Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:57, курсовая работа
Мировая финансовая система – это экономические отношения, связанные с функционированием мировых денег и обслуживающие различные виды хозяйственных связей между странами.
Развитие и стабильное функционирование международной финансовой системы обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Мировая финансовая система не может существовать без развитых и стабильных международных финансовых институтов, так как принципы формирования финансовой системы в мировом масштабе это - форма организации и регулирования денежных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 5
1.1. Место России в мировой финансовой системе 5
1.2. Проблемы взаимодействия России и ВТО 8
2. МВФ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1. Цели создания и основные задачи МВФ 15
2.2. Сотрудничество с Российской Федерацией 18
3. ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ 25
3.1. Создание, структура, принципы деятельности Парижского клуба кредиторов 25
3.2. Особенности взаимоотношений с Российской Федерацией 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что Россия является полноправным членом практически всех международных и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты играют важную роль в развитии экономики России.
Таким образом, мною была изучена история взаимоотношений России с МВФ, которые можно условно подразделить на этапы:
1. непосредственно кредитная деятельность (получение кредитов МВФ, их целевое использование);
2. приостановление получения ресурсов Фонда;
3. последующая ориентация на досрочную выплату долга.
Нельзя не заметить, что МВФ в 90-е гг. сыграл очень важную роль в формировании политики реформирования РФ через выдвижение требований, которыми были обусловлены все его кредиты. Оценить это влияние довольно сложно, потому что однозначно утверждать о негативном или позитивном результате вмешательства было бы не корректно.
И все же охарактеризовать значение участия России в Фонде можно, выделив несколько основных моментов. Не подлежит сомнению то, что вступление Росси в МВФ способствовало ускорению ее интеграции в мировую экономику и мировую валютную систему. Кроме того, одним из существенных положительных факторов участия России в МВФ можно считать облегчение проблемы реструктуризации внешней задолженности (в первую очередь перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов).
С другой стороны – стало очевидно то, что ряд рецептов МВФ были не адаптированы к реалиям России. Фонд в своих оценках часто не принимал во внимание индивидуальные особенности страны, подходил к прогнозированию экономической ситуации чересчур технологично, часто опираясь на разработанные теоретические модели. Наиболее ярким примером, в подтверждение этого тезиса, стал кризис 1998 г. Завышенный курс рубля, отказ от своевременной девальвации для ликвидации разрыва между курсовым соотношением и покупательной способностью привели к обвалу российской валюты и вследствие высокой доли импорта в потреблении – к резкому повышению внутренних цен. Директорат МВФ, осуществляя мониторинг экономической программы России, не рекомендовал скорректировать курс рубля, а это значит, что Фонд несет солидарную ответственность за негативные результаты и последствия кризиса.
На мой взгляд, изменение позиции по вопросу оказания финансового содействия российскому правительству в 1999 г. обусловили принятие руководством РФ решения приступить к досрочному погашению кредитов МВФ и задолженности другим кредиторам. Именно благодаря ужесточению позиции Фонда страна смогла прийти к пониманию необходимости жить по средствам, необходимости способствовать повышению инвестиционной привлекательности.
Исходя из этого, на сегодняшний день вся задолженность перед МВФ погашена. Хочется верить, что России укрепит свои позиции в качестве кредитора Фонда и полноправного его партнера.
Каковы же последствия вступления России в Парижский Клуб? Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для
Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.
Есть и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях.
Условно можно выделить четыре основных этапа реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР:
1. Первый этап, берущий отсчет с 1992 г., включал в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга.
2. В течение второго этапа - с 1993 по 1995 г. - Россия подписала первые соглашения по реструктуризации долгов. В соответствии с этими соглашениями
Россия брала на себя обязательства по обслуживанию долгов СССР, сроки уплаты которых приходились на период с декабря 1991 г. - по январь 1995 г.
3. Началом третьего этапа можно считать апрель 1996 г., когда договоренности с Парижским клубом были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка $38 млрд. Из них 15% должны быть выплачены в течение последующих 25 лет вплоть до 2020 г., а оставшиеся 55%, включавшие в себя наиболее краткосрочные обязательства перед членами Парижского клуба, - в течение 21 года.
4. Началом заключительного этапа можно считать конец 2006 г., когда, когда было принято решение о досрочном погашении задолженности пеерд Парижским клубом кредиторов.
В августе 2006 Россия перевела платежи странам-кредиторам Парижского клуба и перестала быть клиентом Парижского клуба. Платежи осуществлялись Внешэкономбанком в девяти валютах. Россия была должна 18 странам-кредиторам Парижского клуба, среди которых — Германия, Швейцария, Дания, Франция, Португалия, Финляндия, Нидерланды, Великобритания. В мае 2005 года Россия досрочно погасила по номиналу долг кредиторам клуба на $15 млрд.
Договоренность о втором транше досрочного погашения реструктурированного в рамках Парижского клуба внешнего долга России была достигнута в Париже 16 июня 2006 года и оформлена многосторонним протоколом о досрочном погашении задолженности в $21,3 млрд. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составила в 2006 году $7,7 млрд., в 2009 году — $1 млрд., в 2020 году — порядка $10-20 млн.
Причиной досрочного погашения долга перед Парижским клубом кредиторов является долговая стратегии РФ, согласно которой погашение дефолтных обязательств, к которым относится реструктурированный долг РФ перед Парижским клубом – является первостепенной задачей. Дело в том, что такого рода долг является очень дорогим. Кроме того, ни одна великая держава не имеет в своем долговом портфеле дефолтные обязательства.
Таким образом, Российская Федерация завершила историю страны, которая была неплатежеспособной.
Книги (однотомные издания):
Периодические издания:
Электронные издания:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Финансовое содействие МВФ России за период 1992-1999 гг.
Дата договоренности о предоставлении кредита | Виды договоренности | Сумма | Период использования | Сроки погашения | Использование страной квоты, % | Условия договоренностей | |
Млн. СДР | Млрд. дол. | ||||||
5 августа 1992 г. | Первый транш резервного кредита («стэнд-бай») | 719,00 | 1,0 | 5 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев | 16,7 | Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП); контроль за приростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц. |
6 июля 1993 г. | Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,3 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП; контроль за приростом денежной массы; ежемесячные темпы инфляции – не выше 7-9% |
25 апреля 1994 г. | Второй транш в рамках механизма финансирования системных преобразований | 1078,3 | 1,5 | Единовременно, в полной сумме | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года | 25 | Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита; либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта |
11 апреля 1995 г. | Резервный кредит («стэнд-бай») | 4313,1 | 6,8 | 12 месяцев | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 100 | Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета; снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине года. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка. В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. |
26 марта 1996 г. | Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования | 6901,0 | 10,1 | 3 года | 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 года по каждому отдельному траншу | 160 (первый год –65%; второй год- 55%; третий год- 40%) | Продолжение макроэкономической, финансовой стабилизации: дефицит государственного бюджета сокращается с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.; существенно уменьшаются темпы общей кредитной экспансии стране; инфляция снижается к концу 1996 г. до среднемесячного уровня приблизительно в 1%, а в 1998 г. выходит на уровень однозначной величины (6,9%) в годовом исчислении. |
20 июля 1998 г. | Договоренность о кредитном пакете: 1) Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов 3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования | 2313,0 3992,5 2156,6 | 3,0 5,3 2,9 | Предполагалось предоставление тремя траншами:20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г. Единовременно в полной сумме | 1,5 года с отсрочкой погашения на 10год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев | 50 90 | Правительство должно осуществить объявленную антикризисную программу. Финансовая и денежно-кредитная политика: ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г.; увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., перестройка налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов. Структурные реформы: предпринимаются дальнейшие меры по решению проблемы неплатежей и содействию развитию частного сектора; власти осуществляют меры по реструктурированию банковской системы: совершенствование законодательства, выяснение ситуации с неплатежеспособными банками, усиление контроля за деятельностью банков. |
28 июля 1999 г. | Резервный кредит («стэнд-бай») | 3300,0 | 4,5 | 17 месяцев. Предоставление семью равными траншами по 471,4 млн. СДР (640 млн. дол.) каждый | 5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу | 55,5 | Бюджетно-налоговая политика: первичный профицит федерального бюджета в 1999 г. – 2% ВВП; с целью увеличения доходов вводятся новые налоги и повышаются ставки действующих налогов; используется широкий выбор мер для улучшения сбора налогов, противодействия уклонению от уплаты налогов; власти определяют очередность бюджетных расходов и строго контролируют расходы министерств; темп инфляции снижается с 84,5% в 1998 до 50% в 1999 г.; сокращение в 1999 г. реального ВВП – на 2%. Структурные реформы: реформирование финансового сектора, включая реструктурирование банковской системы; совершенствование управления государственным бюджетом; улучшение конкурентоспособности, прозрачности и отчетности монополий в сфере инфраструктуры; повышение прозрачности операций ЦБ и отношений между властями и коммерческими банками; меры по устранению неплатежей. Дальнейшая либерализация прямых иностранных инвестиций и внешней торговли. |
3
Информация о работе Международные валютно-кредитные организации и их взаимоотношения с Россией