Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
- оценить перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………5
1.1 Понятие социальной защиты населения………………………………………5
1.2 Направления социальной защиты населения……….……………………….7
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……10
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………10
2.2 Англосаксонская модель…………………………………………….…….…13
2.3 Континентальная модель…………………………………………………..….17
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………..20
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….24
3.1Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….24
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………
В настоящее время система социальной защиты населения в Беларуси представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания.
Программы социального страхования связаны с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются в республике за счет страховых взносов.
Программы государственной социальной помощи предусматривают пособия тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении [25, с 435].
Важнейшим видом социальной защиты в Республике Беларусь является социальное обслуживание, обеспечивающее широкий спектр социально-экономических, социально-правовых, социально-бытовых и других социальных услуг населению. В республике функционируют 156 территориальных центров социального обслуживания.
Основные задачи Государственной социальной поддержки населения на 2011 год:
Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере Республики Беларусь повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель социальной защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д.
В республике идет поиск
наиболее эффективных организационно-
Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:
1) Интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);
2)Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.
3)Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).
4)Системно-комплексный характер социальной работы.
5)Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности.
6)Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки.
7)Стандартизация и повышение качества социальных услуг [22, с .23].
Таким образом, современная система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь
В настоящее время одной из важнейших проблем в системе социальной защиты населения Республики Беларусь является система социального страхования. Она переживает не лучшие времена и в наиболее сложном положении находится ее главная составляющая – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства.
Опережающие темпы роста пенсий по сравнению с зарплатой обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2008-2010 гг. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,5 раза, повышается их покупательная способность (Приложение Д).
С 1 декабря 2009 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с
449, 3 тысяч до 795,2 тысяч (октябрь 2011 г.) или на 56%. Минимальная пенсия по возрасту – с 250, 2 тысяч до 549,4 тысяч [18].
В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста, при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда.
В настоящее время на 2,5 млн. пенсионеров приходится только 4 млн. работающих граждан, и это соотношение в ближайшие годы будет ухудшаться. Поэтому, вопрос о пересмотре пенсионного возраста нельзя откладывать.
В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше.
Возникнет проблема – как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.
Специалистами МОТ совместно с национальными специалистами ряда министерств республики и Фонда социальной защиты населения в течение 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года, Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться [17, с.135].
Изложенные проблемы
пенсионного обеспечения и
Что касается здравоохранения, то оно является одним из важнейших компонентов системы социальной защиты Республики Беларусь, в который тоже нужно вносить определенные изменения.
В 2008 году Сергей Сидорский говорил: «Расходы на социальные цели в 2009 году сокращаться не будут, а наоборот, будут увеличены. Средства будут направлены на оказание медицинской помощи гражданам, закупку лекарственных средств, техническое переоснащение объектов здравоохранения».
Слова Сергея Сидорского подтверждают статистические данные за 2008-2010 гг., где показано, что в Республике Беларусь в период с 2008 по 2010 гг. значительно возросли число больничных коек, число амбулаторно-поликлинических организаций, численность врачей всех специальностей, численность средних медицинских работников (Приложение Г).
Это говорит о положительной динамике развития здравоохранения в нашей стране, однако ее нужно постоянно развивать и модернизировать, чтобы предотвратить возможность появления различных проблем в этой сфере.
Для этого определены направления и задачи развития белорусского здравоохранения на новую пятилетку, которые включают:
Таким образом, нам необходимо совершенствовать систему социальной защиты населения.
В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста необходимо ввести новые дифференцированные подходы к социальной защите и обслуживанию в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности.
Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в центрах комплексного социального обслуживания, специализированных отделениях социальной помощи на дому.
В развитии системы социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного учета индивидуальных потребностей человека.
В области
здравоохранения нужно
В области социальной помощи населению нужно огромное внимание уделить семьям, и в большей степени детям, повышать пособия по воспитанию, предоставлять дополнительные услуги по уходу за детьми-сиротами и детьми-инвалидами.
В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа позволяет сделать следующие выводы:
важным и приоритетным направлением социальной политики любого государства.
2. Основные направления социальной защиты: социальная помощь,
социальное страхование, социальная поддержка.
3. В странах ЕС выделяют четыре основные модели социальной защиты: скандинавскую, континентальную, англосаксонскую, южно-европейскую.
4.Главной особенностью скандинавской модели (Швеция) является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Финансирование систем социальной защиты в скандинавской модели осуществляется преимущественно за счет средств налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников.
5. Для англосаксонской модели (Великобритания) характерны принцип всеобщности (универсальности), принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, принцип распределительной справедливости. Финансирование этой системы социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения.
6. Континентальная модель
(Германия) устанавливает жесткую
связь между уровнем
7.ВЮжно-европейской модели (Италия) уровень социальной защищенности, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан
8. В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Отличительные особенности национальной модели Республики Беларусь: программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.
9. Система социальной защиты в Республике Беларусь имеет ряд проблем, для решения которых, необходимо произвести ее модернизацию, опираясь на опыт зарубежных государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Авдей, А.Г. Система
социальной защиты в
Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь и других государствах. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 443с.
2 Антонова,Н.Б. Государственное регулирование социальной сферы:
учебник/ Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
3 Антропов, В.В. Социальная защита в странах Европейского союза /
В.В. Антропов. – Москва: Экономика, 2006. – 270 с.
4 Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза: монография / В.В. Антропов. – Москва: Экономика, 2007. – 47 с.
5 Бондарь, Н.Н. Социальная
политика в Республике