Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:40, курс лекций
Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций.
Таким образом, данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегчающий обмен и сокращающий его издержки.
ТЕМА №1. Происхождение и сущность денег
ТЕМА №2. Функции денег
ТЕМА №3. Виды денег и их роль в воспроизводственном процессе
ТЕМА №4. Банковские карточки и особенности их обращения
ТЕМА №5. Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот
ТЕМА №6. Денежный оборот и его особенности
ТЕМА №7. Особенности аккредитивной формы безналичных расчётов
ТЕМА №8. Платёжная система
ТЕМА №9. Денежная система и её элементы
ТЕМА №10. Инфляция и методы стабилизации денежного оборота
ТЕМА №11. Необходимость и сущность кредита
ТЕМА №12. Банковский кредит, его виды и значение в экономике РБ
ТЕМА №13. Коммерческий кредит, его особенности и границы использования
ТЕМА №14. Государственный кредит, формы его развития в РБ
ТЕМА №15. Потребительский кредит и его разновидности
ТЕМА №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства
ТЕМА №17. Лизинга как форма имущественного кредитования
ТЕМА №18. Ипотечный кредит
ТЕМА №19. Современные формы и виды кредитования
ТЕМА №20. Рынок ссудных капиталов
ТЕМА №21. Кредитная система и её звенья
ТЕМА №22. Банковские операции и классификация
ТЕМА №23. Центральный банк и основы его деятельности
ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
функция органа;
функция органа валютного регулирования.
Важное значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков. К примеру, Национальный банк Республики Беларусь в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими и физическими лицами на территории государства.
Центральный банк представляет государство в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Для выполнения своих функций центральный банк может открывать представительства в других государствах. Коммерческие операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики; они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Как правило, центральный банк не имеет права заниматься торговой и промышленной деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать доли (акции) хозяйствующих субъектов.
- 4 -
Банковским кодексом Республики Беларусь определены основные функции центрального банка страны — Национального банка Республики Беларусь:
разработка и проведение совместно с Правительством Республики Беларусь единой денежно-кредитной политики;
эмиссия денег и ценных бумаг Национального банка;
рефинансирование банков (функция кредитора последней инстанции);
регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование и валютный контроль;
организация функционирования системы межбанковских расчетов;
выполнение функции финансового агента, кредитора и консультанта Правительства и местных органов власти по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
организация расчетно-кассового обслуживания отдельных государственных органов;
надзор за деятельностью банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
регистрация ценных бумаг кредитно-финансовых организаций, разработка и утверждение методик бухгалтерского учета и отчетности для всех кредитно-финансовых организаций;
выполнение функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка;
установление порядка осуществления банковских операций, безналичных и наличных расчетов в стране;
организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей;
составление платежного баланса Республики Беларусь и участие в разработке его прогнозов;
создание золотовалютных резервов и управление ими;
установление цены купли-продажи драгоценных камней и металлов при осуществлении банковских операций;
контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
заключение соглашений с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств.
- 5 -
Основные операции Национального банка Республики Беларусь включают в себя:
1. Кредитование. Кредитная деятельность Национального банка включает в себя:
рефинансирование банков;
кредитование Правительства в соответствии с Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;
предоставление кредитов своим работникам в порядке, установленном Советом директоров Национального банка.
2. Расчетное и кассовое обслуживание Правительства и иных государственных органов. Национальный банк может осуществлять кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
2. Операции по привлечению денежных средств. Выделяют кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами. Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями.
Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные.
3. Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами. Резервы необходимы для валютных интервенций, международных расчетов, прироста накоплений (богатства) государства. Резервы иностранной валюты могут размещаться в зарубежных кредитных учреждениях.
К этим резервам относятся иностранные высоколиквидные финансовые активы центрального банка в свободно и в ограниченно конвертируемых валютах, которые предназначены для проведения денежно-кредитной политики, поддержания обменных курсов и своевременных расчетов страны по иностранным сделкам.
4. Операции на рынке ценных бумаг. Центральный банк осуществляет широкий круг операций с ценными бумагами. Он приобретает ценные бумаги, включая выпущенные третьими лицами, на биржевом и внебиржевом рынках, выпускает собственные долговые ценные бумаги. Центральный банк выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.
- 6 -
Статус Национального банка, его функции, компетенция органов управления, организация деятельности, размер уставного фонда и порядок распределения прибыли определены Уставом Национального банка Республики Беларусь.
Национальный банк — это единая централизованная организация. В ее состав входят центральный аппарат, структурные подразделения и организации, находящиеся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Работа структурных подразделений и организаций Национального банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Для выполнения приходно-расходных кассовых операций во всех учреждениях эмиссионного банка организуются оборотные кассы.
По согласованию с Президентом Национальный банк может создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности. Им управляют два органа: Правление и Совет директоров.
Правление является высшим органом управления эмиссионным банком. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка, руководящий и управляющий им. Правлением рассматриваются и представляются совместно с Правительством Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, устанавливается размер участия иностранного капитала в банковской системе страны, утверждается годовой отчет о работе Национального банка.
Правление состоит из Председателя и десяти членов. Они назначаются на пять лет. Банковским кодексом введен ряд ограничений для членов Правления. Так, они не могут состоять в политических партиях, занимать другие государственные должности (если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами страны).
Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка.
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка.
Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.
Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов.
Подразделения центрального аппарата Национального банка (департаменты и управления) объединены в четыре блока (за исключением управления внутреннего аудита). Монетарный блок включает департаменты: монетарной политики и экономического анализа; платежного баланса и банковской статистики; внешнеэкономической деятельности; монетарных операций; международных операций. В блок банковских продуктов и услуг входят финансово-экономическое управление и департаменты бухгалтерского учета и отчетности, эмиссионно-кассовых операций, расчетов и кредитно-финансовых инструментов. Надзорно-правовой блок объединяет департаменты юридический, банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля. Административный блок состоит из департамента администрации и управления кадровой политики, безопасности и защиты информации.
Организационная структура и штатное расписание департаментов Национального банка утверждаются Председателем Правления. Директора департаментов назначаются на должность Председателем Правления банка по согласованию с Советом директоров.
Права и обязанности служащих Национального банка, условия их найма и увольнения определяются Советом директоров.
1) Понятие денежно-кредитной политики, цели и задачи её проведения
2) Инструменты денежно-кредитной политики и признаки их классификации
3) Рефинансирование коммерческих банков и процентная политика Центрального банка
4) Политика обязательного резервирования Центрального банка
5) Валютная политика Центрального банка
6) Операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг
- 1 -
Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.
Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты.
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:
определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),
разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,
конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,
развитие рынка ценных бумаг,
политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.
Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:
прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,
бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),
внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).
В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.
- 2 -
Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: