Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы, целью данной работы является исследование сущности мирового рынка ссудных капиталов и международного кредита; закономерностей и порядка движения международных кредитных потоков; международных расчётов и кредитных операций, а также международных кредитных организаций.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи, которые и сформируют структуру данной работы:
выделить и раскрыть понятие и особенности международного кредита;
определить основные формы кредита и международных расчётов, применяемые в международной практике торговли;
охарактеризовать деятельность международных кредитных организаций;
определить роль международных кредитных организаций и их роль в экономическом развитии России и их взаимодействие;
рассмотреть основные коллизионные вопросы в международном кредитовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности международного кредита……………………………….5
1.1 Особенности мирового рынка ссудных капиталов……………………...…..5
1.2 Основные формы и принципы функционирования международного
кредита………………………………………………………………………….8
1.3 Основные формы международных расчётов и кредитных операций ….....12
2 Характеристика деятельности международных кредитных организаций…....18
2.1 Международный валютный фонд……………………………………...……18
2.2 Группа Всемирного банка……………………………………………………22
2.3 Европейский банк реконструкции и развития, другие региональные
международные кредитные организации…………………………………...26
3 Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения
с международными кредитными организациями……………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………………..….38
Приложения…………………………………………………………………...……..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 532.50 Кб (Скачать документ)

     МБРР является самым мощным подразделением группы, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Обязательным условием вступления в члены банка и родственных ему подразделений является членство в МВФ. Каждая из стран в зависимости от квоты в МВФ имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером банка являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей 2,79%.

     Высшим  органом МБРР является Совет управляющих. Он состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, возглавляется Президентом и решает вопросы приема новых стран, изменений размера акционерного капитала, временного приостановления членства и др. Советы управляющих МБРР и МВФ ежегодно проводят совместные заседания. Совет исполнительных директоров руководит повседневной деятельностью, постоянно функционирует в штаб-квартире и еженедельно проводит заседания. Президент банка является его председателем. Совет состоит из 24 человек — по одному представителю от крупнейших акционеров и 19 регионов. Региональные представители выбираются от одной или нескольких стран. Российская Федерация имеет отдельного представителя. Председатель вносит на рассмотрение предложения о выделении займов, утверждении финансовых смет, назначении и увольнении сотрудников, численность которых превышает 7 тыс. человек, и др. Руководство главными функциональными направлениями деятельности осуществляют три директора-распорядителя.

     Функции МБРР состоят в следующем:

  • инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
  • аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
  • постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
  • посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

      В своей деятельности МБРР придерживается определенных принципов:

  • выделение ресурсов — только для эффективных капиталовложений, безусловно содействующих экономическому росту развивающихся стран;
  • принятие инвестиционных решений — исходя лишь из экономических соображений с учетом степени вероятности возврата ресурсов;
  • предоставление кредитов — только под гарантии правительств стран-заемшиков, в акционерные капиталы средства не инвестируются;
  • отсутствие ограничений использования предоставленных ресурсов рамками одной страны-участницы;
  • направленность деятельности президента и сотрудников исключительно в интересах банка, а не других субъектов, в том числе правительств стран.

     Продавая  собственные облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, банкам, а также физическим лицам разных стран, МБРР привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях. Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15— 17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Каждые полгода ставки пересматриваются. В последнее время их размер изменялся в пределах 7—7,5%. Результаты деятельности банка отражаются в ежегодно публикуемых им балансе и отчете о прибылях и убытках ( см. таблицу В.1 ). Следует иметь ввиду, что его финансовый год включает период с 30 июня по 1 июля. Доходы и расходы МБРР представлены в ( см. таблицу В.2 ) Выполняя разные функции, МБРР к МВФ являются партнерами и взаимно дополняют друг друга. Другие подразделения Группы Всемирного банка решают свои задачи и имеют отличительные особенности функционирования.

  Международная финансовая корпорация (МФК) создана для стимулирования деятельности частного сектора экономики в развивающихся странах без получения правительственных гарантий. Она выпускает собственные облигации, имеющие высший рейтинг на мировом рынке, а примерно пятую часть потребности в привлеченных ресурсах покрывает за счет заимствований у Всемирного банка. Предоставляются также консультативные услуги и техническая помощь местным органам власти и предприятиям по широкому спектру направлений. Одними из главных принципов деятельности МФК являются: финансирование не более 25% общей суммы расходов по новым проектам; приобретение не более 35% акций предприятий и не участие в их управлении (не владение контрольными пакетами). Размеры процентных ставок зависят от экономического потенциала страны и характера финансируемого проекта. Погашение займов осуществляется в течение 3—15 лет с предоставлением отсрочки платежей до 12 лет. Обязательства 2003 финансового года превысили 3,6 млрд долл. Совокупный портфель обязательств — около 22 млрд долл.

  Ее  участниками являются 175 стран. Доля РФ в капитале этой организации — 3,39%.

  Международная ассоциация развития (MAP) создана для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать займы у МБРР. Ассоциация предоставляет им, как правило, беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют более 60 стран с годовым доходом на душу населения, не превышающим 875 долл. Средства MAP формируются за счет взносов более богатых участников, а также за счет прибыли и платежей по предоставленным кредитам

  Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) создан для стимулирования расширения инвестиций путем обеспечения условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами стран и иностранными инвесторами. Центр осуществляет также консультативную и издательскую деятельность по правовому обеспечению иностранных инвестиций. В настоящее время его членами являются 139 стран, а общее число рассмотренных спорных случаев превышает 100. Число разбирательств, зарегистрированных в 2003 финансовом году, составило 16. РФ не является членом этой организации.

  Многостороннее  агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) создано для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков: экспроприации, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т.п. В настоящее время выдаваемые агентством контракты ежегодно обеспечивают приток прямых инвестиций в размере, превышаюшем 2,5 млрд долл., что позволяет развивающимся странам создавать около 10 тыс. дополнительных рабочих мест. Совокупный объем выданных гарантий превышает 10 млрд долл. Гарантии, выданные в 2003 финансовом году, составляли 1,8 млрд долл. Членами МАИГ являются 163 страны. Доля РФ в капитале этой организации — 2,96% [3].

 

2.3 Европейский банк  реконструкции и  развития, другие  региональные

международные кредитные организации 

  Европейский банк реконструкции и развития учрежден в 1990 г. для содействия странам Центральной и Восточной Европы, в том числе СНГ, в становлении рыночной экономики. Учредителями Банка в настоящее время выступают 60 государств, включая все европейские страны, Российскую Федерацию, ряд стран других регионов мира (США, Япония, Австралия, Египет и др.) и две организации — Европейский экономический, валютный и политический союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Уставный капитал составляет 20 млрд евро.

  Совокупная квота стран — членов ЕС и Европейского инвестиционного банка, а также собственно ЕС в уставном капитале составляет 51%, стран Центральной и Восточной Европы — 13%, остальных европейских стран — 11%, неевропейских стран — 24%. США располагают наибольшей квотой —  10%,  Италия, ФРГ, Франция, Англия и Япония — по 8,5%, а Российская Федерация — 4%, или 800 млн евро.

  Банк  осуществляет свою деятельность в странах  операций, число которых в настоящее время составляет 27. Штаб-квартира расположена в Лондоне, а 33 представительства — по одному во всех странах операций за редким исключением.

  Совет управляющих под руководством Председателя и двух заместителей возглавляет Банк и состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц, а также представителей от ЕС и ЕЙБ. Многие свои полномочия он делегирует Совету директоров, осуществляющему управление повседневной деятельностью и состоящему из Президента, четырех заместителей и 23 директоров. Каждый из директоров входит в состав одного из трех комитетов Совета: ревизионного, по бюджетным и административным вопросам, по финансовой и операционной политике. Кроме того, организационная структура банка включает ряд территориальных и отраслевых отделов, а также другие функциональные подразделения (департаменты и отделы). Общая численность сотрудников Банка превышает 1100 человек, включая представительства в странах операций. Банк ежегодно выделяет более 3,5 млрд евро на реализацию новых проектов в странах операций.

    Функции Банка включают:

  • прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;
  • инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий;
  • предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;
  • финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

Банк  придерживается следующих главных принципов в своей деятельности:

  • ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;
  • требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;
  • предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;
  • не предоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;
  • необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

    Основными направлениями деятельности Банка  являются:

1. Прямое финансирование предоставляется главным образом совместным предприятиям, и в первую очередь с участием иностранного капитала. При их кредитовании Банк обычно не требует правительственных гарантий. Кредиты выдаются в любой СКВ, но в основном в долларах США и евро, и погашаются в той же валюте, в которой были выданы. Минимальная сумма кредитов составляет 5 млн евро. Срочность кредитов обычно составляет 5—10 лет, а в исключительных случаях (инфраструктурные проекты) — до 15 лет. Плата за кредит устанавливается с маржой, превышающей ставку ЛИБОР. Кредиты могут предоставляться под «плавающий» или фиксированный процент, а также в некоторых других вариантах. Основная сумма кредита погашается равными долями каждые полгода.

  1. Инвестирование средств в акционерные капиталы осуществляется путем подписки на обыкновенные и привилегированные акции или в других формах. При этом Банк не приобретает контрольные пакеты акций и не принимает прямой ответственности за управление предприятием. Он может также гарантировать размещение акций, выпущенных государственными и частными предприятиями.
  2. Предоставление гарантий практикуется для оказания помощи заемщикам в получении доступа к источникам капитала. Гарантии могуч быть от всех видов рисков, частные и др. При этом степень кредитного риска должна быть известна и приемлема для Банка.
  3. Финансирование с помощью посредников является инструментом работы с мелкими и средними предприятиями. Для этого выбранным Банком финансовым учреждениям предоставляется среднесрочное и долгосрочное финансирование в форме кредитных линий. Аналогичное финансирование в отдельных случаях может предоставляться правительствам стран, которые через коммерческие или инвестиционные банки направляют полученные ресурсы мелким и средним предприятиям. Результаты деятельности Банка отражаются в ежегодно публикуемых им отчете о прибылях и убытках и балансе ( см. таблицу В.3 и таблицу В.4 ). Следует иметь ввиду, что его финансовый год совпадает с календарным.

     Банки развития, кроме рассмотренных выше, начали создаваться в 1960-е гг. в отдельных регионах мира. Это было связано с ускорением распада мировой колониальной системы, с расширением регионального сотрудничества и экономической интефации развивающихся стран. Первыми крупными региональными банками развития стали: Межамериканский банк развития, учрежденный в 1959 г., Центральноамериканский банк экономической интефации — 1960, Африканский банк развития — 1963 и Азиатский банк развития — 1966 г. В 70-е годы появился еще ряд аналогичных кредитных учреждений: Карибский банк развития, учрежденный в 1970 г. Западноафриканский банк развития — 1973, Арабский банк экономического развития Африки — 1974, Банк развития государств Центральной Африки — 1975 и др.1

Информация о работе Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций