Модели социальной защиты в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
- оценить перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………5
1.1 Понятие социальной защиты населения………………………………………5
1.2 Направления социальной защиты населения……….……………………….7
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……10
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………10
2.2 Англосаксонская модель…………………………………………….…….…13
2.3 Континентальная модель…………………………………………………..….17
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………..20
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….24
3.1Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….24
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

В настоящее время  система социальной защиты населения  в Беларуси представлена тремя видами программ: социального страхования, социальной помощи и социального обслуживания.

Программы социального  страхования связаны с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью  и безработицей. Эти программы  финансируются в республике за счет страховых взносов.

Программы государственной социальной помощи предусматривают пособия тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно, является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении [25, с 435].

Важнейшим видом социальной защиты в Республике Беларусь является социальное обслуживание, обеспечивающее широкий спектр социально-экономических, социально-правовых, социально-бытовых и других социальных услуг населению. В республике функционируют 156 территориальных центров социального обслуживания.

Основные задачи Государственной социальной поддержки населения на 2011 год:

  1. Реализация мероприятий Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011 - 2015 годы.
  2. Подготовка предложений по совершенствованию системы государственной адресной социальной помощи.
  3. Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» [18].

Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере  Республики Беларусь повлекли за собой  существенные перемены в системе  социальной защиты населения. В республике складывается обновленная национальная модель социальной защиты, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений. Появились новые формы работы с различными группами населения, стали разворачиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначилась социальная направленность всей государственной политики, осуществляется принцип помощи и т. д.

В республике идет поиск  наиболее эффективных организационно-управленческих построений системы социальной защиты, совершенствуется деятельность ее структурных подразделений, разворачивается подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданная по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 года на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.

Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:

1) Интернационализация (взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта);

2)Усиление внимания к различным формам демократизации, организационно-управленческой деятельности.

3)Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности (техническое, технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий).

4)Системно-комплексный характер социальной работы.

5)Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности.

6)Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки.

7)Стандартизация и повышение качества социальных услуг [22, с .23].

Таким образом, современная  система социальной защиты Республики Беларусь существенно меняет свой облик, постепенно освобождаясь от устаревших стереотипов, адаптируя лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта.

 

3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь

 

 В настоящее время одной из важнейших проблем в системе социальной защиты населения Республики Беларусь является система социального страхования. Она переживает не лучшие времена и в наиболее сложном положении находится ее главная составляющая – пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства.

Опережающие темпы роста  пенсий по сравнению с зарплатой  обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2008-2010 гг. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,5 раза, повышается их покупательная способность (Приложение Д).

С 1 декабря 2009 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с

449, 3 тысяч до 795,2 тысяч (октябрь 2011 г.) или на 56%. Минимальная пенсия по возрасту – с 250, 2 тысяч до 549,4 тысяч [18].

В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста, при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда.

В настоящее время на 2,5 млн. пенсионеров приходится только 4 млн. работающих граждан, и это соотношение в ближайшие годы будет ухудшаться. Поэтому, вопрос о пересмотре пенсионного возраста нельзя откладывать.

В Республике Беларусь сохраняется  низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше.

Возникнет проблема –  как в данных условиях сохранить  достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант – улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

Специалистами МОТ совместно  с национальными специалистами  ряда министерств республики и Фонда  социальной защиты населения в течение 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года, Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться [17, с.135].

Изложенные проблемы пенсионного обеспечения и деятельности Фонда свидетельствуют о необходимости  проведения радикальных реформ в  этой области.

Что касается здравоохранения, то оно является одним из важнейших компонентов системы социальной защиты Республики Беларусь, в который тоже нужно вносить определенные изменения.

В 2008 году Сергей Сидорский  говорил: «Расходы на социальные цели в 2009 году сокращаться не будут, а наоборот, будут увеличены. Средства будут направлены на оказание медицинской помощи гражданам, закупку лекарственных средств, техническое переоснащение объектов здравоохранения».

Слова Сергея Сидорского подтверждают статистические данные за 2008-2010 гг., где показано, что в Республике Беларусь в период с 2008 по 2010 гг. значительно возросли число больничных коек, число амбулаторно-поликлинических организаций, численность врачей всех специальностей, численность средних медицинских работников (Приложение Г).

Это говорит о положительной динамике развития здравоохранения в нашей стране, однако ее нужно постоянно развивать и модернизировать, чтобы предотвратить возможность появления различных проблем в этой сфере.

Для этого определены направления и задачи развития белорусского здравоохранения на новую пятилетку, которые включают:

  • модернизацию системы здравоохранения;
  • решение кадровой проблемы;
  • выход на качественно новый уровень медобслуживания населения в столице и регионах;
  • дальнейшее развитие импортозамещения, инновационной и инвестиционной деятельности, экспорта медицинских и образовательных услуг, всеобъемлющую информатизацию.

Таким образом, нам необходимо совершенствовать систему социальной защиты населения.

В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста необходимо ввести  новые дифференцированные подходы к социальной защите и обслуживанию в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности.

Приоритетным  направлением должно стать социальное обслуживание в центрах комплексного социального обслуживания, специализированных отделениях социальной помощи на дому.

В развитии системы  социального обслуживания одиноких престарелых необходимо сделать  акцент на более активное оказание спектра предоставляемых услуг, повышения их качества, более полного  учета индивидуальных потребностей человека.

В области  здравоохранения нужно модернизировать  медицинское оборудование, повышать качество обслуживания. Увеличивать  количество медработников.

В области  социальной помощи населению нужно  огромное внимание уделить семьям, и в большей степени детям, повышать пособия по воспитанию, предоставлять дополнительные услуги по уходу за детьми-сиротами и детьми-инвалидами.

В целом изменения  должны идти, прежде всего, в направлении  изменения взаимодействия органов  государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.

Данные предложения  и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Курсовая работа позволяет сделать следующие выводы:

  1. Социальная защита населения на современном этапе является наиболее

важным и приоритетным направлением социальной политики любого государства.

2. Основные направления социальной защиты: социальная помощь,

социальное страхование, социальная поддержка.

3. В странах ЕС выделяют четыре основные модели социальной защиты: скандинавскую, континентальную, англосаксонскую, южно-европейскую.

4.Главной особенностью скандинавской модели (Швеция) является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Финансирование систем социальной защиты в скандинавской модели осуществляется преимущественно за счет средств налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников.

5. Для англосаксонской модели (Великобритания) характерны принцип всеобщности (универсальности), принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, принцип распределительной справедливости. Финансирование этой системы социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения.

6. Континентальная модель (Германия) устанавливает жесткую  связь между уровнем социальной  защиты и длительностью профессиональной  деятельности, т.е. принцип профессиональной  солидарности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.

7.ВЮжно-европейской модели (Италия) уровень социальной защищенности, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан

8. В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, в силу чего социальная защита населения направлена, в первую очередь, на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Отличительные особенности национальной модели Республики Беларусь: программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

9. Система социальной защиты в Республике Беларусь имеет ряд проблем, для решения которых,  необходимо произвести ее модернизацию, опираясь на опыт зарубежных государств.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Авдей, А.Г. Система  социальной защиты в Республике  Беларусь

Конституционно-правовое регулирование общественных отношений  в  Республике Беларусь и других государствах. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 443с.

2 Антонова,Н.Б. Государственное регулирование социальной сферы:

учебник/ Н.Б. Антонова. –  Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.

3 Антропов, В.В. Социальная  защита в странах Европейского  союза /

В.В. Антропов. – Москва: Экономика, 2006. – 270 с.

4 Антропов, В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах Европейского Союза: монография / В.В. Антропов. – Москва: Экономика, 2007. – 47 с.

5 Бондарь, Н.Н. Социальная  политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь,  А.И. Терлиженко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 146 с.

Информация о работе Модели социальной защиты в странах ЕС