Модели социальной защиты в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
- оценить перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………5
1.1 Понятие социальной защиты населения………………………………………5
1.2 Направления социальной защиты населения……….……………………….7
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……10
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………10
2.2 Англосаксонская модель…………………………………………….…….…13
2.3 Континентальная модель…………………………………………………..….17
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………..20
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….24
3.1Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….24
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

        - пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;

        -пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;

        -содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;

         - профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

         Сущность социального обеспечения  наиболее полно проявляется в  его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

        Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

        Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

       Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

      А теперь уделим внимание компонентам социального обеспечения.

       Социальное  страхование – это система  мер по компенсации и минимизации  социального страхового риска.

      Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное.

       Обязательное социальное страхование включает: (Приложение А)

        - централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

       - децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами.

      Добровольное социальное страхование состоит из: (Приложение Б)

      - корпоративно-коллективной формы личного социального страхования;

      - индивидуальной формы личного социального страхования.

      Источниками средств фондов социального страхования служат:

      а) страховые взносы застрахованных;

      б) страховые взносы предпринимателей;

      в) субсидии государства.

     Виды социального  страхования:

  1. пенсионное;
  2. обязательное медицинское;
  3. обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях (страхование профессиональных рисков);
  4. страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти.

 Социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюджетов государства социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров [24, с.190].

Социальная помощь предоставляется  в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

        Задача социальной помощи — обеспечить попавшим в нужду людям достойную жизнь и в то же время помочь человеку вновь самостоятельно встать на ноги и жить, не прибегая к поддержке государства.

      Следует, однако, знать, что социальная помощь является крайней мерой и предоставляется лишь в том случае, когда самостоятельно содержать себя и свою семью не представляется возможным, несмотря на прилагаемые усилия и попытки получить помощь из других источников.

      Несмотря  на то, что и социальное страхование  и социальная помощь имеют  общую цель - обеспечение хорошего  уровня жизни населения, у них  можно выделить определённые  отличия:

1) различия по способу  финансирования.

Социальное страхование финансируется за счет обособленных финансовых источников, которые образуются преимущественно за счет страховых взносов. Социальная помощь финансируется из бюджетов различных уровней.

2) по способу управления.

Социальное страхование  должно управляться на принципах социального партнерства, т.е. и представители застрахованных, и страхователей должны участвовать в управлении системой. Управление государственной социальной помощью осуществляют соответствующими государственными органами.

3) по основаниям предоставления.

Обеспечение по социальному  страхованию не зависит от уровня доходов застрахованного лица и  предоставляется при наступлении  страхового случая. Социальная же помощь предоставляется только тем гражданам, которые имеют доход ниже прожиточного минимума [1, с.142].

Что же касается социальной поддержки населения, то она включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

 Впервые социальные  гарантии были введены Канцлером Германии Отто Бисмарком. Однако наибольшее развитие социальные гарантии приобрели после второй мировой войны, когда государства с помощью распределения и перераспределения гарантировали населению социальную поддержку.

Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

1) государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано, согласно Всеобщей Декларации прав человека, «обеспечить населению достойный уровень жизни»;

2) всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;

3)социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в обществе [19, с. 132-133].

Таким образом, все государства мира используют эти направления социальной защиты, чтобы обеспечить своим гражданам защиту и уверенность в завтрашнем дне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Модели социальной защиты населения в странах ЕС

2.1 Скандинавская модель

 Модель социальной защиты, характерную для Дании, Швеции и Финляндии, можно обозначить как «скандинавскую».

  Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.) (Приложение В).

Скандинавская модель социальной защиты основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите).

Социальные услуги в  ней определяются как гражданские  права, а все граждане имеют право  на равное, финансируемое за счет налогов  социальное обеспечение. Иначе говоря, социальная защита понимается не как  милость государства, а как законное право гражданина. Исключением является страхование по безработице, выделенное из системы государственной социальной защиты основывающейся на принципе добровольности [3, с. 54].

Отличительной чертой «скандинавской»  модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обуславливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью довольно высок. Главным образом это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к  данной модели, осуществляется преимущественно за счет средств налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы, является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами.

В последнее время  наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых  программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. То же самое наблюдается и в отношении предпринимателей, однако, социальные расходы государства заметно сократились.

        Теперь рассмотрим эту модель на примере Швеции.

В Швеции первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать нормальные условия воспроизводства рабочей силы – обстоятельство исключительной важности для этой страны.

Важнейшим компонентом социальной политики Швеции и стержневым элементом шведского «государства всеобщего благосостояния» является система социальной защиты.

Значение социальной защиты в Швеции могут отразить следующие статистические данные: доход в форме зарплаты составляет  в среднем около 2,5 тыс. долл. в месяц, то около 36% населения можно будет отнести к разряду бедных. Однако если учесть перераспределение  общественного дохода через систему налогов и социальных выплат, то 1/3 бюджета уходит на социальные нужды и выплаты из пенсионных и страховых фондов. В результате чего в категорию бедных попадают около 5,6% населения, что значительно меньше.

Основные принципы модели социальной защиты в Швеции:

  1. универсальность, т. е. охват всех слоев населения.
  2. принцип солидарности

Он заключается в том, что все граждане независимо от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося вклад, соизмеримый с их доходами.

  1. необходимый элемент социальной защиты Швеции – государство

Основная функция государства в области социальной защиты – перераспределение социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым слоям населения.

Вследствие такой политики государства, ставка подоходного налога в Швеции (Таблица 2) составляет 56,5% и является самой высокой в мире:

 

Таблица – 2 Рейтинг стран по уровню ставок подоходного налога в 1 полугодии 2011 года

 

 

Примечание – Источник: [21].

 

Ключевой датой в шведской модели социальной защиты стал 1913 г., когда

единогласно шведский парламент  утвердил введение системы народных пенсий. В 2001 году эта система приобрела такую форму, которую мы можем наблюдать в настоящее время.

 Она включает следующие  основные компоненты:

- основную пенсию, выплачиваемую при достижении пенсионного возраста - 65 лет (размер этой пенсии определяется в зависимости от предыдущих доходов);

  • дополнительную (накопительную) часть, основывающуюся на принципе капитализации взносов;
  • гарантированную минимальную пенсию для лиц, не имеющих права на получение предыдущих двух видов.

 Если посмотреть  на статистические данные  (Таблица 3) об отношении пенсионеров ко всему населению Швеции, можно сделать вывод, что пенсионные выплаты в этой стране каждые 5 лет будут значительно расти, так как количество лиц пенсионного возраста к примеру с 2000 года (17.2%) по 2030 год (24%) вырастет в среднем на 7 %:

 

Таблица – 3  Процентное отношение пенсионеров в Швеции ко всему населению и лицам трудоспособного возраста

 

Год

Количество  лиц

в возрасте 65 лет  и старше, тыс. человек

Трудоспособное  население, тыс. человек

Процентное  отношение пенсионеров ко всему  населению

Процентное  отношение пенсионеров к трудоспособному  населению

2005

1 559 753

8 955 422

17,4

0,3

2010

1 716 384

9 054 817

18

0,32

2015

1 905 808

9 171 463

20,8

0,36

2020

2 027 388

9 307 198

21,8

0,39

2025

2 130 257

9 422 264

22,6

0,41

2030

2 248 156

9 481 217

23,7

0,44

Информация о работе Модели социальной защиты в странах ЕС