Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является глубокий анализ сферы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, ее особенностей и развития, как важнейшего на сегодняшний день сферой банковского кредитования для экономики страны.
Для достижения вышеуказанной цели в рамках данной работы необходимо изучить все аспекты выбранной темы исследования и выполнить следующие задачи:
Проанализировать сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для развития экономики России;
Провести сравнительный анализ механизмов кредитования малого бизнеса применяемых в России и других странах мира, с целью выявления новых механизмов, которые могут применяться в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1.
теоретические основы Кредитования малого и среднего бизнеса
5

Сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для развития экономики России
5

1.2.
Механизм кредитования малого и среднего бизнеса в России и мировая практика
10
ГЛАВА 2.
практические аспекты кредитования малого и среднего бизнеса в России
16

2.1.
Анализ структуры и динамики кредитования малого и среднего бизнеса в России
16

2.2.
Сравнительный анализ программ банков кредитования малого и среднего бизнеса
23

2.3.
Особенности государственной программы кредитования малого и среднего бизнеса
26
ГЛАВА 3.
Развитие кредитования малого и среднего бизнеса
32

3.1.
Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
32

3.2.
Предложения решения проблем кредитования малого и среднего бизнеса
36
Заключение
39
Использованные источники

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (плотникова).docx

— 193.93 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки российской федерации

 

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-петербургский государственный 

инженерно-экономический университет»

 

Факультет предпринимательства  и финансов

Кафедра финансов и банковского  дела

 

Курсовая работа

по дисциплине «Деньги, кредит, банки»

на тему: «Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками»

 

 

Выполнила: Плотникова Ирина Витальевна

студентка 3 курса

специальности   Финансы и кредит

Группа 3381

Номер зачетной книжки 12091/08

Подпись _____________              

Проверил:  Савруков А.Н.

Должность: к.э.н., доц. кафедры

финансов и банковского дела

Оценка_____  Дата____________

Подпись______________

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1.

теоретические основы Кредитования малого и среднего бизнеса

5

 

Сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для  развития экономики России

5

 

1.2.

Механизм кредитования малого и среднего бизнеса в России и мировая  практика

10

ГЛАВА 2.

практические аспекты кредитования малого и среднего бизнеса в России

16

 

 2.1.

Анализ структуры и динамики кредитования малого и среднего бизнеса в России

16

 

 2.2.

Сравнительный анализ программ банков кредитования малого и среднего бизнеса

23

 

2.3.

Особенности государственной программы  кредитования малого и среднего бизнеса 

26

ГЛАВА 3.

Развитие кредитования малого и среднего бизнеса

32

 

 3.1.

Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России

32

 

 3.2.

Предложения решения проблем кредитования малого и среднего бизнеса

36

Заключение

39

Использованные источники

41


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие малого и среднего бизнеса в настоящее время  является приоритетной задачей для  экономики России. Эта тема особенно актуальна после кризиса, показавшего, что для повышения устойчивости российской экономики к кризисным явлениям необходимо укреплять ее реальный сектор и прежде всего с помощью мелких и средних предприятий (МСП). Кредитование является сейчас основным, наиболее эффективным видом финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, который продолжает активно развиваться. С каждым годом увеличивается количество банков, работающих в секторе кредитования МСП, и растет количество кредитных продуктов, предлагаемых банками малому и среднему бизнесу.

Малый бизнес представляет собой сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. Данный сектор наиболее подвержен влиянию изменений во внешней среде в силу ограниченности ресурсов. Однако, именно по этой причине, малое предприятие является наиболее мобильной хозяйствующей единицей, не требующей сложной управленческой системы.

Целью данной работы является глубокий анализ сферы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, ее особенностей и развития, как важнейшего на сегодняшний день сферой банковского кредитования для экономики страны.

Для достижения вышеуказанной  цели в рамках данной работы необходимо изучить все аспекты выбранной  темы исследования  и выполнить  следующие задачи:

  1. Проанализировать сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для развития экономики России;
  2. Провести сравнительный анализ механизмов кредитования малого бизнеса применяемых в России и других странах мира, с целью выявления новых механизмов, которые могут применяться в России;
  3. Провести анализ практических аспектов кредитования малого и среднего бизнеса, для этого необходимо:
    • проанализировать структуру и динамику кредитования малого и среднего бизнеса в России;
    • сравнить банковские программы кредитования малого и среднего бизнеса;
    • выявить особенности государственной программы кредитования малого и среднего бизнеса;
  1. На основе проведенного анализа динамики и структуры развития кредитования малого и среднего бизнеса, необходимо выявить проблемы, возникшие в этой сфере, и предложить методы их решения.

Исследование, проведенное в данной работе, носит  не только теоретический, но и практический характер.

Теоретический анализ позволит глубже изучить ситуацию на рынке кредитования субъектов  малого и среднего бизнеса. В результате теоретического анализа статистических данных и мнений экспертов будут выявлены проблемы, препятствующие в той или иной мере полноценному развитию рынка кредитования малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и экономики России.

По  окончании исследования в работе будут предложены меры по решению  выявленных проблем, которые непосредственно  могут быть применены на практики и достаточно эффективны.

 

 

 

 

Глава 1.

Теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса

 

 

 

1.1.

 

 

 

Сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса  для развития экономики России


 

Развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в настоящее время является приоритетной задачей для реформирования экономики России и совершенствования различных форм хозяйствования.

 Согласно Федеральному  закону от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] субъектами малого и среднего предпринимательства признаются потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), а физические лица – индивидуальные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц  - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов в уставном  капитале указанных юридических  лиц не должна превышать 25 %;  доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Сектор малого и среднего бизнеса – это уже значительная часть экономики России в настоящее  время, и кроме того, «относительно  стойкая к серьезным макроэкономическим потрясениям, что доказал год 2008-2009. Например, согласно отчету о развитии СМБ в 2008-2010 году в Москве доля кризисоустойчивых  предприятий составила чуть более 55% от общего количества микро-малых  и средних предприятий, приводимых в официальных статистических данных». [22]

Одной из целей государственной политики  в сфере развития малого и среднего предпринимательства является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие ее инфраструктуры.[2]

Кредитование является сейчас основным, наиболее эффективным  видом финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, который продолжает активно развиваться. С каждым годом увеличивается количество банков, работающих в секторе кредитования МСБ, и растет количество кредитных продуктов, предлагаемых банками малому и среднему бизнесу.

Финансовая поддержка  малого и среднего бизнеса минимизирует коррупционные издержки и обеспечивает большую эффективность с точки  зрения наращивания добавленной  стоимости в экономике, повышения  производительности труда.

Как и остальные виды кредита, кредиты субъектам МСБ в первую очередь обеспечивают перераспределение материальных ресурсов в интересах развития производства и реализации продукции.

Кредит позволяет предприятиям восполнить временно недостающие оборотные  средства, что влияет на обеспечение  бесперебойности процесса производства и/или реализации продукции, что  естественно влияет на процессы распределения  и потребления в экономике.

Использование заемных  средств позволяет предприятиям сезонных отраслей хозяйства (сельское хозяйство) образовывать сезонные запасы и производить сезонные затраты. При использовании кредита на эти цели, заемные средства позволяют предприятиям с сезонным типом функционирования использовать ресурсы экономно, поскольку эти предприятия и организации могут осуществлять свою деятельность при минимальном объеме собственных средств, а также уменьшении резервов, в том числе денежной их части. [6, с. 210]

Так же кредит может предоставляться  субъектам малого и среднего бизнеса  для увеличения запасов и затрат, требующихся для расширения объемов  производства и реализации продукции.

Кроме того, кредит может  предоставляться в данном случае непосредственно на приобретение основных фондов, что позволяет предприятию  расширить его производственные мощности. [6, с. 212]

Однако полностью оценить  роль кредитования малого и среднего предпринимательства можно только с помощью анализа результатов  его применения для экономики, государства  и населения, а также особенностями  методов, с помощью которых эти  результаты достигаются.

Поэтому далее проведем анализ показателей деятельности малых и средних предприятий России за последние тринадцать лет, т.е. с начала действия первых программ кредитования МСП.

В течение работы будет  проведен более детальный анализ эффективности программ кредитования малого и среднего бизнеса в России.

Сначала, рассмотрим динамику количества предприятий в секторе малого и среднего предпринимательства в течение периода с 1996 по 2009 гг. [23] (табл. 1.1).

Таблица 1.1.1

 

Количество малых и средних  предприятий в России с 1996 по 2009 гг. (тыс.)

Год

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Число МСП

841,7

861,1

868,0

890,6

879,3

843,0

882,3

890,9

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

   

Число МСП

953,1

979,3

1032,8

1137,4

1347,6

1602,5

   

 

Данные таблицы показывают, что число малых и средних  предприятий в РФ на протяжении тринадцати лет растет, и даже кризисные годы оно не уменьшалось, что подтверждает эффективность принимаемых мер по финансированию МСП.

Далее проведем сравнительный  анализ объемов продукции, выпускаемой  предприятиями ежегодно, и объемов получаемой ими прибыли (сальдированный финансовый результат), что позволит говорит о финансовой эффективности деятельности фирм [23] (рис. 1.1).

Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками