Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать теорию банковских рисков, определить виды рисков, рассмотреть кредитные риски, определить методы управления и оценки рисков. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности ……………………………………………………………………..6
1.1 Сущность, содержание и виды рисков………………………………………6
1.2 Способы оценки степени риска ……………………………………………...7
2 Управление рисками ………………………………………………………….9
2.1 Понятие кредитного риска и кредитоспособности заемщика ……………10
2.2 Способы обеспечения возврата кредита …………………………………..18
2.3 Управление кредитным портфелем ………………………………………..19
3 Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках ……………………………………………………………………………22
Заключение ……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы …………………
Другими нефинансовыми признаками могут быть резкие изменения в планах деятельности клиента, ожидаемые радикальные изменения в составе руководства компании или неблагоприятные тенденции развития на рынке заемщика. Нежелание же клиента дать детальные разъяснения по поводу тех или иных статей финансовой отчетности может быть расценено как отказ от сотрудничества и доверия, которые должны существовать во взаимоотношениях банка и клиента. В худшем случае, это нежелание клиента может быть обусловлено стремлением скрыть какие-либо неприятные факты. И наоборот, иногда клиент может иметь оправдание своему отказу давать ту или иную информацию; например, с целью защиты от конкурентов.
Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “вечнозелеными”. Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.
Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентноспособность, потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:
- проанализировать проблемы заемщика;
- проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;
- рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
- собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
- ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
- изучить возможность получения обеспечения (в случае, если кредит необеспечен)
- выработать план корректирующих мер.
Работа
с проблемными кредитами
Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.
В
октябре 2007 года Постановлением АФН РК
№ 234 были внесены изменения и дополнения
в действующую Инструкцию № 359 от 30 сентября
2005г). Изменения и дополнения, внесенные
в инструкцию, частично касались классификации
рисков. Также существенно были расширены
и уточнены требования к наличию систем
управления рисками. На текущий момент
данная Инструкция является единственным
документом, который определяет требования
к системе внутреннего контроля в банках
второго уровня.
Заключение
Итак, экономика Казахстана находится в процессе восстановления. Растущий спрос населения показывает готовность людей покупать товары и услуги, что, в свою очередь, является очень важным для компаний реального сектора и экономики в целом. Чем больше потребители будут приобретать товаров и услуг, тем будет больше возможностей у компаний увеличивать доходы, расширять бизнес, создавать дополнительные рабочие места и инвестировать в свое развитие. Эта цепная реакция даст новый стимул для развития экономики и увеличения возможностей как компаний, так и населения.
В то же самое время следует заметить, что для роста экономики важно, чтобы банковский сектор начал кредитовать. Многие банки начинают активно работать в этом направлении, что очень радует. Активность банковского сектора в предоставлении кредитных ресурсов компаниям и населению является фундаментально важным для начала процесса выздоровления и роста казахстанской экономики.
Огромные неплатежи в стране, в настоящее время, связаны с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике.
При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери.
Банковское дело находится в процессе перемен. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны отбросить свои бюрократические традиции и превратиться в предпринимателей, реагирующих и приспосабливающихся к рыночной экономике.
Принципы
прямого государственного управления
банковской системой также должны измениться.
В большинстве стран
Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции и диверсификация ставят перед банками новые проблемы и способствуют возникновению новых рисков. Без выработки новых способов управления, банки могут оказаться в кризисе.
На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения своей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.
Управление часто определяют как искусство, не поддающееся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив.
Управленческие системы, в особенности степень их формализации и децентрализации, определяются множеством факторов, включая размеры и структуру банка, стиль управления, а также конкуренцию и экономическое регулирование. По мере расширения и диверсификации банка, больший упор следует делать на неличностные системы управления.
Хотя очень трудно дать точное определение хорошего управления, можно выделить несколько моментов, которые позволяют оценить качество управления. Для успеха в любом деле требуется лидерство и компетентность в стратегическом анализе, планировании, выработке политики и в управленческих функциях, внутренне присущих данному делу. Банки не являются исключением.
Цель управления рисками заключается в том, чтобы максимизировать стоимость конкретного учреждения, которая определяется прибыльностью и степенью риска. Управление рисками часто связывают с управлением финансами. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми рисками, она играет центральную роль в определении, установлении объема, отслеживании и планировании эффективного управления рисков. Решения, принимаемые в процессе планирования управления финансами, существенно влияют на финансовые риски, в которых можно выделить несколько компонентов, на которые необходимо обратить внимание:
- достаточность капитала - поддержание достаточного уровня капитала для решения стратегических задач и выполнения требований регулятивных органов;
- качество активов - минимизация убытков, возникающих в результате инвестиционной или кредитной деятельности;
- ликвидность-доступность недорогих средств для удовлетворения текущих потребностей бизнеса;
- чувствительность к изменениям процентной ставки и валютных курсов - управление балансовой и забалансовой деятельностью и для удержания риска в границах общей политики и т.д.
Каждый
элемент риска требует
Цели
и задачи стратегии управления рисками
в большой степени определяются
постоянно изменяющейся внешней
экономической средой, в которой
приходится работать банку. Основными
признаками изменения внешней среды
в банковском деле являются: нарастание
инфляции, рост количества банков и их
филиалов; регулирование условий конкуренции
между банками со стороны Национального
банка РК и других государственных органов;
перераспределение рисков между банками
при участии Национального банка; расширение
денежного и кредитного рынков; появление
новых (нетрадиционных) видов банковских
услуг; усиление конкуренции между банками,
случаи поглощения крупными банками мелких
конкурентов; увеличение потребности
в кредитных ресурсах в результате изменения
технологий; роста потребности предприятий
в оборотном капитале и изменения структуры
финансирования в сторону уменьшения
банковской доли собственного капитала
клиентов банка; учащение банкротств в
сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным
отклонением от исполнения требований
кредиторов; отсутствие действенных гарантий
по возврату кредита.
Список
использованной литературы
1. В.А.Галанов, Основы банковского дела: учебник.М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007,
67 - 73 с.
2. В.А.Галанов, Основы банковского дела: учебник.М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007, 171 - 176 с
3. Банковское дело. Справочное пособие / под редакцией Ю. А. Бабичевой, 2005 г. ;
4. Банковское право. Л. Г. Ефимова, издательство “Бек” , Москва, 2004 г. ;
5. Термины: кредит и кредитные риски. Аккредитивы, документарное инкассо,
банковские гарантии. Изд-во “Финк дивелопмент” , 1996г.
6. Антонов Н.Г., Пессель М.А. денежное обращение, кредит и банки. М.,:
АО «Финстатинформ», 2000
7. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИНФРА-М, 2006
8. Жуков Е.Ф. Банки
и банковские операции: учебник. М.: 1997
Информация о работе Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках