Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:14, курсовая работа
Целью работы является изучение современных моделей социальной защиты в странах ЕС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной защиты населения;
- рассмотреть основные модели социальной защиты в странах ЕС, выявить их особенности;
- сравнить модели социальной защиты в странах ЕС на примере конкретных стран;
- оценить перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы социальной защиты……………………………………5
1.1 Понятие социальной защиты населения………………………………………5
1.2 Направления социальной защиты населения……….……………………….7
2 Модели социальной защиты в странах Евросоюза…………………….……10
2.1 Скандинавская модель……….………………………………………………10
2.2 Англосаксонская модель…………………………………………….…….…13
2.3 Континентальная модель…………………………………………………..….17
2.4 Южно-европейская модель…………………………………………………..20
3 Социальная защита в Республике Беларусь………………………………….24
3.1Национальная модель социальной защиты в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….24
3.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты в Республике Беларусь.…………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………
Примечание - Источник: [3, с. 206].
Что же касается социального обеспечения в Швеции, то оно находится на очень высоком уровне и предусматривает выплату пособий по безработице, детские пособия и т. д.
Пособия по безработице позволяют сохранить достойный уровень жизни в случае потери работы, а сокращение расходов на выплаты по безработице достигается за счет развитой системы служб трудоустройства. Дети, независимо от доходов родителей, получают ежемесячное пособие, которое выплачивается до 18 лет. Дополнительные пособия получают семьи с тремя и более детьми. В дополнение к услугам социального обеспечения действуют негосударственные организации, выполняющие различные виды социальной работы, например, защиту прав инвалидов [7, с. 17].
Отметим некоторые моменты о социальной помощи и социальных выплатах в Швеции:
Рисунок 2 – Источники поступления средств на социальные расходы в странах ЕС, 2007 год, %
Примечание – Источник: [27].
Из рисунка 2 можно заметить, что 47% социальных расходов поступают из государственного бюджета Швеции, 40% - отчисления работодателей на социальные нужды, 10% - взносы защищаемых лиц и только 3% - другие поступления.
Из этих данных можно сделать вывод, что в Швеции, как в одной из стран со «скандинавской» моделью социальной защиты, лидирующее положение по социальным выплатам занимает государство. Оно же является одним из трех принципов «скандинавской» модели защиты.
На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости [15, с. 19].
2.2 Англосаксонская модель
Англосаксонская модель социальной защиты, которая также называется «бевериджская» представлена в странах Европы Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г.
Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а, следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей.
Беверидж предложил следующие принципы системы социальной защиты:
Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения (Приложение В).
Так, финансирование
семейных пособий и
Характерным моментом является также широкое применение проверки доходов, которая обязательна для получения пособия.
Следует также отметить, что внутри «бевериджской» модели существуют некоторые страновые различия. Так, если в Великобритании национальная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, независимо от уровня их дохода, то в Ирландии бесплатной системой медицинского обслуживания могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане.
Рассмотрим эту модель на примере Великобритании.
В британской системе социальной защиты существуют две специфические особенности:
- в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно-оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков – страхованием по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. (такую же ситуацию можно наблюдать и в системе здравоохранения);
- для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами, а также их тесная связь с частными страховыми программами.
Систему социальной защиты населения Великобритании можно условно разделать на две подсистемы:
В рамках первого элемента системы социальной защиты Великобритании – национального социального страхования – можно выделить 3 основных вида социальных программ:
Финансирования системы социальной защиты в Великобритании в рамках национального социального страхования осуществляется за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей.
Вторая составляющая британской системы социальной защиты – национальное здравоохранение - финансируется преимущественно за счет средств государственного бюджета. Однако, говорить о здравоохранении, строящемся на страховых принципах нельзя, так как медицинское обеспечение в Великобритании является бесплатным.
Таблица – 4 Динамика расходов на здравоохранение, % ВВП
Примечание – Источник [12].
Если обратить внимание на сведения таблицы 4, то можно заметить, что Великобритания не является страной-лидером по предоставлению медицинских услуг. Однако на протяжении 6 лет, с 2002 года по 2008 год, процент динамики расходов на здравоохранение в этой стране вырос с 7,6% до 8,7%, кроме этого прогнозируется и его дальнейший рост в 2009 году. Этот же показатель в Норвегии снизился на 1,3%, в Венгрии и Швейцарии – на 0,2%.
По данным сведениям можно судить, что расходы на здравоохранение в Великобритании растут не очень большими темпами, по сравнению со многими странами мира, однако они превосходят показатели, к примеру, Швейцарии, Норвегии, Венгрии.
Кроме того, Великобритания
является одной из немногих стран, в
которых уровень участия
Что же касается пенсионного обеспечения в Великобритании, то оно представлено трехуровневой системой.
-Первый уровень – государственное обязательное пенсионное обеспечение, предусматривающее выплату базовой трудовой пенсии фиксированного размера.
- Второй уровень – обязательное пенсионное страхование, состоящее из комбинации государственных и частных схем пенсионного страхования.
- Третий уровень – добровольное пенсионное страхование в рамках частных пенсионных фондов [3, с. 180].
Базовая государственная пенсия предоставляется лицам, которые уплачивали страховые взносы или которым эти взносы учитывались без их фактической уплаты (например, малоимущим) в течение не менее 10 лет. Условием получения данного вида пенсии до 2010 г. являлось достижение пенсионного возраста в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Однако, согласно положению закона о пенсиях в течение периода с 2010 г. по 2020 г. пенсионный возраст для женщин вырос до 65 лет. Для получения базовой пенсии в полном размере необходимо наличие трудового стажа для мужчин 44 года и 39 лет для женщин.
Важным моментом пенсионного обеспечения в Великобритании является тот факт, что пенсионер имеет право отложить на время получение пенсии и продолжать работать в течение пяти лет максимум, т.е. до 70 лет и мужчинам, и женщинам. Отложенная пенсия повышается на 7,5% за каждый год отсрочки. За истечением срока пяти лет возможные доходы от трудовой деятельности не имеют больше никакого влияния на величину пенсии [23, с 81].
Рассмотрим таблицу 5, чтобы определить, какая доля отчислений британского бюджета уходит на такие социальные нужды, как пенсионное обеспечение граждан.
Активы пенсионных фондов в этой стране составляют 65,1% от ВВП. Этот показатель, среди приведенных в таблице стран, занимает второе место после США. Однако, совокупные активы пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни составляют 116,2%. По этому показателю Великобритания обошла даже США.
На основе приведенных
данных можно сделать вывод, что
Великобритания уделяет огромное внимание
пенсионному обеспечению и
Таблица – 5 Относительный уровень обязательного пенсионного обеспечения (коэффициенты замещения) и активы пенсионных фондов и совокупные активы ПФ и компании по страхованию жизни по некоторым странам, 2008 г.
Примечание – Источник: [8].
Таким образом, англосаксонская модель социальной защиты, которая присуща Великобритании, характеризуется большой ответственностью государства в осуществлении социальной поддержки граждан, в виде пенсионного обеспечения, национального здравоохранения, национального социального страхования. Кроме того финансирование страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности) покрывается за счет единого социального взноса, поступления от которого направляются на нужды определенной отрасли социальной защиты.
2.3 Континентальная модель
Континентальная модель, часто называемая «бисмарковской» (по имени ее основателя – канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных.
Основополагающие принципы этой модели были заложены в Германии в конце XIX в. Отто фон Бисмарком. Именно благодаря ему были созданы три отрасли социального страхования, которые существуют в Германии и по сей день: страхование по старости и инвалидности, по болезни и от несчастных случаев на производстве. Кроме Германии основные принципы данной модели присущи также таким странам, как Австрия, Франция [3, с.52].
В основе этой модели лежит принцип профессиональной солидарности, в отличие от англосаксонской модели, где основным является принцип национальной солидарности.
Принцип профессиональной солидарности предусматривает существование страховых фондов, управляемых на паритетных началах наемными работниками и предпринимателями. Они аккумулируют социальные отчисления с заработной платы, из которых и производятся страховые выплаты. Финансирование подобных страховых систем, как правило, не осуществляется из государственного бюджета, так как принцип бюджетной универсальности противоположен такой модели социального обеспечения (Приложение В).
Однако эта модель не всегда основывается только данном принципе. Для малообеспеченных членов общества, не имеющих возможности получать страховые социальные выплаты по ряду причин (например, вследствие отсутствия необходимого страхового стажа), национальная солидарность реализуется через системы социальной помощи. В этом случае, речь идет о вспомогательных механизмах, которые являются отступлениями от основной логики «бисмарковской» модели [28, с.19].
Несмотря на существование принципа обязательного социального страхования, он соблюдается не в полной мере. Это связано с существование предельных уровней заработной платы, выше которых принадлежность к режимам социального страхования не является обязательной (возможно только добровольное страхование), или лимитированием отчислений (в рамках обязательного социального страхования отчисления производятся только в пределах предельной заработной платы, а социальные выплаты исчисляются в отношении к этому уровню). Таким образом, в основе этой модели лежит принцип коммутативной справедливости, когда величина страховых отчислений определяется в первую очередь величиной страховых взносов.
Рассмотрим эту модель социальной защиты на примере Германии.
Важной составляющей экономической системы Германии является комплексная и многоплановая система социальной защиты. Развитие этой системы проходило по трем направлениям, связанным:
- с увеличением числа страхуемых социальных рисков;
- с дифференциацией и увеличением количества страхуемых групп;
- с увеличением числа и улучшением качества предоставляемых услуг социальной защиты.
Основой количественного
и качественного улучшения
Развитая система социальной помощи - одна из черт «социального рыночного хозяйства" в Германии. Эта система основана на постулате, что общество в лице своего полномочного представителя – «социального государства» - ответственно за каждого гражданина независимо от того, по каким причинам тот оказался в беде. Другими словами, любому легально проживающему в Германии человеку, если он оказался в нужде, социально обязан, так или иначе, помочь. [13, с.42]