. бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

     В частности, документ должен включать:

    • описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
    • отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
    • планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
    • план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
    • план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
    • финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

     В ходе беседы интервьюеру не следует  стремиться выяснить все аспекты  работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.

     1. Сведения о клиенте и его  компании:

    • является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
    • как давно учреждена компания;
    • какова ее продукция;
    • кто владельцы, сколько акций они имеют;
    • каков опыт и квалификация менеджеров;
    • прибыльна ли компания;
    • кто основные поставщики и покупатели;
    • на каких условиях продается продукт.

2. Вопросы  по поводу просьбы о кредите:

    • какую сумму денег компания намерена получить у банка;
    • как рассчитана эта сумма;
    • достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
    • учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
    • учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

    3. Вопросы,  связанные с погашением кредита:

    • как клиент предполагает погашать кредит;
    • сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
    • имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
    • есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

    4. Вопросы  по поводу обеспечения займа:

    • какое обеспечение будет передано в залог;
    • кто владелец обеспечения;
    • где складировано обеспечение;
    • находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
    • требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
    • как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
    • подвержено ли обеспечение порче;
    • каковы издержки по хранению обеспечения.

     5. Вопросы о связях клиента с  другими банками:

    • какие банки  используются в настоящее время  клиентом;
    • обращался ли он к другим банкам за ссудой;
    • почему  клиент пришел в этот банк;
    • имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

     Итак, заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КБ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

1.3 Анализ кредитоспособности клиента и оценка кредитного риска

     Прибыльность  коммерческого банка находится  в непосредственной зависимости от такого существенного вида риска, с которым сталкиваются коммерческие банки в своей повседневной деятельности, как кредитный риск. На стоимость кредитной части банковского портфеля активов в значительной степени оказывает влияние невозврат или неполный возврат выданных кредитов, что в свою очередь отражается на собственном капитале банков. Вот почему при осуществлении кредитных операций банки всегда стараются получить наиболее точную оценку кредитного риска, то есть объективно оценить кредитоспособность заемщика. Классическим подходом к оценке кредитоспособности считается анализ финансового положения заемщика по бухгалтерскому балансу. Для осуществления данного этапа следует проанализировать следующие источники: материалы, представленные непосредственно клиентом; данные о клиенте, имеющиеся в архиве банка; сведения, полученные от тех, кто уже имел деловые контакты с предполагаемым клиентом (поставщики, кредиторы, покупатели, банки и т. д.); отчеты и другие материалы, представляемые частными и государственными учреждениями и агентствами (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. д.).

     При анализе характера заемщика рассматриваются его репутация, степень ответственности, готовность к своевременному погашению долга. В этом случае особое внимание уделяется отношению заемщика к своим обязательствам, взятым ранее, наличию задержек в погашении кредитов, отношению к нему в деловом мире.

     Финансовые  возможности выражаются в способности заемщика к погашению кредита и сводятся к трем основным источникам: текущие кассовые поступления; продажа активов; прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке). Текущие кассовые поступления определяются как чистая операционная прибыль плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате. Кроме того, анализируются деловой климат в стране и регионе, оказывающий влияние как на банковское учреждение, так и на его клиентов; состояние экономической конъюнктуры; наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, услуги; налоговый климат и т.д.

     Решающее  значение при определении кредитоспособности клиента имеет анализ его финансовых отчетов, смет, данных о прибылях и убытках, которые используются как для проверки обоснованности кредитной заявки, так и для оценки перспектив развития кредитора в плане его платежеспособности. Наиболее распространенным методом оценки кредитоспособности заемщика по его балансу является непосредственное исчисление финансовых показателей.

     Коэффициенты, применяемые в банковской практике, подразделяются на семь основных групп:

  • показатели платежеспособности;
  • показатели ликвидности;
  • показатели оборотного капитала;
  • показатели задолженности;
  • показатели погашения долга;
  • показатели деловой активности;
  • показатели рентабельности.

     Несмотря  на всю важность анализа финансовых отчетов предприятия и рассчитанных на их основе коэффициентов, они хотя и являются основными, но отнюдь не достаточными для принятия решения о предоставлении кредита тому или иному заемщику. Кроме этого в банках изучают свои архивы, отчеты специализированных кредитных агентств, обмениваются информацией с другими банками и финансовыми организациями, изучают специализированную прессу. В странах с развитой рыночной банковской системой существуют специализированные компьютерные банковские сети, где сосредотачивается вся информация о прошлом клиентов банковских учреждений. Рассмотренные финансовые показатели должны увязываться с каждой конкретной ситуацией, а не рассматриваться как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Финансовые показатели лишь помогают оценить степень кредитного риска. Поэтому банк, предоставляя кредиты, должен быть полностью уверен в надежности заемщика.

     Таким образом, наиболее сложной задачей при выдаче кредита оказывается не оценка сегодняшнего положения заемщика, а прогнозирование развития ситуации, в будущем исходя из имеющейся в данный момент информации.

1.4 Статистические методы оценки кредитного риска

   В последнее время в банковской практике все чаще начинают применяться статистические методы оценки кредитных рисков. При этом стараются выработать стандартные подходы объективной оценки заемщиков и на этой основе разделить их на надежных и ненадежных. С этой целью применяются следующие основные модели: «модель Зета»; метод кредитного скоринга; модель оценки коммерческой ссуды; кредитный скоринг по потребительскому кредиту.

   Модель  Зета. Данная модель была разработана группой американских экономистов в конце 70-х гг. и предназначена для оценки вероятности банкротства той или иной фирмы. В этом случае определяют значение «X», используя специальное уравнение, переменные которого являются показателями деятельности фирмы, а именно: ликвидность, скорость оборота и т. д. При оценке фирмы, полученный показатель сравнивается с эталонным, и в зависимости от его величины применяется решение о предоставлении кредита1.

   Используя приведенный подход, американский экономист  Альтман предложил свою модель, где применил метод множественного дискриминантного анализа. При этом используются пять основных переменных: отношение оборотного капитала к сумме активов; отношение нераспределенного дохода к сумме активов; отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов; отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга; отношение суммы продаж к сумме активов. Здесь также полученный результат сравнивают с эталонным показа

   Модель  оценки коммерческой ссуды. Данная модель предложена американским экономистом Чессером и включает шесть переменных:

  • отношение кассовой наличности и рыночных ценных бумаг к сумме активов;
  • отношение чистой суммы продаж к сумме кассовой наличности и рыночных ценных бумаг;
  • доход до вычета процентов и налогов к сумме активов;
  • отношение общей задолженности к сумме активов;
  • отношение основного капитала к акционерному капиталу;
  • отношение оборотного капитала к чистой сумме продаж.

Информация о работе Кредитный процесс в коммерческом банке