Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:40, курс лекций
Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций.
Таким образом, данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегчающий обмен и сокращающий его издержки.
ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег
ТЕМА №2. Функции денег
ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе
ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения
ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности
ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов
ТЕМА №8. Платёжная система
ТЕМА №9. Денежная система и её элементы
ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота
ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита
ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ
ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования
ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ
ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности
ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства
ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования
ТЕМА №18. Ипотечный кредит
ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования
ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов
ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья
ТЕМА №22. Банковские операции и классификация
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
Кассовые операции являются для коммерческих банков традиционными, однако их удельный вес, как правило, невелик и составляет примерно 1—3 % .
Активами банка, приравненными к кассовым, являются средства, вложенные в валютные ценности, драгоценные металлы, которые размещены в виде остатков на корреспондентских счетах в других коммерческих банках и в центральном банке.
Кредитные вложения составляют, как правило, основной удельный вес в банковских активах — до 50—80 %. В их состав могут входить межбанковские кредиты (депозиты), кредиты предоставленные клиентам (юридическим и физическим лицам), учтенные банком векселя, предоставленный финансовый лизинг, факторинг, исполненные банком гарантии, не взысканные с клиентов. Эта группа активов обеспечивает коммерческим банкам основной объем доходов, но необходимо принимать в расчет, что это одновременно и самые рискованные из всех активов.
Инвестиции в ценные бумаги в коммерческих банках Республики Беларусь представлены в основном в виде вложений в различные государственные ценные бумаги. Отличительной особенностью подобных активов является то, что они при минимальных рисках способны приносить стабильные доходы.
К прочим активам обычно относятся затраты банка по приобретению зданий, сооружений и других основных фондов, а также участие в хозяйственной деятельности юридических лиц. Основной характеристикой активов, входящих в данную группу, является их низкая ликвидность.
Активы банка по степени ликвидности можно сгруппировать следующим образом.
1. Первоклассные ликвидные активы. К ним относятся денежные средства банка, находящиеся в его кассе или на корреспондентском счете, а также государственные ценные бумаги, находящиеся в портфеле коммерческого банка, которые он может реализовать в случае недостаточности ликвидных средств для погашения обязательств перед кредиторами и вкладчиками.
2. Сравнительно ликвидные активы. Эту группу составляют краткосрочные кредиты юридическим и физическим лицам (на срок до 30 дней), краткосрочные межбанковские кредиты и кредиты до востребования, факторинговые операции. В странах с достаточно развитым вторичным рынком ценных бумаг в эту же группу активов входят и корпоративные коммерческие ценные бумаги. Активы, отнесенные к данной группе, требуют больших затрат времени для их реализации или превращения в денежные средства.
3. Наименее ликвидные активы. Подобные активы включают долгосрочные кредитные вложения, в том числе и предоставленный финансовый лизинг, и различные инвестиции.
4. Неликвидные активы. В эту группу активов входят здания, сооружения и другие основные фонды, нематериальные активы, некоторые виды ценных бумаг, просроченная и сомнительная задолженность по кредитам.
- 3 -
Пассивные операции — операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций.
Все пассивные операции имеют общее назначение, но при этом могут осуществляться в различных формах. Как правило, выделяют четыре основных формы пассивных операций коммерческих банков:
1) первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;
2) формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли банка;
3) депозитные операции;
4) кредиты и займы, полученные от других юридических лиц.
Благодаря проведению пассивных операций коммерческие банки аккумулируют временно свободные средства клиентов. В ходе осуществления активных операций, прежде всего кредитных, банками создаются новые ресурсы, источником которых является банковская прибыль.
В зависимости от вида эмитируемых коммерческим банком ценных бумаг у него происходит формирование либо привлеченных средств (эмиссия векселей, облигаций, банковских сертификатов), либо собственных (эмиссия акций). Увеличение собственных ресурсов происходит также и в результате проведения банками пассивных операций, выделенных во вторую группу.
Наибольшую часть ресурсов коммерческих банков составляют привлеченные средства. Они могут покрывать до 90 % всей потребности банков в денежных ресурсах. Основная часть привлеченных ресурсов формируется банками на депозитной основе в результате зачисления средств на текущие, расчетные и другие счета до востребования или же при приеме банком от клиентов срочных вкладов и депозитов.
Привлечение средств на основе выпуска долговых ценных бумаг и покупка ресурсов на межбанковском рынке является для банка дополнительным источником привлеченных ресурсов, приобретение которых чаще всего связано с необходимостью регулирования банковской ликвидности. В некоторых случаях их активный поиск на рынке ведется для обеспечения кредитными ресурсами первоклассных клиентов или в результате возможности иного эффективного использования.
Проведение пассивных операций по формированию собственных и привлеченных средств сопряжено с определенными расходами коммерческого банка. Расходы по обслуживанию уставного капитала коммерческого банка, являющегося основным составным элементом его собственных средств, связаны с выплатой акционерам (участникам) части заработанной банком прибыли в виде дивидендов. Расходы по привлеченным ресурсам выражаются в начислении банком процентов по остаткам средств на счетах до востребования или по срочным депозитам. Во втором случае издержки банка будут гораздо выше. Относительно высокую стоимость имеют и привлеченные недепозитные средства, особенно полученные межбанковские кредиты.
1) Понятие, процесс возникновения центрального банков государств
2) Особенности построения деятельности центральных банков ведущих стран и Республики Беларусь
3) Задачи и функции центральных банков
4) Функции Национального банка Республики Беларусь
5) Основные операции Национального банка Республики Беларусь
6) Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
- 1 -
Центральный банк — это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка.
Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.
Известны два пути создания центральных банков:
1) историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;
2) учреждение государством эмиссионного банка.
Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства. Старейшими центральными банками мира признаны шведский "Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.
Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.
В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной организацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с правом эмиссии банкнот.
Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.
После первой мировой войны государства значительно усилили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях закрепления за собой соответствующих функций, стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в частности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, центральные банки других стран, правительство. По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, приняв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.
- 2 -
Деятельность ЦБ строится на следующих принципах:
Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством. Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности. Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит самостоятельно .
В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.
Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кадровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.
Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом.
Процедура назначения (выбора) руководства банка. Руководитель банка назначается (избирается) из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах.
В Республике Беларусь назначение, освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.
Уставный фонд Национального банка Республики Беларусь сформирован из средств государственного бюджета. В доход республиканского бюджета Национальный банк передает часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год. Часть прибыли используется на создание резервного и иных фондов Национального банка.
Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, в Российской Федерации имущество формально принадлежит государству, но центральный банк наделен правом распоряжения им как собственник. Имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставом и законодательством страны.
Национальный банк Республики Беларусь согласно Конституции относится к органам государственной власти.
- 3 -
Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.
К числу основных задач центрального банка относятся:
разработка и проведение денежно-кредитной политики;
надзор за кредитной системой;
организация функционирования платежной системы и надзор за нею.
Банковским кодексом Республики Беларусь основные цели деятельности Национального банка сформулированы следующим образом:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и валютного курса;
развитие и укрепление банковской системы страны;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Функции центрального банка отличаются большим разнообразием, что связано с его двойственной сущностью. С одной стороны, он выступает системообразующим элементом банковской системы, представляет и защищает в стране ее интересы; с другой стороны, центральный банк является одним из участников национальной экономической политики, на финансовом рынке он выполняет функцию агента государства, отстаивая его интересы и цели развития.
В экономической литературе и на практике обычно выделяют несколько основных функций центрального банка:
функция эмиссионного банка;
функция фирменного банка государства;
функция банка банков;