Курс лекций по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:40, курс лекций

Описание

Рационалистическая концепция происхожде­ния денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегче­ния процесса обмена, более рациональной организации обмен­ных операций.
Таким образом, данная теория объясняет возникновение де­нег внеэкономическими причинами, рассматривая их появле­ние как результат психологического акта, субъективного ре­шения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответ­ствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегча­ющий обмен и сокращающий его издержки.

Содержание

ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег
ТЕМА №2. Функции денег
ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе
ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения
ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности
ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов
ТЕМА №8. Платёжная система
ТЕМА №9. Денежная система и её элементы
ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота
ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита
ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ
ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования
ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ
ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности
ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства
ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования
ТЕМА №18. Ипотечный кредит
ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования
ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов
ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья
ТЕМА №22. Банковские операции и классификация
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по дкб.doc

— 1.05 Мб (Скачать документ)

    функция органа;

    функция органа валютного регулирования.

Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает норматив­ные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанков­скими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.

Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, при­обретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.

 

- 4 -

Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Национального банка Республики Беларусь:

       разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;

       эмиссия денег и цен­ных бумаг Национального банка;

       рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);

       регулирование де­нежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль;

       организация функционирования системы межбанковских расчетов;

       выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Прави­тельства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;

       орга­низация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов;

       надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

       регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утвер­ждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;

       выполнение функции цен­трального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;

       установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;

       организация инкассации и перевозки денеж­ной наличности, валютных и других ценностей;

       составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработ­ке его прогнозов;

       создание золотовалютных резервов и управление ими;

       установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;

       контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;

       заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств.

 

- 5 -

Основные операции Национального банка Республики Беларусь включают в себя:

1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального бан­ка включает в себя:

       рефинансирование банков;

       кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;

       предоставление креди­тов своим работникам в порядке, установленном Советом ди­ректоров Национального банка.

2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организа­ций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

2. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и дру­гими международными организациями.

Пассивные депозитные операции представляют собой опе­рации по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные.

3. Управление золотовалютными резервами, операции с ино­странной валютой, драгоценными металлами и драгоценны­ми камнями на территории страны и за ее пределами. Резервы необходимы для валютных интер­венций, международных расчетов, прироста накоплений (бо­гатства) государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубеж­ных кредитных учреждениях.

К этим резервам относятся ино­странные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, ко­торые предназначены для проведения денежно-кредитной по­литики, поддержания обменных курсов и своевременных рас­четов страны по иностранным сделкам.

4. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осу­ществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Он приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьи­ми лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк высту­пает посредником министерства финансов при размещении го­сударственных ценных бумаг.

 

- 6 -

Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер устав­ного фонда и порядок распределения прибыли определены Ус­тавом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк — это единая централизованная орга­низация. В ее состав входят центральный аппарат, структур­ные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Националь­ного банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Националь­ного банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организу­ются оборотные кассы.

По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей де­ятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет ди­ректоров.

Правление является высшим органом управления эмисси­онным банком. Это коллегиальный орган, определяющий ос­новные направления деятельности Национального банка, руко­водящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Рес­публики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавлива­ется размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.

Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Банковским кодексом вве­ден ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государ­ственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).

Правление Национального банка принимает решения про­стым большинством голосов при условии присутствия на его за­седании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого оп­ределяются Уставом Национального банка.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Респуб­лики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка.

Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.

Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при усло­вии присутствия на его заседании не менее шести членов.

Подразделения центрального аппарата Национального бан­ка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и эконо­мического анализа; платежного баланса и банковской статисти­ки; внешнеэкономической деятельности; монетарных опера­ций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и депар­таменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассо­вых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридиче­ский, банковского надзора, валютного регулирования и валют­ного контроля. Административный блок состоит из департа­мента администрации и управления кадровой политики, безо­пасности и защиты информации.

Организационная структура и штатное расписание департа­ментов Национального банка утверждаются Председателем Пра­вления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом ди­ректоров.

Права и обязанности служащих Национального банка, усло­вия их найма и увольнения определяются Советом директоров.

ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка

1)      Понятие денежно-кредитной политики, цели и задачи её проведения

2)      Инструменты денежно-кредитной политики и признаки их классификации

3)      Рефинансирование коммерческих банков и процентная политика Центрального банка

4)      Политика обязательного резервирования Центрального банка

5)      Валютная политика Центрального банка

6)      Операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг

 

- 1 -

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:

       определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),

       разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,

       конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,

       развитие рынка ценных бумаг,

       политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:

       прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,

       бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),

       внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).

В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

 

- 2 -

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

Информация о работе Курс лекций по "Деньги, кредит, банки"