Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать теорию банковских рисков, определить виды рисков, рассмотреть кредитные риски, определить методы управления и оценки рисков. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности ……………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, содержание и виды рисков………………………………………6
1.2 Способы оценки степени риска ……………………………………………...7
2 Управление рисками ………………………………………………………….9
2.1 Понятие кредитного риска и кредитоспособности заемщика ……………10
2.2 Способы обеспечения возврата кредита …………………………………..18
2.3 Управление кредитным портфелем ………………………………………..19
3 Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках ……………………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы …………………
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности ……………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, содержание и виды рисков………………………………………6
1.2 Способы оценки степени риска ……………………………………………...7
2 Управление рисками ………………………………………………………….9
2.1 Понятие кредитного
риска и кредитоспособности
2.2 Способы обеспечения возврата кредита …………………………………..18
2.3 Управление кредитным портфелем ………………………………………..19
3
Методы совершенствования
управления рисками
в коммерческих банках
……………………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список
использованной литературы
……………………………………….29
Введение
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Длительное время банки были государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций” административно-командной системы управления экономикой. В результате организация банковского дела в стране утратила традиции и опыт российских банков. Сегодня, строя рыночную экономику мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного мирового уровня организации банковского дела.
Коммерциализация отечественной банковской системы, обострение конкуренции между финансовыми институтами влекут за собой необходимость познания и применения на практике позитивного опыта, который накоплен банками в развитых странах.
Банковский сектор Казахстана прошел острую фазу проблем, связанных с кризисом. Банковская система Казахстана медленно, но верно возвращается к нормальной деятельности после тяжелейшего финансово-экономического кризиса 2009-2010 годов. Для Казахстана - это первый кризис такого масштаба. Кризисы приходят и уходят, в среднем они происходят каждые 5-6 лет. И этот кризис тоже не последний.
Банковская система вернулась к своему стабильному состоянию, ликвидность банков находится на хорошем уровне.
Однако в краткосрочной перспективе способность банков к наращиванию их ссудных портфелей будет затрудняться низким спросом и недостаточностью хороших заемщиков. Первой реакцией банков на ухудшение кредитного портфеля стало ужесточение требований к заемщикам. Получается замкнутый круг: предприятия, нуждающиеся в средствах на развитие, не могут получить деньги в банках, банки же не могут найти хороших клиентов.
Агентство считает, что спрос на банковские кредиты сейчас снизился, но существует и неудовлетворенная потребность. Чтобы она трансформировалась в качественный спрос, нужно чтобы долг населения перед банками снизился еще на 10-15%, и чтобы возникли новые компании, способные зарабатывать в этих условиях. Это произойдет не раньше чем, через 2-3 года.
После
потерь в 2008 и 2009 годах крупные банки
либо не хотят, либо не в состоянии
выдавать кредиты. Ожидания роста кредитования
в первом полугодии не оправдались.
Брутто-кредиты в экономике
Экономика Казахстана находится в процессе восстановления, и основные ожидания роста потребительского спроса пришлись на 2010 год. Растущий спрос населения показывает готовность людей покупать товары и услуги, что, в свою очередь, является очень важным для компаний реального сектора и экономики в целом. Чем больше потребители будут приобретать товаров и услуг, тем будет больше возможностей у компаний увеличивать доходы, расширять бизнес, создавать дополнительные рабочие места и инвестировать в свое развитие. Эта цепная реакция даст новый стимул для развития экономики и увеличения возможностей как компаний, так и населения.
В то же самое время следует заметить, что для роста экономики важно, чтобы банковский сектор начал кредитовать. Многие банки начинают активно работать в этом направлении, что очень радует. Активность банковского сектора в предоставлении кредитных ресурсов компаниям и населению является фундаментально важным для начала процесса выздоровления и роста казахстанской экономики.
Управление рисками является основным в банковском деле. Хотя первоначально банки только принимали депозиты, они быстро созрели, став посредниками при передаче средств, тем самым, приняв на себя другие риски, например кредитный. Кредит стал основой банковского дела и базисом, по которому судили о качестве и о работе банка. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Исследования банкротств банков всего мира свидетельствуют о том, что основной причиной явилось низкое качество активов.
Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами; и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.
Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.
Цель данной работы проанализировать теорию банковских рисков, определить виды рисков, рассмотреть кредитные риски, определить методы управления и оценки рисков. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
Итак,
в данной работе будут рассмотрены
кредитные риски, методы управления рисками,
позволяющие их максимально уменьшить.
1
Риск как объективная
экономическая категория
банковской деятельности
1.1
Сущность, содержание
и виды рисков
Под риском понимается возможная потеря прибыли или капитала участника рынка в будущем по каким-то причинам, зависящим или независящим от него самого.
Риск- это историческая и экономическая категория.
Риск как историческая категория возник на низшей ступени цивилизации с появлением чувства страха перед смертью.
По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.
Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата: отрицательный, нулевой, положительный.
Банковский риск – это риск, присущий банку как участнику рынка.
Условно банковский риск может быть поделен на две группы:
-
общерыночные риски – это
-
специфические банковские
К общерыночным рискам принято относить три группы рисков: рыночный риск, или риск изменения цены, валютного курса и процентной ставки; кредитный риск, или риск невыполнения обязательств должника перед кредитором по каким-либо обязательствам; и операционный риск, или риск, связанный с технической стороной рыночных операций (ошибки, технические сбои, необученность персонала и др.).
Специфические банковские риски по своему виду есть те же самые общерыночные риски, но только в той мере, в какой они влияют на результаты работы банка.
Общерыночные
риски применительно к
- кредитный
риск – это риск невозврата
выданного банком кредита (в
более широком понимании сюда
относятся любые риски банка,
связанные с неисполнением
- риск
ликвидности – это риск, связанный с невозможностью
превращения банковских активов в платежные
средства в течение короткого времени
без потерь для банка. Такая потребность
возникает у банка, если владельцы его
депозитов вдруг решат их забрать из банка
в размерах, превышающих имеющиеся у него
свободные денежные средства;
Рисунок
1. Основные виды банковских рисков
- риск изменения процентной ставки – это возможные потери банка от изменения рыночных процентных ставок по депозитам, кредитам и ценным бумагам. Например, рост процентов по депозитам при данном уровне процентных ставок по банковским кредитам прямо ведет к потерям банковских доходов. Или банк купил ценные бумаги по рыночной цене, которая упала в связи с ростом рыночной процентной ставки. Если банку придется продавать ценные бумаги по новой, более низкой цене, он понесет убыток;
- валютный
риск – это возможные потери
банка от обесценения
Масштабы
банковского капитала таковы, что
в случае успеха одной рисковой операции
прибыль от нее может быть столь
значительной, что надолго перекрывает
размеры потерь от других небольших
рисковых операций.
1.2
Способы оценки степени
риска
Многие
финансовые операции связаны с довольно
существенным риском. Они требуют
оценить степень риска и
Степень риска- это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.
Информация о работе Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках