Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:57, курсовая работа
Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами.
Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5
1.1. Место России в мировой финансовой системе 5
1.2. Проблемы взаимодействия России и ВТО 8
2. МВФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1. Цели создания и основные задачи МВФ 15
2.2. Сотрудничество с Российской Федерацией 18
3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ 25
3.1. Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов 25
3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Постоянными членами Парижского клуба являются 19 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. [10]
Главной задачей, которую решает Парижский клуб является реструктуризация задолженности развивающихся стран. Основная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.
В своей работе Парижский клуб кредиторов руководствуется тремя основными принципами:
наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;
обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.
Для того чтобы условия погашения кредита были пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены.
2. Условия погашения для должников.
Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должник восстановил кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.
3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.
Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств перед другими кредиторами. [4]
В связи с этим в рамках Парижского Клуба выработан базовый перечень условий реструктуризации долга. Они получили название тех городов, в которых вырабатывались.
1. Торонтские условия
Они будут применяться лишь в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня, который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации развития.
При этом было разработано три базовых варианта льготных режимов:
1. Уменьшение суммы долга
а) списать треть долга;
б) в отношении остальной части пересмотреть условия погашения по рыночным процентным ставкам;
в) срок погашения 14 лет, в том числе 8 лет льготного периода
2. Долгосрочные долги
а) проценты начисляются по рыночным ставкам;
б) срок погашения 25 лет, включая льготный период 14 лет;
3. Уменьшение платежей по обслуживанию долга
а) предоставление льготных процентных ставок (выбрать большую из двух величин: 3,5% в год или половину рыночной ставки);
б) срок погашения 14 лет, включая льготный период 8 лет. [8]
2. Хьюстонские условия
До 1990 года беднейшие из стран со средним уровнем дохода могли рассчитывать лишь на пересмотр долгов на обычных условиях, то есть по ним уже никаких льгот не предусматривалось. В эту группу были отнесены страны с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Именно для этих стран предназначены Хьюстонские условия.
В результате, были выработаны льготные условия, которые состоят в следующем:
срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, при этом льготный срок - 8 лет;
срок погашения кредитов, предоставленных в рамках программы официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный период - 10 лет;
было разработано положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства по погашению всей суммы кредитов, предоставленных в рамках программ официального содействия развитию, либо 10% непогашенной суммы коммерческих кредитов. [4]
Были разработаны и соответствующие критерии о пересмотре долга:
годовой доход не должен превышать установленный Всемирным банком потолок $1235;
соотношение суммы кредиторам Парижского клуба и суммы долга коммерческим кредиторам должно составлять не менее 1,5;
установленные показатели масштаба задолженности: сумма долга не менее 50% ВВП, отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%, коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%.
3. Тринидадские и Лондонские условия
Вместо списания 2/3 долга, как то предусматривали Тринидадские соглашения, было разработано четыре варианта сокращения на 50% чистой приведенной стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам. Эти условия получили название Лондонских или усиленных Торонтских и состоят в следующем:
аннулирование 50% долга и реструктурирование оставшейся суммы долга на 23 года с 6-летним льготным периодом и начислением процентов по рыночным ставкам;
реструктурирование долга с применением льготных процентных ставок на 23 года без льготного периода;
реструктурирование долга по рыночным процентным ставкам на 25 лет с 16-летним сроком льготного периода;
реструктурирование обязательств по обслуживанию кредитов, предоставленных в порядке официального содействия развитию, на 30 лет с 2-леним льготным периодом. [14]
В то же время продолжают действовать стандартные (классические) условия реорганизации внешнего долга для стран со средним уровнем дохода на душу населения. При этом Лионские условия предполагают реструктуризацию 100% долга на условиях: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодов по рыночным процентным ставкам.
3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией
Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора в 1995 году. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. [6]
17 сентября 1997г. в Париже подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника.
Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему и основывается на следующих принципах, изложенных в положениях Меморандума о взаимопонимании:
равноправное участие России в рассмотрении вопросов урегулирования задолженности государств-должников. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.
признание и применение при урегулировании задолженности перед Россией официального курса Госбанка СССР.
предоставление начальной скидки на задолженность государств-должников перед Россией. В настоящее время Россия присоединяется к международным программам оказания безвозмездной помощи беднейшим странам для поддержания минимального уровня существования их населения, и в этой связи присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника предусматривает уменьшение абсолютного объема финансовых требований СССР к государствам-должникам в зависимости от их экономического положения. [3]
Членство в Парижском клубе кредиторов позволило России требовать возврата советских долгов развивающихся стран. При распаде СССР Россия полностью взяла на себя все его долги. Но отдать их тогда она была не в состоянии и в 1992 году обратилась к кредиторам с просьбой растянуть выплату на 20 лет.
Долги России перед членами Клуба на момент вступления превышали $50 млрд. Это были займы, сделанные СССР в последние годы существования, когда страна пыталась решить за счет иностранных инвестиций внутренние проблемы в условиях сильно подешевевшей на мировых рынках нефти. Как правопреемница СССР Россия должна не только странам Парижского клуба, но и частным компаниям. Этот долг меняется на российские еврооблигации. Обмен первого транша коммерческой задолженности бывшего СССР на общую сумму $1,28 млрд. был произведен в декабре 2002 года. Второй транш на $600 млн. был осуществлен недавно.
Однако России должны были почти в три раза больше. К началу 90-х страны третьего мира взяли в долг у СССР порядка $145 млрд. Большинство из 54 стран-должников после развала СССР отказывались признать любые долги перед Россией. Основанием для этого служила международная норма, не признающая военные поставки госдолгом. Кроме того, не всегда кредитные договоры с прокоммунистическими режимами оформлялись должным образом, а частая смена правительств в третьих странах практически аннулировала ранее заключенные договоры. [13]
На членов Парижского клуба приходилось $52 млрд. советских долгов, из которых Россия по вступлению в организацию простила $40 млрд. Но этот щедрый вклад был компенсирован особыми условиями членства. В лице этого собрания кредиторов Россия получила ощутимую поддержку в переговорах со своими должниками. По условиям, если страна-должник, признающая решение Парижского клуба, не выполняет своих обязательств, в ее отношении свертываются международные финансовые программы Международного валютного фонда. Чтобы отсрочить выплаты по долгу или изменить его структуру, и Парижский клуб, и западные коммерческие банки требуют от должников готовности выполнять соответствующие стабилизационные программы МВФ. Но самое главное, на что рассчитывали российские переговорщики: повысить статус страны на мировой арене.
В мае 2005 г. между Россией и Парижским клубом кредиторов было подписано соглашение о досрочном погашении российского внешнего долга клубу на $15 млрд. по номиналу. Совокупный объем внешнего долга перед клубом по состоянию на начало 2005г. составлял $43,3 млрд. Досрочные платежи осуществлялись в июне и в августе за счет средств Стабфонда. Экономия от досрочного погашения составит до 2020 г. порядка $6 млрд.
В июне российское правительство одобрило досрочное погашение долга Парижскому клубу. В нем, кроме прочего, предусматривается и выплата кредиторам премии в $1 млрд., однако экономия от досрочной выплаты составит $7,7 млрд. Теперь правительство должно подготовить еще одно распоряжение, разрешающее ведомству Кудрина подписать двусторонние соглашения со странами-кредиторами. В них будут определены конкретные суммы и сроки выплат. [21]
Еще одна выгода от досрочной выплаты долга - повышение рейтинга России ведущими мировыми агентствами. "Ряд стран - кредиторов Парижского клуба считает, что ситуация, когда Россия находится в 4-й группе риска ОЭСР, несправедлива, поэтому они могут поддержать перевод нашей страны в группу с более высоким рейтингом", - сказал директор департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных внешних активов Минфина С. Сторчак.
"Благодаря подписанию многостороннего протокола меняется положение России и в Парижском клубе - из должников она переходит в разряд кредиторов", - поддержал эти надежды посол Франции в России Жан Каде.
В августе 2006г. российский долг перед Парижским клубом кредиторов был полностью закрыт. Решение о досрочной выплате всей суммы долга бывшего СССР Парижскому клубу было принято 16 июня, на заседании клуба. Долг России на тот момент составлял $21,3 млрд. [7]
Информация о работе Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией