Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:50, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является изучение методов определения кредитоспособности заемщиков, в том числе на примере деятельности коммерческого банка ЗАО «ТрансКапиталБанк» далее ЗАО «ТКБ», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса.
Введение
Глава I. Сущность и основные методы оценки кредитоспособности заемщика
1.1 Понятие кредитоспособности заемщика и показатели, используемые при ее оценке
1.2 Основные методы оценки кредитоспособности заёмщика
1.3 Законодательные и нормативные основы, используемые при кредитовании предприятия и оценке его кредитоспособности
Глава II. Анализ кредитоспособности заёмщика
2.1 Анализ первоначальных данных о заемщике
2.2 Анализ финансового состояния заемщика
2.3 Оценка кредитного риска и основные направления по его снижению
Глава III. Основные направления совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика
3.1 Мировой опыт в вопросах оценки кредитоспособности заемщика
3.2 Совершенствование организации оценки платежеспособности заёмщика в коммерческом банке
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Факторы, относящиеся к организации кредитования:
заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит;
у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;
отсутствие резервных источников погашения кредита;
заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения своей цели, на которую предоставлен кредит.
Факторы, фиксирующие отклонения от установленных норм:
нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.);
пересмотр условий кредитования, изменения в схеме погашения кредита, просьба о пролонгации ссуды;
отклонения показателей хозяйственно - финансовой деятельности компании от плановых или ожидаемых;
отклонения в системе учета и контроля заемщика.
Эти факторы настораживают банк и помогают предотвратить возникновение кредитного риска.
Наиболее распространенными в практике банков мероприятиями, направленными на снижение кредитного риска являются: [43]
1. Оценка кредитоспособности заемщика. В практике банков все большее распространение получает метод, основанный на бальной оценке ссудополучателя. Этот метод предполагает определение рейтинга клиента. Критерии, по которым производится оценка заемщика, строго индивидуальны для каждого банка, базируются на его практическом опыте и периодически пересматриваются.
2. Выдача запрашиваемой ссуды не должна противоречить кредитной политике банка (например, не должна нарушать утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).
3. Уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику. Этот способ применяется, когда банк не полностью уверен в достаточной кредитоспособности клиента.
4. Страхование кредитов. Страхование предполагает полную передачу риска и его невозврата организации, занимающейся страхованием. Все расходы, связанные со страхованием, как правило, относятся на ссудополучателей.
5. Привлечение достаточного и качественного обеспечения. Законом о банках и банковской деятельности и Гражданским кодексом предусматривается, что исполнение основного обязательства заемщика может подкрепляться такими формами обеспечения, как залог имущества, гарантия, поручительство и другими способами, предусмотренными законами или договором.[44] Их использование снижает кредитный риск, обеспечивает прибыль банков и сохраняет их активы. Но следует отметить, что любое обеспечение должно качественно оцениваться, то есть оно должно быть ликвидное и пользоваться спросом на рынке;
6. Мониторинг кредитов и оперативность при взыскании долга. На протяжении всего срока действия кредитного договора банк осуществляет контроль за выполнением заемщиком условий договора, целевым использованием кредита, своевременным и полным его погашением;
7. Самострахование (определение внутренних источников покрытия риска, таких как собственный капитал и резервы банка). Банки формируют резерв на возможные потери по ссудам, которые представляет собой специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в банковской деятельности.[45]
8. Также следует отметить что, в настоящее время самым распространенным инструментом ограничения негативных последствий кредитного риска является соблюдение экономических нормативов банковской деятельности, согласно Инструкции ЦБ РФ №110-И от 16.01.04 г. [46]
По нашему мнению, существует некий вопрос, постановка которого в стране сможет помочь решению проблемы кредитных рисков. В нашей стране отсутствует отлаженная система сбора информации о кредитоспособности клиентов, а также сведений о полученных и не погашенных ими кредитах.
Итак, пока в России отсутствует всеобщая информационная сеть по всем предприятиям и пока предприятия будут бояться предоставлять в такую сеть информации о себе, кредитные риски в России будут еще очень высокие. Необходим комплексный подход к решению указанной выше проблемы с привлечением законодательных органов с целью создания систематизированной системы специализированных бюро по оценке кредитоспособности предприятий.[47]
Глава III. Основные направления совершенствования методики по оценке кредитоспособности заемщика
3.1 Мировой опыт в вопросах оценки кредитоспособности заемщика
Для уяснения положительных и отрицательных аспектов отечественной системы оценки кредитоспособности заемщика необходимо рассмотреть опыт экономически развитых стран в данном вопросе.
В российской банковской практике под кредитоспособностью предприятия понимает способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). [48]
В западной банковской практике кредитоспособность трактуется как желание, соединенное с возможностью своевременно погасить выданное обязательство.[49]
В начале рассмотрим показатели кредитоспособности, используемые банками Соединенных Штатов Америки - самой экономически развитой страны мира.
Ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности.
Американские банки используют четыре группы основных показателей:
ликвидности фирмы;
оборачиваемости капитала;
привлечения средств;
показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп).
Коэффициент ликвидности прогнозирует способность заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше коэффициент ликвидности, тем выше кредитоспособность.
Коэффициент покрытия - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.
Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста коэффициента покрытия.
Коэффициенты привлечения (Кпривл) образуют третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу, показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность заемщика.
С третьей группой показателей тесно связаны показатели четвертой группы, характеризующие прибыльность фирмы. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию.
Также в практике банков США применяются «правила шести си», в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами «C».
— character (характер заемщика);
— capacity (финансовые возможности);
— capital (капитал, имущество);
— collateral (обеспечение);
— conditions (общие экономические условия).
Подобные критерии используют и в нашей стране.
Для получения данных для выше перечисленных методов банку, разумеется, потребуется информация, характеризующая финансовое состояние фирмы. Это обуславливает необходимость изучения финансовых отчетов, возможности появления непредвиденных обстоятельств и положения со страхованием. Источниками информации о кредитоспособности заемщика могут служить:
результаты переговоров с заемщиком;
инспекция на месте;
анализ финансовых отчетов;
внешние источники.
Например, в мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности - фирма «Дан энд Брэдстрит», которая собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетов, наиболее распространенный из них – «Информация о деловом предприятии», а один из самых полезных «Отчет о ключевых финансовых статьях» - содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Дан энд Брэдстрит», имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами, но они в основном ограничиваются обычно одной отраслью или видом деятельности. Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей данной фирмы, некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работников.
Еще одним источником сведений является «Служба взаимного обмена кредитной информацией» при национальной ассоциации управления кредитом - организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержаться только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие-либо рекомендации.
Американские корпорации (в частности «Дан энд Брэдстрит») рассчитывают выйти на российский рынок и предложить российским коммерческим банкам следующий набор услуг:
бизнес-справка на отдельную компанию с ее рейтингом на базе оценки финансового положения, практики оплаты счетов, соблюдения прочих этических норм бизнеса, анализа арбитражных дел с ее участием и т.д.;
маркетинговые исследования в региональном и отраслевом разрезах;
страновые справочники с полным обзором экономической ситуации, таможенного, валютного регулирования, условий платежа и арбитража;
отраслевые, региональные и специальные справочники.
Предполагается, что коммерческие банки России, желающие получить информацию о своих клиентах, смогут через соответствующую телекоммуникационную сеть напрямую выходить на базу данных этой корпорации и буквально в считанные секунды получать интересующие их сведения о финансовом состоянии потенциального заемщика.
Проблема заключается в том, что предприятия и организации-клиенты коммерческих банков не желают предоставлять информацию о самих себе, что серьезно затрудняет сбор нужных сведений. На Западе отказ от предоставления подобной информации является важным показателем, характеризующим данную компанию с отрицательной стороны.
В общем, процесс создания бюро кредитных историй в России уже активно идет, закон о кредитных бюро вступил в силу с 1 сентября 2005 г. Но пока отсутствует информация по всем предприятиям, так как предприятия бояться предоставлять данные о своих экономических действиях и пока они будут бояться кредитные риски в России будут еще очень высокие.[50]
Далее рассмотрим оценку кредитоспособности коммерческими банками Франции - одной из наиболее развитых европейских стран.
Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:[51]
1. Оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2. Оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
3. Использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
1. Характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;
2. Факторы производства:
3. Трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала;
4. Производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);
5. Финансовые ресурсы;
6. Экономическая среда.
В активе баланса при анализе выделяются три составные части:
иммобилизованные активы,
оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие);
денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).
Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность. На основе счета результатов деятельности определяются следующие показатели (см. таблицу 3.1.).
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей.
В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику банка Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах: