Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:57, курсовая работа

Описание

Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами.

Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5

1.1. Место России в мировой финансовой системе 5

1.2. Проблемы взаимодействия России и ВТО 8

2. МВФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15

2.1. Цели создания и основные задачи МВФ 15

2.2. Сотрудничество с Российской Федерацией 18

3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ 25

3.1. Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов 25

3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа состоит из  1 файл

КУРС ДКБ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

                  предоставление дополнительных услуг странам-членам (повышение квалификации персонала, техническая помощь в специализированных сферах, информационное обеспечение). [4]

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей всех стран-членов. Управляющие встречаются раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, таких как приём новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов, Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату. При Совете работают два комитета: Временный комитет и Комитет по развитию. Временный комитет консультирует Совет по управленческим вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и её приспособлением к меняющимся условиям. Комитет развития консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.

Исполнительный комитет отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 выбираются Советом управляющих с учётом принципа регионального представительства. Заседания Исполнительного совета проходят 2 - 3 раза в неделю под председательством директора-распорядителя, которого выбирает Исполнительный совет. [14]

Персонал МВФ насчитывает почти 2500 человек из более чем 100 стран. Основная часть его работает в штаб-квартире в Вашингтоне, незначительная часть служащих задействована в отделениях МВФ или являются временными представителями МВФ в странах-членах.

 

2.2.           Сотрудничество с Российской Федерацией

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых   отношений, членство в ведущих международных  организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации  открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на присоединение СССР к МВФ. 27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ  проголосовал за прием России и 14 других бывших советских республик.  После подписания российскими  представителями Статей соглашения МВФ 1 июня 1992 г., Россия официально стала участницей этой организации. [9]

Членство в МВФ дает возможность России пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса. В условиях глубокого экономического, финансового и системного кризиса  страна действительно остро нуждалась в экстраординарной иностранной финансовой помощи.

5 августа 1992  г. МВФ предоставил России в рамках договоренности о кредите «стэнд-бай»  валютные средства в счет первой кредитной доли, при использовании которой он требует от страны - заемщицы выполнения сравнительно мягких условий. Основанием для предоставления этого кредитного транша послужило соглашение  между российским правительством и МВФ, достигнутое в июле 1992 г. и получившее одобрение «семерки» на саммите в Мюнхене. Кредитная линия была открыта на сумму 719 млн. СДР ($1,04 млрд.) из 7,5% годовых со сроком расходования на протяжении пяти месяцев. Соответствующие средства использовались для пополнения валютных   резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном  рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила.  Не были выделены и средства, предназначенные для фонда стабилизации рубля. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи – несвязанные  валютные средства, которые власти могли бы свободно использовать для проведения экономических реформ и макроэкономического регулирования, остался практически  нереализованным. [17]

МВФ объяснил отказ предоставить России в 1992 г. обещанный резервный кредит тем, что российское правительство уклонилось от выполнения  согласованной с ним стабилизационной программы, что политика властей привела к срыву достигнутого в июле 1992 г. соглашения: объем ВВП уменьшился в 1992 г. на 14,5%; дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг 22,4%; темп инфляции составил в 1992 г. в среднем 20,5% в месяц. Основную причину роста инфляции МВФ видел в расширении кредитов Центрального банка, возраставших на 20% ежемесячно.

Важная роль отводилась МВФ и в рамках второго пакета помощи России объемом $43,4 млрд., который был принят на встрече министров  иностранных дел и финансов «семерки» и подтвержден на ее годичном совещании на высшем уровне в Токио в июле 1993 г. Токийский пакет предусматривал предоставление средств на «первоочередные стабилизационные меры» в размере $4,1 млрд.  Однако вторая половина  данного кредита в 1993 году не была получена. Причиной этому  послужила неудовлетворенность руководства МВФ результатами проводившейся финансовой стабилизации, ходом выполнения российскими властями их очередных обещаний, а также итогами парламентских выборов в декабре 1993 года и последовавшими за этим переменами в составе правительства.

С начала февраля 1994 г. в России в течение нескольких недель находилась делегация МВФ, а в марте этого же года  Москву посетил М. Камдессю. Его переговоры с российским правительством  привели к новому соглашению, которое было подписано 8 апреля 1994г. Достигнутое соглашение  позволило России получить второй транш кредита в поддержку системных  преобразований. [19]

После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал известный «черный вторник» (11 октября 1994 г.), руководство России взяло курс на резкое ужесточение финансовой и денежно-кредитной политики, на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели.

Названная выше смена концептуальных приоритетов, естественно, встретила поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление Фондом России в апреле 1995 г. первого стандартного полномасштабного кредита «стэнд-бай» в объеме квоты страны в МВФ.

В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на нефть и газ. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом  в размере $5,1 млрд. Он привел к массированному сбросу иностранцами принадлежавших им российских ценных бумаг. Для  того чтобы добиться уравновешивания государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ с предоставлением срочной масштабной финансовой помощи. О достижении этого соглашения было объявлено 13 июля 1998 г. Договоренность о кредитном пакете МВФ предусматривала, что вся сумма будет представлена России четырьмя траншами – 20 июля,  15 сентября, 15 декабря 1998 г. и 15 февраля 1999 г.

Жизнь показала, что предоставленный в срочном порядке кредит МВФ уже не смог спасти  положения ни на рынке государственных ценных бумаг, ни на валютном рынке. В результате 17 августа 1998 г. российские власти вынуждены были принять решения о фактическом объявлении дефолта по внутреннему государственному долгу, установлении 90-дневного моратория на платежи по иностранным финансовым обязательствам коммерческих банков и осуществлении мероприятий в валютной области, которые привели к четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. [14]

События, связанные со срывом российской антикризисной программы 1998 г. явились чувствительным ударом по престижу МВФ. Политика МВФ по отношению к России оказалась под огнем критики, в особенности в кругах республиканской партии и ее сторонников  в США.

В общем итоге, как следует из Приложения 1 на период 1992-1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о предоставлении валютных кредитов России на    общую сумму 25,8 млрд. СДР, или $36,6 млрд. Однако в связи с тем, что после 17 августа 1998 г. предоставление средств в рамках договоренности о кредитном пакете 1998 г. было прекращено, фактически по сентябрь 1999 г., т.е. с учетом июльского 1999 г. транша в размере $640 млн., из этой суммы были использованы лишь $22 млрд. Кроме того, Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере примерно $1,4 млрд.

Со временем выяснилось, что реструктуризация российского внешнего долга, осуществленная в 1996 г. не привела к кардинальному разрешению долговой проблемы. График платежей по государственной внешней задолженности с учетом этой реструктуризации предусматривал необходимость платежей в 1999г. в размере $16,74 млрд., в 2000г. – 15,52 млрд., в 2001г. – 14,35 млрд., в 2002г. – 13,69 млрд., и в 2003 – $19,48 млрд. Россия оказалась не в состоянии обеспечить выплату таких средств. Достижение договоренности с МВФ о кредите «стэнд-бай» в июле 1999 г. предоставило возможность осуществить новую реструктуризацию долга. [20]

1 августа 1999г. было достигнуто соглашение с парижским клубом, задолженность которому на 1 января 1999 г. составила $41,3млрд. Это соглашение  предусматривает приостановку платежей на сумму $8 млрд., т.е. оформление рассрочки до 2020 г.

Использование внешних финансовых ресурсов было бы оправдано в том случае, если бы оно послужило толчком для запуска механизма экономического роста экономики. Однако этого не происходило. Кредиты МВФ попросту проедались, т.е. направлялись на затыкание бюджетных дыр и обслуживание все возрастающего государственного долга.

С 2007 года ситуация в корне изменилась. Как следует из доклада комитета по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда, серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существует. Общая сумма внешнего долга страны на 1 января 2007 года составляла $52 млрд, или 5,1% ВВП. В 2005 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ. Не пугает Министерство финансов России и долг перед Всемирным банком - это самый дешевый в обслуживании долг из имеющихся у России обязательств. Единственная помощь, которую сегодня международные финансовые организации могут оказать России, - способствовать возврату долгов третьих стран Российской Федерации, которой они достались в наследство от Советского Союза.

На весеннюю сессию МВФ и ВБ российская делегация как раз и приезжала с намерением урегулировать часть иностранных долгов. Но подписать соответствующие документы удалось лишь с Индией, которая признала треть своего долга перед Россией в размере $1 млрд. Подписание договоренностей с Афганистаном и Пакистаном тогда так и не состоялось. [18]

Иными словами, роль России в отношениях с международными финансовыми институтами в 2006 - 2010 годах кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с полным правом выступает за повышение эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания платежного баланса развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами.

«Россия не будет пользоваться правом на получение льготного кредита МВФ», - заявил премьер-министр Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (СДР), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.

СДР используется в качестве единицы расчетов МВФ с другими международными организациями. Стоимость СДР определяется на основе корзины 4 мировых валют: доллара США, евро, фунта стерлингов и иены. СДР распределены между странами в соответствии с их квотами в фонде. Фактически СДР это записи на счетах акционеров в МВФ. Страны в случае необходимости могут бесплатно получать у фонда валютные средства, эквивалентные объему СДР на своих счетах.

Решение об общем распределении СДР на $250 млрд. среди 186 стран было принято в апреле на саммите G20 в Лондоне в рамках антикризисного плана на $1,1 трлн. Это должно поддержать международные резервы стран-акционеров и обеспечить дополнительную ликвидность мировой экономике. Все СДР будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот.

Более того, между странами-акционерами МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года и никогда не получали СДР, должно состояться еще одно, специальное их распределение на $33 млрд. В результате Россия получит еще $1,970 млрд. «Это наша резервная позиция на случай кризиса или ситуации, в которой потребуется привлечь кредит для сохранения стабильности российского платежного баланса», - пояснил Кудрин. [21]

По словам министра финансов, «возможность привлекать кредиты МВФ в большей степени нужна странам, находящимся в критической ситуации. Россия к таковым странам не относится, мы осуществляем плановые мероприятия антикризисной политики, нам доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности. Мы считаем, что у нас нет необходимости пользоваться этими ресурсами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ

3.1.           Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам.

Информация о работе Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией