Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:50, курсовая работа
Целью данной работы является глубокий анализ сферы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, ее особенностей и развития, как важнейшего на сегодняшний день сферой банковского кредитования для экономики страны.
Для достижения вышеуказанной цели в рамках данной работы необходимо изучить все аспекты выбранной темы исследования и выполнить следующие задачи:
Проанализировать сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для развития экономики России;
Провести сравнительный анализ механизмов кредитования малого бизнеса применяемых в России и других странах мира, с целью выявления новых механизмов, которые могут применяться в России;
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
теоретические основы Кредитования малого и среднего бизнеса
5
Сущность и значение кредитования малого и среднего бизнеса для развития экономики России
5
1.2.
Механизм кредитования малого и среднего бизнеса в России и мировая практика
10
ГЛАВА 2.
практические аспекты кредитования малого и среднего бизнеса в России
16
2.1.
Анализ структуры и динамики кредитования малого и среднего бизнеса в России
16
2.2.
Сравнительный анализ программ банков кредитования малого и среднего бизнеса
23
2.3.
Особенности государственной программы кредитования малого и среднего бизнеса
26
ГЛАВА 3.
Развитие кредитования малого и среднего бизнеса
32
3.1.
Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России
32
3.2.
Предложения решения проблем кредитования малого и среднего бизнеса
36
Заключение
39
Использованные источники
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что в течение 2010 г. банки смягчали кредитную политику на рынке МСБ по основным условиям кредитования. В 2011 г. ожидается дальнейшее смягчение скорее начиная с третьего квартала года.
2.3. |
Особенности государственной программы кредитования малого и среднего бизнеса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правительством РФ совместно с «Российским Банком Развития» (РосБР) осуществляется программа поддержки субъектов МСП, как посредством кредитования банков-партнеров по соответствующим программам, так и через кредитования предприятий инфраструктуры. С 2008 года РосБР был введен первый продукт кредитования «2008», а с 15.03.2010 года была введена линейка новых, сравнительная характеристика которых представлена в нижеприведенной таблице (табл. 2.2.1) [25]. Таблица 2.3.1
Различные условия кредитования продуктов позволяют банкам выбирать наиболее удобный в зависимости от кредитоспособности банка. А РосБР таким образом может дифференцировать банки-партнеры. В декабре 2010 году РосБР существенно сократил ставки по кредитам для банков-партнеров по трем основным продуктам, что теперь позволяет банкам получать ресурсы дешевле. В результате ставка для конечных потребителей заемных ресурсов, т.е. субъектов МСП снизилась в 2010 г. Данные об изменении ставок представлены в нижеследующей таблице (табл. 2.2.2) [25]. Таблица 2.3.2 Изменение процентных ставок по кредитам Российского банка развития в течение 2010 г. |
Год |
Значение годовой процентной ставки по кредитам | ||
Рефинансирование |
Инвестирование |
Софинансирование | |
2010 апрель |
10,5% |
10% |
Базовая ставка – 10,5% Премиальная ставка – 9% |
2010 декабрь |
8% |
7,5% |
Базовая ставка – 9% Премиальная – 6%, 7% |
Срок предоставления кредита |
от 1 года до 3 лет |
от 1 года до 5 лет |
от 1 года до 5 лет |
Таким образом, ставки по продуктам «Рефинансирование» и «Инвестирование» снизились на 2,5%, по продукту «Софинансирование» базовая ставка снизилась на 1,5%, премиальная на 2-3%.
Для сравнения среднерыночная ставка в начале года была 18% - минимальная, а максимальная ставка - 30%, то к концу года минимальная ставка стала – 15%, а максимальная осталась на том же уровне. Конечно, не только снижение ставки РосБР повлияло рыночную ставку, но и снижение риска ликвидности и стабилизация экономической ситуации.
Программы РосБР оказали значительную поддержку малому и среднему бизнесу в период кризиса. В 2010 году реализация Программы ОАО «РосБР» поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) происходила на фоне выхода страны из экономического кризиса, повлекшего за собой значительный спад производства, сложную финансовую ситуацию, повлиявшую как на развитие банковского сектора в целом, так и на кредитовании МСП в частности.
В этой непростой социально-
Портфель кредитов, предоставленных ОАО «РосБР» банкам-партнерам и организациям инфраструктуры, демонстрировал устойчивый рост на протяжении 2010 г. (рис. 2.3.1) [25].
Рис. 2.3.1 Динамика кредитного портфеля РосБР
В отраслевой структуре портфеля кредитов субъектам МСП, предоставленных в рамках Программы ОАО «РосБР» наибольшую долю имеют кредиты, предоставленные субъектам МСП, занятым в неторговом секторе экономики, – 59,02%, в том числе в производственной сфере - 23,06%, в сфере услуг - 22,60%, в строительстве - 10,10% и в сельском хозяйстве - 3,26% [25].
Наибольший удельный вес в портфеле кредитов субъектам МСП имеют кредиты, предоставленные на срок от 2 до 3 лет (64,35%), что связано с особенностями Программы ОАО «РосБР»: до недавнего введения в действие новых кредитных продуктов, кредиты банкам-партнерам предоставлялись на срок до 3 лет (срок кредитования банком-партнером субъекта МСП не может превышать срок кредитного договора банка-партнера с ОАО «РосБР»). На данный момент в рамках кредитных продуктов «Софинансирование», «Инвестирование» и «Рефинансирование-регион» кредитные договоры с банками-партнерами заключаются на 5 лет, а в рамках Программы «Финансирование инноваций и модернизации» на 7 лет (рис. 2.3.2). [25]
Рис. 2.3.2 Структура кредитного портфеля РосБР по срокам предоставляемых кредитов |
В результате проделанной работы ОАО «РосБР» оказало реальную поддержку малому и среднему предпринимательству. По данным отчетов партнеров субъекты МСП, получившие финансирование по всем направлениям, в первом-третьем кварталах 2010 года произвели продукцию и оказали услуги на сумму 462,5 млрд. рублей. В бюджеты различного уровня компаниями уплачены налоги на сумму 14,1 млрд. руб. На финансируемых предприятиях сохранялись и создавались рабочие места (в 2009 году на них работало 108 тыс. человек, а по итогам третьего квартала 2010 года – 363 тыс. человек).[25]
В 2011 году РосБР планирует внедрение новых продуктов для субъектов МСП в приоритетных направлениях модернизации экономики и уделяющих внимание вопросам ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, обеспечение возможности получения поддержки во всех субъектах Российской Федерации, совершенствование системы региональных лимитов, разработку особых мер поддержки субъектов МСП в регионах, требующих индивидуального подхода, с неблагополучной социально-экономической ситуацией (например, регионы входящие в состав СКФО) и прочее.[25]
глава 3. |
Развитие кредитования малого и среднего бизнеса |
3.1. |
Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России |
Развитию и поддержке сектора малого и среднего бизнеса в России сопутствует не только положительная динамика ростов объема кредитования, постепенного снижения процентных ставок и роста числа предприятий. Естественно, процессы развития финансовой поддержки МСЮ, в частности кредитования, сталкиваются с проблемами, которые уже давно выделяют эксперты.
Жесткая кредитная политика банков по отношению к субъектам малого предпринимательства, вызвана в первую очередь недоверием банков к прозрачности финансовой отчетности предприятий и их платежеспособностью. Это заставляет банки поднимать требования к заемщикам. Но рассмотрим все проблемы подробнее. А так же сравним мнение нескольких экспертов в этой области, и сделаем вывод, действительно ли существенны проблемы, о которых будет сказано.
По мнению Хорошева С.С.,
заместителя главного редактора
по развитию журнала «Банковское
дело», основными проблемами, снижающими
доступность кредитов для малых
и средних предприятий
Итак, проведем более подробный анализ каждой из выделенных проблем.
Действительно при выдаче крупных кредитов на долгий срок банки требуют залоговое обеспечение у заемщиков, что является стандартной процедурой, тем более, если финансовое состояние предприятия не достаточно устойчивое. Это позволяет снизить банкам риски. Причем в разных банках требования к обеспечению разнятся. Например, в «Банке Москвы» обеспечением может служить любое имущество, принадлежащее залогодателю на праве собственности, а «Номос-банк» выдает кредиты на срок 36 месяцев только под обеспечение 100% товаров в обороте.[20] Нужно отметить, что все банки принимают в качестве обеспечения поручительство Фонда содействия кредитования малого бизнеса.
Однако данная проблема не является не разрешимой. При недостатке собственных средств для обеспечения, предприятие может обратиться в региональный Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, где сможет получить всю сумму недостающих средств, или значительную их часть. Это зависит от отраслевой принадлежности предприятия и имеющихся у него собственных средств для обеспечения кредита.[26]
Так же А.Н. Мордовкин, генеральный
директор ООО «Центр развития банковских
технологий», доказывает, что данная
связана с неправильным подходом
к определению
Далее проанализируем проблему
с кредитными ставками и долгой окупаемостью
кредита. На сегодняшний день кредитные
ставки для субъектов МСБ
В своей статье А.Н. Мордвинкин приводит пример расчета сроков окупаемости кредита, прибыли полученной банком и предпринимателем, который доказывает, что данный довод не совсем убедителен. При процентной ставке 23% годовых, разовой комиссии за оформление кредита 1,5% предприниматель за годовой кредит в сумме 100 000 руб. заплатит всего 14 391 руб. А при средней рентабельности чистой прибыли сектора малого бизнеса 15–20% затраты по кредиту окупятся/компенсируются за один месяц, и уже со второго месяца кредит начнет приносить прибыль. Причем ставка по кредиту достаточно высока, около 30%, а фактическая переплата по кредиту не превысит 15% от его суммы.[9]
Из вышеизложенного следует, что кредит необременителен для предпринимателя и доходен для банка.
Что же касается несовершенства правовой базы, то этот аргумент опровергнуть сложно. Действительно в нашем законодательстве недостаточно проработанных и усовершенствованных правовых актов, которые контролируют развитие и поддержку малого предпринимательства. К ним можно отнести только Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ. Однако, существуют локальные нормативные акты, например в РосБР, в которых четко прописаны все требования к заемщикам, условия кредитования и т.п. Естественно, что на федеральном уровне достаточно сложно создать подобные нормативно-правовые акты, которые регулировали бы кредитование МСБ, что конечно обуславливается рыночной структурой российской экономики. Однако установление с 2008 г. четких критериев отнесения предприятий к средним, малым и микропредприятиям, внесло свои коррективы в программы кредитования МСБ и улучшило ситуацию.
Информация о работе Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками