Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:49, курсовая работа

Описание

Исходя из актуальности темы, целью данной работы является исследование сущности мирового рынка ссудных капиталов и международного кредита; закономерностей и порядка движения международных кредитных потоков; международных расчётов и кредитных операций, а также международных кредитных организаций.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи, которые и сформируют структуру данной работы:
выделить и раскрыть понятие и особенности международного кредита;
определить основные формы кредита и международных расчётов, применяемые в международной практике торговли;
охарактеризовать деятельность международных кредитных организаций;
определить роль международных кредитных организаций и их роль в экономическом развитии России и их взаимодействие;
рассмотреть основные коллизионные вопросы в международном кредитовании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1 Понятие и особенности международного кредита……………………………….5
1.1 Особенности мирового рынка ссудных капиталов……………………...…..5
1.2 Основные формы и принципы функционирования международного
кредита………………………………………………………………………….8
1.3 Основные формы международных расчётов и кредитных операций ….....12
2 Характеристика деятельности международных кредитных организаций…....18
2.1 Международный валютный фонд……………………………………...……18
2.2 Группа Всемирного банка……………………………………………………22
2.3 Европейский банк реконструкции и развития, другие региональные
международные кредитные организации…………………………………...26
3 Место России в международных кредитных отношениях, взаимоотношения
с международными кредитными организациями……………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………………..….38
Приложения…………………………………………………………………...……..40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ДКБ.doc

— 532.50 Кб (Скачать документ)

  Учредителями  банков, помимо развивающихся стран  соответствующих регионов, выступают, как правило, отдельные «нерегиональные» государства, в том числе развитые. Развивающиеся страны получают их финансовую поддержку для реализации преимущественно инфраструктурных проектов, а также на развитие добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.

  В отдельных регионах мира функционируют  межгосударственные экспортные банки. В 1963 г. правительствами ряда социалистических стран был учрежден Международный банк экономического сотрудничества.

  В настоящее время состав его участников незначительно изменился. Российская Федерация является членом банка. Уставный капитал составляет 400 млн евро.

  Он  продолжает свою деятельность — в основном расчетно-кредитное обслуживание внешнеторговых связей предприятий и организаций стран-участниц. К разряду таких банков относится, созданный в 1977 г., Латиноамериканский экспортный банк и ряд других подобных учреждений.

  Европейский регион является особым. Охарактеризуем деятельность отдельных, не рассмотренных выше, европейских региональных банковских учреждений, в частности межгосударственных центральных и инвестиционных банков.

  1. Межгосударственный банк. Учрежден в 1993 г. на основе соглашения, подписанного главами 10 государств — участников СНГ: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Учредителями банка выступают правительства и центральные банки названных стран. Высшим органом
 

______________________

1Российская банковская энциклопедия/ Под ред. О.И. Лаврушина. М.: ЭТА, 1995. С 237,479,40, 15, 189, 161, 32,47.

управления  является Совет банка, состоящий из представителей — по одному от каждой страны. Он назначает Президента и его заместителя, отвечающих за оперативное управление. Решения Совета банка принимаются квалифицированным большинством 75% общего числа голосов. Его штаб-квартира расположена в Москве. Уставный капитал Банка при его учреждении составил 5 млрд руб.

  Функции Банка включают:

  • многосторонние расчеты между центральными банками стран-участниц по торговым и иным операциям;
  • техническое и сезонное кредитование центральных банков в рамках многосторонних расчетов;
  • координация (в пределах установленных полномочий) денежно-кредитной политики стран-участниц;
  • управление эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссии центральными банками стран-участниц;
  • аналитическая и   рекомендательная   деятельность в пределах своей компетенции.

  Банк  признан международной межправительственной организацией, действующей в соответствии с нормами международного публичного права.

  2. Европейский центральный банк. Начал функционировать как 
руководящий орган Европейской системы центральных банков с на 
чала 1999 г. Банк возглавляют Совет управляющих и Исполнительная 
дирекция. Совет состоит из управляющих центральными банками 
стран — участниц зоны евро. Исполнительная дирекция представлена назначаемыми на восемь лет без права продления срока Президентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут 
быть только граждане стран-участниц.

  Капитал Банка принадлежит центральным  банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в общем объеме ВВП.

    Банк выполняет  следующие функции:

  • формирование и проведение денежно-кредитной и валютной политики;
  • осуществление международных валютных операций;
  • хранение и управление официальными резервами иностранной валюты;
  • содействие нормальному функционированию платежных систем;
  • координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности.

  Он  проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей, как внутри ЕС, так и с другими государствами.

  3. Международный инвестиционный банк. Учрежден в 1970 г. правительствами ряда стран — членов СЭВ (Совета экономической 
взаимопомощи). Первоначальный уставный капитал оценивался в 1,1 млрд переводных рублей. Квоты стран-участниц устанавливались исходя из объема их экспорта во взаимном товарообороте. Штаб-квартира банка расположена в Москве. Высший орган управления — Совет банка состоит из представителей всех стран-участниц, имеющих по одному голосу, независимо от доли в уставном капитале. В настоящее время его уставный капитал составляет 1,3 млрд евро.

  4. Северный инвестиционный банк. Учрежден в 1976 г. правительствами Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции для среднесрочной и долгосрочной кредитной поддержки стран-участниц. Оплаченный уставный капитал составляет 200 млн SDR1. Штаб-квартира банка расположена в Хельсинки. Совет директоров включает по два представителя от каждой страны-участницы.

  Банк  осуществляет кредитование совместных проектов промышленных компаний или организаций одновременно в нескольких странах региона. Условием кредитной поддержки является долевая собственность стран-участниц на средства производства или долгосрочные соглашения между ними на поставки сырья, производство продукции и ее сбыт. [3] 

  __________________________________

1Российская банковская энциклопедия/Под ред. О.И. Лаврушина. С. 399. 

3  Место России в  международных кредитных отношениях,

  взаимоотношения

с международными кредитными организациями

     Россия, как подавляющее число стран, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные   финансовые учреждения, т. е. ориентируются на цели проекта, условия предоставления ресурсов и т. д. с учетом своих правил, практики и лимитов.

     В 1985 г. был взят курс на поэтапное  присоединение СССР к МВФ и  МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на полномасштабное членство СССР в данных организациях. После распада СССР Россия подала заявление о присоединении к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан Меморандум     об   экономической     политике    Российской    Федерации,    утвержденный правительством 27 февраля 1992 г. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России и тринадцати других бывших советских республик. После подписания Статей Соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16 июня 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. российскими представителями Россия официально стала участницей этих организаций. Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса.

     1 апреля 1992 г. была обнародована  первая международная программа  помощи России (24 млрд. долл.) при  поддержке МВФ. Во-первых, в рамках  Фонда предполагалось учредить  фонд стабилизации российского  рубля (6 млрд. долл.) для поддержания  его валютного курса и конвертируемости с помощью интервенций на валютном рынке России. Во-вторых, МВФ должен был предоставить России резервный кредит (3 млрд. долл.) для покрытия дефицита платежного баланса.

       В целом за 1992—1998 гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30—32 млрд. долл. Фактически до конца 1998 г. были использованы 20—21 млрд. долл. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР (девятый пересмотр квот), или 1,3 млрд. долл. (21,47% квоты). Задолженность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР, или 19,3 млрд. долл., т.е. 318,4% ее квоты в Фонде (в соответствии с девятым пересмотром квот). В конце 1998 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами – членами ресурсов Фонда.

           Кредитование России было приостановлено  Фондом в 1999 г. Получение ресурсов  было поставлено в зависимость  от выполнения ряда весьма  жестких условий. С 2000 г. отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России, которая послужила формальным основанием для свертывания Фондом финансовой помощи.

      По состоянию на 01 января 2004 г. внешний долг России перед МВФ составлял 5,1 млрд. долл. США. Предполагалось, что его полная выплата завершится в 2008 г. Однако благоприятная конъюнктура, сложившаяся в 2004 г. на международном рынке нефти позволила РФ полностью рассчитаться с долгом уже к февралю 2005 г.    

        Внешний долг России подразделяется на:

  • задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
  • внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом межбанковском рынке;
  • задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г.

В 1992 г. график перестал соблюдаться. Россия должна была выделить на обслуживание внешнего долга 19,5 млрд. долл., а реально платежи составили 2,6 млрд. долл. Такая же ситуация повторилась в 1993, 1994 и 1995 гг.

На таких  рынках котируются долговые обязательства  многих развивающихся государств и  стран бывшего социалистического  содружества. Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.

     В начале апреля 1993 г. Россия подписала  первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993 г. 15 млрд. долл., ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей. В конце апреля 1996 г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002 г. и должно завершиться в 2020 г. Таким образом, Россия получила шестилетний льготный период, в течение которого она освобождена от оплаты этого долга. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам.

     С Лондонским клубом также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. США (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. долл. неоплаченных процентов по нему). Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.

Достигнутые соглашения с международными организациями  позволяют сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997-2005 гг. в пределах 1% ВНП.

     Таким образом, решение проблемы платежей по внешнему долгу во многом зависит от восстановления доверия к национальной денежной единице и создания условий для внутреннего инвестирования. И если экономическая и денежная стабилизация будут проходить активно, то и сложности с выплатой внешних долгов будут преодолены. Структура внешнего долга РФ представлена в Таблице Г.1. Россия выступает не только в роли должника, но и в качестве кредитора ( см. таблицу Г.2 и таблицу Г.3). Долг бывших социалистических и развивающихся государств составляет около 140 млрд. долл. США. Основная часть внешнего долга приходится на Кубу, Монголию, Вьетнам, Индию, Сирию, Ирак, Ливию. В 1992 г. Россия должна была получить по операциям в счет погашения задолженности 14,2 млрд. долл., а фактические поступления составили 2 млрд. долл. Большая часть долга погашается традиционными для этих стран товарами, тогда как Россия рассчитывается со своими кредиторами в свободно конвертируемой валюте. Такие долги оформлены в рублях и долларах США и не котируются на мировых рынках, поскольку в договорах указывалось, что любые действия по этим долгам должны быть объектом предварительной государственной договоренности. К середине 1990-х годов осуществлена продажа лишь единичных долговых обязательств. Постепенно возвращают долги Аргентина, частично Вьетнам. Индия погашает свой долг, поставляя в Россию чай, хлопок, изделия ширпотреба. Вступление России в Парижский клуб стран-кредиторов должно облегчить получение долгов с таких стран, как Алжир, Йемен, Вьетнам и др. МВФ, рассматривая вопросы о предоставлении этим странам очередных кредитов, ставит перед ними требования о необходимости заключения с Россией соглашений о погашении их задолженностей. 
 

Информация о работе Международные кредитные отношения и деятельность международных кредитных организаций