Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание

Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами.

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5

1.1. Место России в мировой финансовой системе 5

1.2. Проблемы взаимодействия России и ВТО 8

2. МВФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

2.1. Цели создания и основные задачи МВФ 15

2.2. Сотрудничество с Российской Федерацией 18

3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ 25

3.1. Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов 25

3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КУРС ДКБ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                         3

1. ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ                                                        5

1.1. Место России в мировой финансовой системе                                                  5

1.2.              Проблемы взаимодействия России и ВТО                                                      8

2. МВФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

2.1. Цели создания и основные задачи МВФ                                                          15

2.2. Сотрудничество с Российской Федерацией                                                     18

3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ                                                                         25

3.1. Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов                                                                                                                         25

3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией                          29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                         37

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами.

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. 

В системе мировых экономических отношений немаловажную роль играют международные валютно-финансовые организации. Они позволяют регулировать функционирование валютно-расчетных отношений, изучают, ана­лизируют и обобщают информацию о тенденциях развития и вырабатывают рекомендации по важнейшим проблемам мирового хозяйства.    

Целью настоящей курсовой работы является изучение взаимоотношений России с Международным валютным фондом и Парижским клубом кредиторов. 

Исходя из этой цели, необходимо решить следующие задачи:

                  определить место России в мировой финансовой системе;

                  изучить историю создания, цели, задачи и структуру МВФ;

                  рассмотреть взаимоотношения Российской федерации и Международного валютного фонда с момента вступления России в МВФ до настоящего времени;

                  дать общую характеристику Парижскому клубу кредиторов;

                  изучить историю сотрудничества Парижского клуба кредиторов с Российской Федерацией.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Во введении сформулированы актуальность темы, цель  и задачи данной курсовой работы.

В первой главе рассмотрено значение сотрудничества России с международными валютно-кредитными организациями, определено место России в мировой финансовой системе, обозначены проблемы взаимодействия России и ВТО.

Во второй главе показан МВФ как международный финансовый институт, изучены история создания, цели создания и основные задачи МВФ, его роль в регулировании валютно-финансовых отношений, кратко представлена структура органов управления. Далее рассмотрены взаимоотношения России с Фондом, начиная с момента вступления России в эту организацию в 1992 г. и по сегодняшний день, представлена кредитная история как первоначальный этап этих отношений и переход к политике досрочного погашения кредитов МВФ как заключительный этап, тем не менее, не предполагающий окончание взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.

В третьей главе дана общая характеристика Парижского клуба кредиторов, изучена история создания и основные принципы деятельности Парижского клуба, также будут обозначены особенности взаимоотношений Российской Федерации с данным Клубом.

В заключении сформулированы общие выводы по работе, дана оценка отношениям России, как с МВФ, так и с Парижским клубом кредиторов.

Для написания данной курсовой работы были использованы 22 литературных источника, в том числе учебные пособия, материалы периодических изданий и российских СМИ, материалы сайтов Интернет. Данная работа была написана на материалах таких авторов как Л.Н. Красавина, Э.И. Орловский, А.Г. Саркисянц и другие.

1.                  ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

1.1.           Место России в мировой финансовой системе

Международные финансовые отношения являются составной частью рыночного хозяйства, в них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики. Межхозяйственные связи немыслимы без налаженной системы финансовых отношений.

Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами (внешняя торговля, вывоз капитала, инвестирование прибылей, предоставление займов и субсидий, государственные и частные переводы).

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. [6]

90-е годы ХХ века запомнились финансистам всего мира как годы крупных перемен и потрясений в мировой финансовой системе. К переменам относятся внедрение евро, резкое усиление роли финансовых рынков как альтернативы банковским кредитам, кардинальное изменение политики стран-членов Парижского клуба в отношении урегулирования задолженности развивающихся государств, связанные с использованием схем списания (вместо реструктуризации) накопленного долга. К потрясениям относятся долговой кризис в бывшем СССР, ставший одной из причин его распада, а также финансовый кризис 1997–1998 гг., охвативший ряд стран формирующихся рынков, в том числе Россию. Если бы не наличие глобальных дисбалансов и связанных с ними системных рисков, то мы могли бы с уверенностью говорить о том, что мировая финансовая система не только справилась с проблемами, но и в течение последних 8–10 лет значительно окрепла. [2]

Однако имеется один участник этой системы, в отношении которого нет смысла говорить в сослагательном наклонении. Это — Россия, финансовая мощь которой за этот период возросла многократно. Данный феномен пока плохо изучен, но он интересен уже потому, что в лице России наши партнеры по финансовой «восьмерке» получили новый, быстро развивающийся и финансово здоровый рынок сбыта, не говоря уже о сфере приложения капитала.

В 1990-х гг. наша страна выступала в роли просителя денежных средств у мировых финансовых институтов и клубов кредиторов. Но времена изменились, и сегодня Россия уже на равных принимает участие в обсуждении будущего мирового финансово-экономического устройства. Современная Россия — это не финансовый попрошайка начала 90-х годов, ищущий где бы перехватить пару-тройку миллионов долларов на финансирование текущих расходов бюджета или сэкономить на долговых платежах, опираясь на хитроумные схемы урегулирования внешнего долга. Современная Россия — это мощный участник глобальных финансовых рынков, по ряду макроэкономических показателей уже превосходящих других членов «Группы восьми».

Приведем несколько фактов, характеризующих финансовую составляющую экономики России за последние годы:

  1. Начиная с 2004 г., Россия является нетто-кредитором в глобальной экономике. По данным Банка международных расчетов, внешние финансовые активы кредитных институтов России превышали их долговые обязательства в конце 2004 г. на $24,1 млрд., в 2005 г.— 61,8, в 2006 г.— на $114,1 млрд.
  2. В начале февраля 2007 г. золотовалютные резервы России превысили $300 млрд. По этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии.
  3. В начале 2007 г. соотношение государственного долга к ВВП страны было менее 10%, в то время как в 2000 г. этот показатель достигал 140%. Никто из членов «Группы восьми» не имеет коэффициентов долговой устойчивости, сравнимых с российскими. Россия полностью, причем досрочно, рассчиталась по своему собственному долгу перед МВФ и по долгу бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба, выплатив кредиторам 43 млрд. долл. США.
  4. Финансовые возможности позволили валютным властям России снять в 2006 г. последние ограничения на движение капитала. Как следствие, резко возрос статус рубля как валюты, используемой в международных расчетах. В январе 2007 г. клиринговая система «Clearstream» внесла российский рубль в число валют, используемых во взаиморасчетах. В феврале аналогичное решение приняла и «Euroclear». ЕБРР уже осуществляет заимствование в рублях.
  5. После нескольких лет застоя в 2006 г. Россия заявила о себе как крупный международный донор. Вновь принятые финансовые обязательства превысили $600 млн. (для сравнения, в 2001 г.— $40 млн.). Все ресурсы направляются на достижение странами-реципиентами развития в таких сферах, как здравоохранение, образование, борьба с энергетической бедностью. [18]

При всем значении приведенных выше объективных данных и показателей нельзя умалять значение и чисто субъективных факторов, свидетельствующих о том, что Россия проводит благоразумную финансовую политику, которой могут доверять и наши партнеры по «Группе восьми», и частные инвесторы. Во-первых, правительство последовательно сдерживает рост непроцентных расходов, несмотря на сильные популистские настроения, особенно в преддверии парламентских и президентских выборов. Это позволило за неполных три года накопить Стабилизационный фонд в сумме, превышающей $100 млрд. Во-вторых, налоговый режим в стране остается одним из наиболее либеральных среди стран с рыночной экономикой. Достаточно сказать, что ставка налога на добавленную стоимость равна 18%, а налога на доходы физических лиц — 13%.

Финансовая политика, проводимая Россией, дала нам моральное право заявить свои претензии на мировое лидерство в этой сфере общественных отношений. В ходе председательства в финансовой «восьмерке» Россия выдвинула инициативу о разработке Кодекса лучшей практики в управлении общественными финансами; предложила меры, направленные против избыточного кредитования развивающихся стран, только что переживших долговые кризисы, со стороны государств формирующихся рынков; наконец, по российской инициативе впервые финансовая «восьмерка» задумалась над проблемой координации усилий мирового сообщества в сфере повышения стандартов финансовой грамотности населения. [14]

Современная Россия — важнейшая составляющая глобальной финансовой системы и ее роль определяется не только огромными нефтяными, торговыми и денежными потоками, формируемыми российской экономикой, но тем интеллектуальным вкладом, который россияне могут и готовы внести в дело мирового развития. Жаль только, что не все лидеры современного финансового мира способны по достоинству оценить российский финансовый феномен.

 

1.2.           Проблемы взаимодействия России и ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в соответствии с соглашением крупнейших торговых стран мира о снижении экспортных и импортных барьеров.

ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Она обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с ними правовым документам.

Основной целью ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.

Важнейшими функциями ВТО являются:

1.                 контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

2.                 проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

3.                 разрешение торговых споров;

4.                 мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

5.                 техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

6.                 сотрудничество с международными специализированными организациями.

Главные задачи ВТО: либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости; способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны - члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Каждая страна стремится вступить в ВТО для получения определенных экономических выгод и повышения конкурентоспособности своих товаров.

Информация о работе Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией