Кредитоспособность заемщика и методы ее определения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:18, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение методов анализа кредитоспособности заемщиков, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ЗАО «Русь – Банк», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Сущность и основные методы оценки кредитоспособности заемщика…………………………………………………………………………...5
1.1. Понятие кредитоспособности заемщика и показатели, используемые при ее оценке…………………………………………………………………………...5
1.2. Основные методы оценки кредитоспособности заёмщика………. ……….9
Глава II. Анализ кредитоспособности заёмщика в ЗАО «Русь-Банк»..……...14
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЗАО «Русь-Банк»…...…..14
2.2. Анализ кредитоспособности заемщика ООО «Пирамида».……………...19
2.3. Оценка кредитного риска и основные направления по его снижению….28
Глава III. Основные направления совершенствования методики оценки кредитоспособности заемщика…………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список использованных источников…………………………………………...41

Работа состоит из  1 файл

Кредитоспособность заемщика и методы ее определения.doc

— 463.00 Кб (Скачать документ)

     ООО «Пирамида» относиться к 2 категории качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск. У заемщика хорошее финансовое состояние и положительные результаты в расчетах финансовых показателей, тем более заемщик предоставил залог на сумму 3 200 000 руб. Все эти факторы значительно снижают кредитный риск.

     В методики ЗАО «Русь – Банк» есть недостаток, банк не использует метод рейтинговой (бальной) оценки с помощью этого метода можно отнести заемщика к определенному классу и принять решения кредитовать заемщика или нет, при кредитовании можно установить более жесткие рамки, если заемщик вызывает опасения.

     Вообще банки зачастую не располагают разработанным процессом оценки кредитного риска и управления им. Можно выделить и предложить несколько общих характерных этапов управления кредитным риском: 12

  • разработка целей и задач кредитной политики банка;
  • создание административной структуры управления кредитным риском и системы принятия административных решений;
  • изучение финансового состояния заемщика;
  • изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;
  • разработка и подписание кредитного соглашения;
  • анализ рисков невозврата кредитов;
  • кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;
  • мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

     Оценить кредитный риск можно с помощью анализа кредитоспособности заемщика и тем самым понять сможет ли заемщик платить по кредиту, и какова вероятность платежа (как это было сделано в случае с методикой ЗАО «Русь – Банк»). Анализ кредитоспособности можно провести методом оценки на основе финансовых коэффициентов, денежного потока, показателей делового риска.

     Конечно, основой основ является метод сбора информации о заемщике, при оценке этого метода нужна не только профессиональная сноровка, но интуиция, так как в предоставление первоначальных данных заемщиком может быть ложная информация. Уже на этой стадии кредитный эксперт должен понять, какой кредитный риск может быть (высокий или низкий) при работе с данным заемщиком и следует ли его кредитовать.

     Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются: 13

  1. Оценка кредитоспособности заемщика. В практике банков все большее распространение получает метод, основанный на бальной оценке ссудополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга клиента. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются.
  2. Выдача запрашиваемой ссуды не должна противоречить кредитной политике банка (например, не должна нарушать утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).
  3. Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику. Этот способ применяется, когда банк не полностью уверен в достаточной кредитоспособности клиента.
  4. Страхование кредитов. Страхование предполагает полную передачу риска и его невозврата организации, занимающейся страхованием. Все расходы, связанные со страхованием, как правило, относятся на ссудополучателей.
  5. Привлечение достаточного и качественного обеспечения. Их использование снижает кредитный риск, обеспечивает прибыль банков и сохраняет их активы. Но следует отметить, что любое обеспечение должно качественно оцениваться, то есть оно должно быть ликвидное и пользоваться спросом на рынке;
  6. Мониторинг кредитов и оперативность при взыскании долга. На протяжении всего срока действия кредитного договора банк осуществляет контроль за выполнением заемщиком условий договора, целевым использованием кредита, своевременным и полным его погашением;
  7. Самострахование (определение внутренних источников покрытия риска, таких как собственный капитал и резервы банка). Банки формируют резерв на возможные потери по ссудам, которые представляет собой специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в банковской деятельности.14
  8. Также следует отметить что, в настоящее время самым распространенным инструментом ограничения негативных последствий кредитного риска является соблюдение экономических нормативов банковской деятельности, согласно Инструкции ЦБ РФ №110-И от 16.01.04г.(в ред. Указаний ЦБ РФ от 03.11.2009 N 2324-У)15

     В нашей стране отсутствует отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.

     Итак, пока в России отсутствует всеобщая информационная сеть по всем предприятиям, и пока предприятия будут бояться предоставлять в такую сеть информации о себе, кредитные риски в России будут еще очень высокие. Необходим комплексный подход к решению указанной выше проблемы с привлечением законодательных органов с целью создания систематизированной системы специализированных бюро по оценке кредитоспособности предприятий.

 

     Глава III. Основные направления совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика 

     В настоящее время в России наблюдается  оживление кредитования предприятий. В условиях укрупнения коммерческих, банков, привлечения ими новых клиентов, вывода на рынок современных продуктов точная оценка кредитоспособности заемщиков приобретает большое значение, поскольку кредит, принося банку основную часть доходов, генерирует и повышенный риск. Несмотря на достаточное количество статей, посвященных оценке кредитоспособности, остается много проблем в российской практике кредитования, а также в последнее время при формировании оценки кредитоспособности необходимо учитывать новые требования Базельского комитета по банковскому надзору, которые должен будет принять Банк России.

     Одна  из основных проблем заключается  в том, что нормативных документов, подробно раскрывающих оценку кредитоспособности ссудополучателей пока не существует, собственный регламент коммерческих банков по расчету кредитоспособности часто носит формальный характер и находится в отрыве от теоретической базы и накопленного мирового и отечественного опыта. И о общей методике Банка России основным критерием кредитоспособности выступает финансовое состояние заемщика, а в качестве корректирующих показателей могут выступать качественные факторы деятельности заемщика, например, добросовестность выполнения обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами; качество управления, включая личностные характеристики и компетентность руководства предприятия-заемщика; деловая репутация; степень зависимости от государственных дотаций; общее состояние рынка по отрасли; общие позиции предприятия в конкурентной борьбе в его секторе или отрасли. Результатом анализа становится помещение предприятия в одну из пяти предложенных групп: очень хорошее, хорошее, среднее, плохое финансовое состояние. Существенным недостатком предложенной методики является отсутствие четких критериев классификации факторов деятельности предприятия, отсутствие системы весов показателей и критериальных границ значений финансовых коэффициентов. Банк России не предъявляет требований (рекомендаций) к учету отраслевых особенностей. Кредитный рейтинг по этой методике не присваивается.

     В этой связи для банков актуально  создание и совершенствование собственной  методики оценки кредитоспособности (по сути «ноу хау»), но это осложняется  следующим; российские банки не имеют  такого богатого опыта оценки кредитоспособности, как банки развитых стран, а зарубежные методики нуждаются в серьезной корректировке при адаптации к финансовому рынку России; методические разработки российских банков являются закрытыми для внешней среды; большинство научных трудов по оценке кредитоспособности посвящено решению проблем финансового анализа, и почти не затрагивает оценку качественных показателей или затрагивает неполно.

     В российской банковской практике также  существует проблема ограничения головными  офисами полномочий своих филиалов по оценке кредитоспособности, это искажает данные и ведет к увеличению затрат банка. Немаловажным недостатком является преобладание личностного фактора при определении кредитоспособности и выдаче кредитов: очень часто кредиты выдаются по дружественным деловым связям, и осуществляется поверхностная оценка кредитоспособности предприятия. Многие российские банки не занимаются присвоением рейтинга, а ограничиваются только расчетом показателей, что не позволяет сравнивать заемщиков между собой и рассчитывать вероятность дефолта. В большинстве случаев банки не имеют возможности использовать внешние независимые источники информации при оценке кредитоспособности, так как в России очень слабо представлена деятельность кредитных бюро и рейтинговых агентств. Кредитные бюро не приживаются, так как отсутствуют законодательные определения банковской тайны, а также мешает нежелание многих банков делиться своей информацией с конкурентами. Услуги мировых рейтинговых агентств оказываются очень затратными для российских предприятий, а отечественные агентства не имеют достаточного авторитета и широкого охвата предприятий.

     Как в российской, так и зарубежной практике, можно выделить проблему субъективности оценки кредитоспособности, что повышает уровень кредитного риска, затрудняет сравнение заемщиков между собой, усложняет работу в случае увольнения сотрудников, ответственных за анализ кредитоспособности. Также важным является то, что присвоение кредитного рейтинга не должно является конечным результатом оценки кредитоспособности, необходимо еще определить уровень кредитного риска, что не всегда делается коммерческими банками.

     Анализ  проблем, опыта, накопленного в области  оценки кредитоспособности заемщика, а также существующих методик  мировых рейтинговых агентств (DAB, S&P, Moody's), австралийских, американских банков, Банка Франции и др. позволяет предложить способы повышения эффективности методик отечественных коммерческих банков:

     — создание и утверждение документа, описывающего алгоритм оценки кредитоспособности, показатели, на основании которых происходит присвоение рейтинга и другие обязательные мероприятия;

     — обязательное присвоение рейтинга, а  также расчет вероятности дефолта  путем построения матриц изменения  кредитного рейтинга. Это является одним из критериев использования IRB-подхода (на основании внутренней рейтинговой системы), рекомендуемого Базельским комитетом;

     — использование строго определенного  количества классов кредитоспособности, соответствующих мировой практике;

     — кредитный рейтинг должен основываться на всестороннем анализе деятельности предприятия, его количественных показателей и качественных характеристик (интерпретация таких характеристик должна исключать субъективизм — это проблема до сих пор не решена в мировой практике);

     — ориентация количественных и качественных показателей кредитного рейтинга на отраслевые значения (нормы);

     — увеличение использования внешних  независимых источников при оценке;

     — создание действенного математического  аппарата расчета кредитного рейтинга заемщика с одновременным учетом качественных факторов его деятельности и обоснованием системы используемых весов для определения вклада каждого показателя;

     — постоянство в принципах методологии  расчета финансовых коэффициентов  и денежных потоков;

     — создание, действенной и полноценной нормативной базы, регулирующей оценку кредитоспособности;

     — ориентация на новые требования Базельского  комитета при совершенствовании  методик оценки кредитоспособности;

     — создание благоприятных условий  для развития рейтинговых агентств в России.

     Проблема  совершенствования методик оценки кредитоспособности заемщика остается очень актуальной и требует дополнительного теоретического и методологического переосмысления. Необходимо проводить исследования в этой области и использовать новые методы на практике.

 

      Заключение 

     В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть большое практическое значение темы данной курсовой работы.

     Мы выяснили, что под кредитоспособностью предприятия понимается способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам, то есть основному долгу и процентам.

     Были рассмотрены основные задачи анализа кредитоспособности предприятия и коэффициенты, применяемые при определении финансового положения заемщика.

     Также выяснили, что анализ кредитоспособности предприятия включает целый ряд методов:

Информация о работе Кредитоспособность заемщика и методы ее определения на современном этапе