Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Цель данной работы в разработке операционной математической модели, позволяющей спланировать оптимальные с точки зрения максимизации банковской прибыли портфели коммерческого банка и в попытке доказать необходимость проведения подобного моделирования, привести имеющийся на сегодняшний день инструментарий оценки финансового состояния коммерческого банка.
ва № 1: Методы планирования финансовых портфелей коммерческих банков.
1.1 Структура банковской системы России
1.2 Факторы, влияющие на надёжность банков
1.3 Характеристики финансового состояния банков
1.4 Система портфельного менеджмента
Глава № 2: Методика планирования оптимальной системы портфелей банка.
2.1 Экономико-математическая постановка задачи
2.1.1 Цели оптимизации системы портфелей банка
2.1.2 Математическая постановка задачи, модель
2.1.3 Ограничения – экономические нормативы
Инструкции №1 ЦБР
2.1.4 Собственные и технологические ограничения
2.2 Компьютерная реализация
2.2.1 Исходные данные задачи оптимизации
2.2.2 Результаты вычислений
2.3.Линейная форма нормативных ограничений
Заключение.
Библиография.
В графу «Лимиты» в качестве исходных данных вводятся значения минимально максимально допустимых объемов привлечения и размещения ресурсов по отдельным инструментам и группам. Эти лимиты создаются самим банком из соображений диверсификации портфелей, прогнозируемых границ локальных рынков, на которых оперирует банк, ограничений внутреннего развития банка и, конечно, вышеупомянутых обязательств.
В следующие графы вводятся данные рынков по процентной доходности и затратности инструментов, процентные нормативы обязательных резервов в ЦБР и нормы резерва по ссудам. На конкретных цифрах доходности инструментов не стоит заострять внимание, поскольку, например, на биржевом табло Миланской биржи они меняются каждые двадцать секунд.
Данные по доходности и затратности инструментов финансовых рынков определяются аналитиками рынка вне данной модели. Доходность инструментов должна быть сопоставима. Поэтому после прогноза номинальных ставок вычисляются годовые эффективные ставки, которые затем корректируются ставками налогообложения и темпами инфляции. Последние существенно отличаются для различных групп активов. Доходность валютных активов задается в рублевом эквиваленте. Как исходные данные вводятся нормы обязательных резервов в ЦБР и нормы резерва по ссудам в портфеле активов.
В графу «Коэффициент риска активов» вводятся по группам коэффициенты риска из Инструкции №1, т.е. они административно и независимо от результатов технического, математического или фундаментального анализа. Они отражают процент возможных потерь основных сумм активов, а не стандартные отклонения от ожидаемой доходности, как это делается в портфельных теориях и методиках для рынка ценных бумаг .
В таблицу нормативов надежности, в графы «min» и «max», как исходные данные вводятся предельные значения экономических нормативов Инструкции №1 ЦБР. Программа математической оптимизации использует их как правые части ограничений-неравенств в задаче нелинейного программирования.
Оптимальный план портфелей банка на 2008 г. | |||||||||||
Портфель размещения
| План,млрд. руб.
| План,%
| Лимиты,млрд.руб.
| До-ход-ность,%
| Нормы резерва по ссудам,% | Резерв по ссудам, млрд.руб
| Размеще-но с резервом, млрд.руб.
| Доходы,млрд.руб.
| Коэффициент риска активов,%
| Риски,млрд. руб.
| |
min | max | ||||||||||
В целом по портфелю | 152,2 | 100 | 19,2 | 199 |
|
| 1,2 | 153,42 | 129,55 |
|
|
1. Денежные средства,счета в ЦБР | 1,2 | 0,8 | 1,2 | 30 |
|
|
| 1,2 | 0,05 |
| 0 |
Касса | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 10 | 0 |
|
| 0,1 | 0 | 2 | 0 |
Касса обменных пунктов | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 10 | 50 |
|
| 0,1 | 0,05 | 2 | 0 |
Счета в ЦБР | 1 | 0,66 | 1 | 10 | 0 |
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
2. Средства в кредитных учреждениях | 11 | 7,23 | 2 | 20 |
|
|
| 11,2 | 8,1 |
| 7,7 |
Корреспондетские счета в банках(ностро) | 1 | 0,66 | 1 | 10 | 10 |
|
| 1 | 0,1 | 70 | 0,7 |
МБК, 1 мес. | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 | 2 | 0,2 | 10,2 | 8 | 70 | 7 |
3. Вложения в ц/б,паи,акции | 69 | 45,33 | 8 | 69 |
|
|
| 69 | 63,8 |
| 24,3 |
ДО государственные | 20 | 13,14 | 2 | 20 |
|
|
| 20 | 18 | 0 | 0 |
ГКО | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 |
|
| 10 | 8 | 0 | 0 |
ОСГЗ | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 100 |
|
| 10 | 10 | 0 | 0 |
ДО местных органов | 20 | 13,14 | 2 | 20 |
|
|
| 20 | 17 | 20 | 4 |
МКО,Москва | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 |
|
| 10 | 8 | 20 | 2 |
ОКО,Челябинск | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 90 |
|
| 10 | 9 | 20 | 2 |
ДО негосударственные | 20 | 13,14 | 2 | 20 |
|
|
| 20 | 19 | 70 | 14 |
Учтенные векселя | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 100 |
|
| 10 | 10 | 70 | 7 |
Товарный вексель |
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Моск. ж.д. | 10 | 6,57 | 2 | 10 | 90 |
|
| 10 | 9 | 70 | 7 |
Акции АО | 9 | 5,91 | 1 | 9 |
|
|
| 9 | 9,8 | 70 | 6,3 |
АКБ "Промэксимбанк" | 1 | 0,66 | 1 | 1 | 100 |
|
| 1 | 1 | 70 | 0,7 |
АО "Находка" | 8 | 5,26 | 8 | 8 | 110 |
|
| 8 | 8,8 | 70 | 5,6 |
4. Кредиты | 71 | 46,65 | 2 | 80 |
|
|
| 72,02 | 57,6 |
| 54 |
Кредиты иностранным юридическим лицам | 20 | 13,14 | 1 | 20 |
|
|
| 20,4 | 18 | 20 | 12 |
Развитых капиталистических стран, на 1 год | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 | 2 | 0,2 | 10,2 | 8 | 20 | 2 |
Стран с переходной экономикой, на 6 мес. | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 | 2 | 0,2 | 10,2 | 10 | 100 | 10 |
Кредиты предприятиям | 20 | 13,14 | 2 | 20 |
|
|
| 20,4 | 17 |
| 11 |
Акционерным, на 6 мес. | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 90 | 2 | 0,2 | 10,2 | 9 | 10 | 1 |
Частным и семейным, на 3 мес | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 | 2 | 0,2 | 10,2 | 8 | 100 | 10 |
Кредиты населению | 11 | 7,23 | 2 | 20 |
|
|
| 11,22 | 7,6 | 100 | 11 |
Потребительские, на 3 мес. | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 70 | 2 | 0,2 | 10,2 | 7 | 100 | 10 |
Ипотечные, на 5 лет | 1 | 0,66 | 1 | 10 | 60 | 2 | 0 | 1,02 | 0,6 | 100 | 1 |
Лизинг | 20 | 13,14 | 2 | 20 |
|
|
| 20 | 15 | 100 | 20 |
Сельхозмашины, на 2 года | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 80 |
|
| 10 | 8 | 100 | 10 |
Пекарни, на 1 год | 10 | 6,57 | 1 | 10 | 70 |
|
| 10 | 7 | 100 | 10 |
Портфель привлечения | План, млрд. руб. | План,% | Лимиты,млрд.руб | Затра-ты,% | Нормы резерва в ЦБР,% | Резерв в ЦБР,млрд. руб. | Ресурсы к размещению,млрд.руб. | Затраты,млрд.руб | Вклады населе-ния, млрд. руб. | |
min | max | |||||||||
В целом по портфелю | 177,62 | 100 | 7 | 1500 |
|
| 34 | 143,42 | 44,85 | 20 |
1. Средства ЦБР | 0 | 0 | 0 | 100 |
|
| 0 | 0 | 0 |
|
Корреспондетский счет | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| 0 | 0 | 0 |
|
Централизованные кредитные ресурсы | 0 | 0 | 0 | 100 | 120 |
| 0 | 0 | 0 |
|
2. Средства кредитных учреждений | 100 | 56 | 0 | 200 |
|
| 20 | 80 | 10 |
|
Корреспондентские счета коммерческих банков(лоро) | 100 | 56 | 0 | 100 | 10 | 20 | 20 | 80 | 10 |
|
МБК, 2 мес. | 0 | 0 | 0 | 100 | 70 |
| 0 | 0 | 0 |
|
3. Средства клиентов, населения | 77,62 | 44 | 7 | 700 |
|
| 14 | 63,42 | 34,85 | 20 |
Текущие счета | 10,33 | 6 | 1 | 100 | 40 | 20 | 2,1 | 8,27 | 4,13 | 10,33 |
Расчетные счета юридических лиц | 53,62 | 30 | 1 | 100 | 40 | 20 | 11 | 42,89 | 21,45 |
|
Вклады и обязательства до 30 дней | 1 | 1 | 1 | 100 | 50 | 20 | 0,2 | 0,8 | 0,5 |
|
Вклады и обязательства на 31-90 дней | 1 | 1 | 1 | 100 | 60 | 14 | 0,1 | 0,86 | 0,6 |
|
Вклады и обязательства свыше 90 дней | 1 | 1 | 1 | 100 | 70 | 10 | 0,1 | 0,9 | 0,7 |
|
Долгосрочные вклады населения | 9,67 | 5 | 1 | 100 | 70 | 10 | 1 | 8,7 | 6,77 | 9,67 |
Расчеты по факторингу | 1 | 1 | 1 | 100 | 70 |
| 0 | 1 | 0,7 |
|
4. Выпущенные банком ДО | 0 | 0 | 0 | 500 |
|
| 0 | 0 | 0 | 0 |
Векселя до востребования | 0 | 0 | 0 | 100 | 50 | 20 | 0 | 0 | 0 |
|
Рыночные ДО до 30 дней | 0 | 0 | 0 | 100 | 50 | 20 | 0 | 0 | 0 |
|
Рыночные ДО на 31-90 дней | 0 | 0 | 0 | 100 | 60 | 14 | 0 | 0 | 0 |
|
Рыночные ДО свыше 90 дней | 0 | 0 | 0 | 100 | 70 | 10 | 0 | 0 | 0 |
|
То же для населения | 0 | 0 | 0 | 100 | 70 | 10 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Собственный капитал 20,00 Прибыль 84.7
Нормативы надежности | План,% | min | max |
Нормы риска к собственному капиталу |
|
|
|
Активов |
|
|
|
Н1. Достаточность капитала(капитал/риски активов) | 23,3 | 5 |
|
Н12. Риск акций других юр.лиц | 45 |
| 45 |
Обязательств |
|
|
|
Н11. Риск по вкладам населения(вклады населения/капитал) | 100 |
| 100 |
Нормы ликвидности |
|
|
|
Активов к обязательствам |
|
|
|
Н3. Мгновенная ликвидность | 43 | 10 |
|
(высоколиквидн. активы/обязат-ва до востребования) |
|
|
|
Н2. Текущая ликвидность(ликвидные активы/ | 56 | 20 |
|
обязат-ва до 30 дней) |
|
|
|
Н4. Долгосрюликвидность(выданные кредиты со сроком | 120 |
| 120 |
погашения более года/обязат-ва со сроком пог-я более года) |
|
|
|
Активов |
|
|
|
Н5. Ликвидность активов(ликвидные активы/активы) | 61 | 10 |
|
2.2.2 Результаты вычислений
В итоге работы компьютерной программы формируется система оптимальных портфелей привлечения и размещения финансовых ресурсов. Программа оценивает множество вариантов системы портфелей, доходы и затраты и выдает вариант плана максимальной доходности, удовлетворяющий нормативам ЦБР и собственным лимитам банка. Максимизируемый критерий оптимизации отображается прибылью.
В графе «План» программа оптимизации отображает результаты решения, т.е. объемы инвестиций по каждому инструменту привлечения ресурсов.
В графе «План, %» дается процентная структура портфелей для помощи управляющему и портфельному менеджеру. В графе «План» таблицы нормативов программа отображает значения нормативов для сформированной системы портфелей.
В соответствующих графах таблицы отображаются необходимые показатели плана оптимальной системы портфелей банка: доходы, затраты, резервы, суммы рисков и др. – как по портфелям в целом, так и по отдельным инструментам, группам и субпортфелям.
2.3.2 Линейная форма нормативных ограничений.
В то же время опыт моделирования показал, что вычисления идут довольно долго даже на процессоре Pentium с частотой 110 МГц. При массовых расчетах вариантов планов несколько минут ожидания результатов прерывают мышление портфельного менеджера. Интерактивный процесс (человек – компьютер) принятия решения по портфелям нарушается. Сходимость алгоритмов нелинейного программирования очень зависит от числа инструментов в портфелях и соотношений данных по доходности-затратности, рискам и формам нелинейных ограничений, задаваемых экономическими нормативами ЦБР.
Кроме того, стандартные программы оптимизации имеют разное число ограничений для управляемых (экзогенных) и производных переменных, т.е. переменных состояния (эндогенных). Число эндогенных ограничений намного меньше. Например, Solver Excel разрешает 400 ограничений на управляемые переменные и всего лишь 100 ограничений на эндогенные переменные. Поэтому удобное для финансиста процентное управление долями инструментов в портфелях, требующее нелинейного программирования, также требует большого числа эндогенных ограничений. В нелинейной форме задачи можно использовать всего лишь около 40 инструментов в портфелях. Этого достаточно для профессоров и студентов. В линейной форме можно ввести в портфели 200 инструментов и решать не только учебные задачи, но и задачи бизнес-планирования в коммерческом банке.
Выполним преобразование ограничений экономических нормативов ЦБР в линейную форму, избавившись от делений.
Для Н1 ,
где b1=B1/100%
Для Н2 ,
Для Н3
Для Н4
Для Н5 ,
Для Н11
Для Н12
Для Н13
Приведение нормативов ЦБР к линейной форме позволило ускорить решение вариантов задачи.
Разработать планы оптимальной системы финансовых портфелей банка непросто. Необходима слаженная рабочая группа квалифицированных специалистов: менеджера, отвечающего за стратегию и управление ресурсами банка, плановика или портфельного менеджера, задающего или корректирующего варианты планов портфелей, аналитика инструментов рынка, математика, «чувствующего» алгоритмы оптимизации, и программиста, реализующего финансовые математические идеи на компьютере.
Синки отмечает, что «реальное место управления активами и пассивами в огромной степени зависит от качества прогнозирования процентной ставки. При существующей изменчивости ставки процента попытка предсказать ее на ближайшие три – шесть месяцев – дело очень не простое».
Для оценки устойчивости плана к изменениям параметров инструментов рынка, внутренним вариациям в банке и возможным изменениям ЦБР используют стандартные методы анализа чувствительности показатели планов к этим изменениям. Средства анализа чувствительности штатных программ финансистов очень неудобны и требуют большого объема работ по дополнительному программированию или ручной обработке.
Можно использовать упрощенный способ, заключающийся в том, что рассчитывают несколько вариантов оптимальных планов для нескольких возможных значений параметров инструментов или ограничений.
Заключение.
Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того, чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.
Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе, что и происходит со многими банками в России.
Информация о работе Методы планирования финансовых портфелей коммерческих банков