Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, целью данной работы является исследование сущности мирового рынка ссудных капиталов и международного кредита; закономерностей и порядка движения международных кредитных потоков; международных расчётов и кредитных операций, а также международных кредитных организаций.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи, которые и сформируют структуру данной работы:
выделить и раскрыть понятие и особенности международного кредита;
определить основные формы кредита и международных расчётов, применяемые в международной практике торговли;
охарактеризовать деятельность международных кредитных организаций;
определить роль международных кредитных организаций и их роль в экономическом развитии России и их взаимодействие;
рассмотреть основные коллизионные вопросы в международном кредитовании.
Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности международного кредита……………………………….5
1.1 Особенности мирового рынка ссудных капиталов……………………...…..5
1.2 Основные формы и принципы функционирования международного
кредита………………………………………………………………………….8
1.3 Основные формы международных расчётов и кредитных операций ….....12
2 Характеристика деятельности международных кредитных организаций…....18
2.1 Международный валютный фонд……………………………………...……18
2.2 Группа Всемирного банка……………………………………………………22
2.3 Европейский банк реконструкции и развития, другие региональные
международные кредитные организации…………………………………...26
3 Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения
с международными кредитными организациями……………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………………..….38
Приложения…………………………………………………………………...……..40
Учредителями банков, помимо развивающихся стран соответствующих регионов, выступают, как правило, отдельные «нерегиональные» государства, в том числе развитые. Развивающиеся страны получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.
В отдельных регионах мира функционируют межгосударственные экспортные банки. В 1963 г. правительствами ряда социалистических стран был учрежден Международный банк экономического сотрудничества.
В настоящее время состав его участников незначительно изменился. Российская Федерация является членом банка. Уставный капитал составляет 400 млн евро.
Он продолжает свою деятельность — в основном расчетно-кредитное обслуживание внешнеторговых связей предприятий и организаций стран-участниц. К разряду таких банков относится, созданный в 1977 г., Латиноамериканский экспортный банк и ряд других подобных учреждений.
Европейский регион является особым. Охарактеризуем деятельность отдельных, не рассмотренных выше, европейских региональных банковских учреждений, в частности межгосударственных центральных и инвестиционных банков.
______________________
1Российская банковская энциклопедия/ Под ред. О.И. Лаврушина. М.: ЭТА, 1995. С 237,479,40, 15, 189, 161, 32,47.
управления является Совет банка, состоящий из представителей — по одному от каждой страны. Он назначает Президента и его заместителя, отвечающих за оперативное управление. Решения Совета банка принимаются квалифицированным большинством 75% общего числа голосов. Его штаб-квартира расположена в Москве. Уставный капитал Банка при его учреждении составил 5 млрд руб.
Функции Банка включают:
Банк признан международной межправительственной организацией, действующей в соответствии с нормами международного публичного права.
2. Европейский
центральный банк.
Начал функционировать как
руководящий орган Европейской системы
центральных банков с на
чала 1999 г. Банк возглавляют Совет управляющих
и Исполнительная
дирекция. Совет состоит из управляющих
центральными банками
стран — участниц зоны евро. Исполнительная
дирекция представлена назначаемыми на
восемь лет без права продления срока
Президентом банка, вице-президентом и
четырьмя членами. Ими могут
быть только граждане стран-участниц.
Капитал Банка принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в общем объеме ВВП.
Банк выполняет следующие функции:
Он проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей, как внутри ЕС, так и с другими государствами.
3. Международный
инвестиционный банк.
Учрежден в 1970 г. правительствами ряда
стран — членов СЭВ (Совета экономической
взаимопомощи). Первоначальный уставный
капитал оценивался в 1,1 млрд переводных
рублей. Квоты стран-участниц устанавливались
исходя из объема их экспорта во взаимном
товарообороте. Штаб-квартира банка расположена
в Москве. Высший орган управления — Совет
банка состоит из представителей всех
стран-участниц, имеющих по одному голосу,
независимо от доли в уставном капитале.
В настоящее время его уставный капитал
составляет 1,3 млрд евро.
4. Северный инвестиционный банк. Учрежден в 1976 г. правительствами Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции для среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки стран-участниц. Оплаченный уставный капитал составляет 200 млн SDR1. Штаб-квартира банка расположена в Хельсинки. Совет директоров включает по два представителя от каждой страны-участницы.
Банк
осуществляет кредитование совместных
проектов промышленных компаний или организаций
одновременно в нескольких странах региона.
Условием кредитной поддержки является
долевая собственность стран-участниц
на средства производства или долгосрочные
соглашения между ними на поставки сырья,
производство продукции и ее сбыт. [3]
____________________________
1Российская
банковская энциклопедия/Под ред. О.И.
Лаврушина. С. 399.
3 Место России в международных кредитных отношениях,
взаимоотношения
с международными кредитными организациями
Россия, как подавляющее число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые учреждения, т. е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т. д. с учетом своих правил, практики и лимитов.
В 1985 г. был взят курс на поэтапное присоединение СССР к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных организациях. После распада СССР Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум об экономической политике Российской Федерации, утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций. Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса.
1
апреля 1992 г. была обнародована
первая международная
В целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30—32 млрд. долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20—21 млрд. долл. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд. долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР, или 19,3 млрд. долл., т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами – членами ресурсов Фонда.
Кредитование России было
По состоянию на 01 января 2004 г. внешний долг России перед МВФ составлял 5,1 млрд. долл. США. Предполагалось, что его полная выплата завершится в 2008 г. Однако благоприятная конъюнктура, сложившаяся в 2004 г. на международном рынке нефти позволила РФ полностью рассчитаться с долгом уже к февралю 2005 г.
Внешний долг России
В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993, 1994 и 1995 гг.
На таких
рынках котируются долговые обязательства
многих развивающихся государств и
стран бывшего
В начале апреля 1993 г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей. В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.
С Лондонским клубом также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. США (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. долл. неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.
Достигнутые соглашения с международными организациями позволяют сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997-2005 гг. в пределах 1% ВНП.
Таким
образом, решение проблемы платежей
по внешнему долгу во многом зависит
от восстановления доверия к национальной
денежной единице и создания условий для
внутреннего инвестирования. И если экономическая
и денежная стабилизация будут проходить
активно, то и сложности с выплатой внешних
долгов будут преодолены. Структура внешнего
долга РФ представлена в Таблице Г.1. Россия
выступает не только в роли должника, но
и в качестве кредитора ( см. таблицу Г.2
и таблицу Г.3). Долг бывших социалистических
и развивающихся государств составляет
около 140 млрд. долл. США. Основная часть
внешнего долга приходится на Кубу, Монголию,
Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992
г. Россия должна была получить по операциям
в счет погашения задолженности 14,2 млрд.
долл., а фактические поступления составили
2 млрд. долл. Большая часть долга погашается
традиционными для этих стран товарами,
тогда как Россия рассчитывается со своими
кредиторами в свободно конвертируемой
валюте. Такие долги оформлены в рублях
и долларах США и не котируются на мировых
рынках, поскольку в договорах указывалось,
что любые действия по этим долгам должны
быть объектом предварительной государственной
договоренности. К середине 1990-х годов
осуществлена продажа лишь единичных
долговых обязательств. Постепенно возвращают
долги Аргентина, частично Вьетнам. Индия
погашает свой долг, поставляя в Россию
чай, хлопок, изделия ширпотреба. Вступление
России в Парижский клуб стран-кредиторов
должно облегчить получение долгов с таких
стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам и др. МВФ,
рассматривая вопросы о предоставлении
этим странам очередных кредитов, ставит
перед ними требования о необходимости
заключения с Россией соглашений о погашении
их задолженностей.