Модели социальной защиты в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
- оценить перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………5
1.1 Понятие социальной защиты населения………………………………………5
1.2 Направления социальной защиты населения……….……………………….7
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……10
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………10
2.2 Англосаксонская модель…………………………………………….…….…13
2.3 Континентальная модель…………………………………………………..….17
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………..20
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….24
3.1Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….24
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

В модели социальной защиты Германии центральное место занимает социальное страхование. В Германии, как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и добровольного. Они, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское и пенсионное, страхование по инвалидности, по безработице, от несчастных случаев.

Система социальной защиты в Германии действует по принципу самоуправления: учреждения социального  страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления, но государство осуществляет за ними строгий контроль. Подобная организационно-правовая форма оказалась достаточно эффективной благодаря высокому уровню профсоюзного движения в стране.

Финансирование системы обязательного страхования в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет общих налоговых поступлений в государственный бюджет, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. В случаях финансовых затруднений, возникающих у органов социального страхования, гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов  в виде государственных дотаций [3, с.108].

 

 

Рисунок 2 – Ставки взносов на общеобязательное социальное страхование, 2008 г.

Примечание – Источник: [13].

 

Из рисунка 3 видно, что  по уровню взносов на обязательное социальное страхование Германия находится среди лидеров, это свидетельствует о высоком уровне развития обязательного социального страхования в этой стране.

Однако, если рассмотреть  уровень взносов на обязательное социальное страхование от наемных работников  и работодателей, то можно заметить, что отчисления на обязательное социальное страхование работодателей (30,5%) превышают те же отчисления наемных работников (21,6%) в 1,4 раза. В следствие этого можно сделать вывод, что в Германии по принципу профессиональной солидарнсти ратодатели обязаны платить больше, чем наемные работники.

Отдельно действуют  организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты и действует в рамках политики содействия занятости населения, которая находится в ведении федерального ведомства по труду. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой, когда все виды социальных пособий исчерпаны.

Расходы на социальную помощь – одна из самых крупных статей германского бюджета (они сопоставимы с расходами на оборону). Чтобы покрывать гигантские траты, приходится постоянно увеличивать налоги, взимаемые с работающих, - они поглощают уже до 40% заработка и более. Высокие же налоги подрывают стимулы к труду - после всех положенных вычетов рядовой рабочий или служащий получают в месяц почти столько же, сколько неработающий. А ведь получатели социальной помощи нередко еще и подрабатывают, но, как здесь говорят, "по-черному", то есть нелегально Особенно часто - женщины, которые заняты в каком-либо частном домашнем хозяйстве или в сфере услуг.

 Политики и общественность  ищут пути выхода из сложившейся  ситуации. Экономисты, социологи, психологи  предлагают различные методы  стимулирования, призванные вовлечь  получателей социальной помощи в общественное производство. Чиновники же предпочитают простые, лежащие на поверхности меры – сокращение, а затем и лишение пособий в случае отказа от предложенной работы, тщательную проверку нуждающихся [9, с.43-44].

Таким образом, для Германии, как для одной из стран с континентальной моделью социальной защиты населения, присущи коммутативный вид солидарности, дифференцированный уровень предоставляемых социальных услуг, который финансируется за счет страховых взносов работодателей и наемных работников.

 

2.4 Южно-европейская  модель

Страны Южной Европы (Италия, Испания, Греция и Португалия) представляют южно-европейскую или «рудиментарную модель» социальной защиты. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы модели социальной защиты. В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому в отличие от вышеназванных моделей не имеющую четкой организации. Именно поэтому «рудиментарность» (недоразвитость) этой модели отмечается в качестве ее основной особенности различными западными исследователями.

Как правило, уровень  социальной защищенности, характерный  для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан (Приложение В).

Характерной чертой данной модели является также асимметричная  структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в  том, что наиболее крупную часть  социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%) [28, с. 21].

Рассмотрим эту модель на примере Италии.

Первые схемы социального  страхования возникли в Италии в 80-90-х годах XIX в. К этому времени относятся организация добровольного страхования от несчастных случаев на производстве (1886 г.), превратившееся в 1898 г. в обязательное, и введение пособия по бедности.

В начале XX в. были введены элементы страхования по инвалидности и поддержки материнства. В 1969 г. были введены социальные пенсии. В 1960 г. доля средств, направляемых государством на социальные нужды, составляла 13,3 %, а уже в 1993 году – 26%.

На сегодняшний день система социальной защиты Италии характеризуется  рядом нерешенных проблем. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в Италии (11,3%), уровень безработицы на севере страны составляет около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а для юга - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах, помимо своего основного назначения, выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи.

Характерным для Италии моментом является более высокая, чем  в других странах Западной Европы, доля незанятых среди женщин, число  которых в общем числе безработицы  составляет 16% (что почти вдвое  превышает уровень мужской безработицы (9%)), и молодежи (не работает каждый третий) [3, с.228-229].

Из рисунка 3 видно, что  уровень безработицы в Италии, уступает только Франции и США, составляя 8,3% (средний уровень безработицы  по всему населению), т.е. является вторым в ЕС. Это очень серьезная проблема для страны, если еще принять во внимание тот факт, что с каждым месяцом наблюдается динамика роста уровня безработицы.

 

Рисунок 3 – Уровень безработицы в ведущих странах мира (По состоянию на 4 ноября 2011 года)

Примечание- Источник: [6].

 

Существенной проблемой  итальянской системы социальной защиты является одновременное существование  плохо социально-гарантированных  секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных  обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока.

Особенностью итальянской  системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных  причин оказались без каких-либо доходов.

Следующей по значимости проблемой является асимметричная  структура социальных расходов. Это  проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение -15,4% в ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Средний размер пенсий в Италии в середине 90-х годов XX в. был самым высоким в Европе (после Франции и Нидерландов). Именно поэтому Италию иногда называют страной пенсионеров. Недаром, пенсии ежеквартально пересматриваются в зависимости от повышения издержек проживания [23, с. 120].

Проблему значительной доли пенсионеров в общей структуре  населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране, средний показатель рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых низких в Европе.

Из рисунка 5 можно  заметить, что в Италии естественный прирост населения является отрицательным (сотые доли), а повышение численности  населения осуществляется за счет миграции населения (5,2%).

 

Рисунок – 5 Компоненты прироста (убыли) численности населения стран Европейского союза за 2010 год, ‰

Примечание - Источник: [26].

 

Наконец, характерным для Италии и самым большим в Западной Европе до сих пор остается теневой сектор экономики. Около 30% ВВП составляет незарегистрированная хозяйственная деятельность, где занято почти 25% трудящихся, в то время как в официальном секторе занятость продолжает сокращаться. Это, безусловно, сказывается на объемах инвестирования в социальную сферу.

Таким образом, южно-европейская  модель социальной защиты, которая  присуща Италии, имеет очень много  недостатков и проблем, для решения  которых ставятся следующие цели:

- стремление создания более равновесной и справедливой системы социальной защиты с одновременным повышением ее эффективности;

- унификация предпосылок для расчета пенсий в разных отраслях;

- переход к активной политике занятости и диалогу между правительством, профсоюзами и союзами работодателей для повышения эффективности воздействия на рынок труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Социальная защита в Республике Беларусь

3.1 Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь

 

Одним из главных вопросов развития любого государства является создание эффективной и действенной системы социальной защиты населения. Для Республики Беларусь имеет большое значение изучение опыта других стран по решению социальных задач, адаптация его к национальным принципам социальной политики.

Как нам уже известно, по уровню гарантий, предоставленных  населению, все системы социальной защиты, существующие в разных странах  мира, можно разделить на 4 группы: континентальная (Бисмарк) и англосаксонская (Беверидж), скандинавская  и южно-европейская модель. Однако наиболее распространенными в мире являются континентальная и англосаксонская.

Первая модель устанавливает связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми выплатами, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни. Таким образом, социальные выплаты принимают форму отложенных доходов государства

Вторая модель исходит из того, что любой человек имеет право на минимальную защиту от болезней, старости и других причин снижения своих трудовых способностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, действует система общественного страхования по болезням, а пенсионные системы обеспечивают минимальный доход всем пожилым, независимо от уровня выплат из заработной платы. Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов из государственного бюджета [3, c. 50-53].

Общими для всех моделей  социальной защиты являются принципы социальной справедливости (равные для  всех граждан возможности получения социальной помощи) и принципы компромисса между государственном управлением и рыночным механизмом.

В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Формирование и развитие системы социальной защиты в Республике Беларусь основывается на следующих подходах и принципах:

-праве граждан республики на социальную защиту от объективно установленных рисков (болезни, старости, безработицы и др.);

-адресности социальной помощи;

-разнообразии форм и видов социальной помощи;

- предоставлении трудоспособному  населению возможности получения  достаточного дохода через зарплату;

-реформировании пенсионной системы;

-реформировании гибкой системы программ по поддержке малообеспеченных и многодетных семей, одиноких граждан, детей и т. д. [5, с.71-76].

Отличительные особенности  модели: программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

Информация о работе Модели социальной защиты в странах ЕС