Организационная основа и структура управления коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа исследовать проблему, связанную с определением положения коммерческих банков на территории России. Для достижения намеченной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
- охарактеризовать коммерческий банк как субъект хозяйственной деятельности;
-определить место коммерческих банков в банковской системе;

Работа состоит из  1 файл

Организационная основа и структура управления коммерческого банка.docx

— 99.40 Кб (Скачать документ)

Масштабы финансового  посредничества в современной экономике  поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство  разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные  учреждения, финансовые институты, заграничный  сектор.

В странах с развитой экономикой сектор домашних хозяйств является, как  правило поставщиком капитала для других секторов. Сектор деловых фирм в условиях нормальной экономической конъюнктуры испытывает дефицит денежных средств. Государственный сектор обычно дефицитен, поэтому государство выступает заемщиком на рынке ссудных капиталов. Заграничный сектор может иметь как дефицит, так и избыток средств в зависимости от состояния платежного баланса страны по текущим операциям и сальдо межстранового движения капитала.

Основными функциями коммерческих банков являются:

-привлечение временно  свободных денежных средств;

-предоставление ссуд;

-осуществление денежных  расчетов н платежей в хозяйстве;

-выпуск кредитных средств  обращения;

-консультирование и предоставление  экономической и финансовой информации.

 

 

2.2 Организационная структура  кредитной организации

 

Банк – это основная структурная единица сферы денежного  обращения. Он посредник в перемещении  денежных средств от кредиторов к  заемщикам и от продавцов к  покупателям. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами  и принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга.

Банк действует в сфере  обмена. Он ”покупает ” ресурсы  и ”продает” их, содействуя обмену товарами. Банк, ”продавая свой товар”, (например, кредиты) выступает собственником  ссужаемой суммы, получая при  возврате не только ее первоначальную стоимость, но и надбавку к ней  в виде ссудного процента. ”Коммерция”  лат. – торговля, отсюда – коммерческий банк. Банки получают прибыль от своих операций.

С ростом платежного оборота  повышается роль банков как расчетных  центров. Банки расширяют базу накопления денежного капитала, мобилизуя как  крупные, так и мелкие сбережения, и вкладывают через инвестиции и  систему кредитов полученные средства в развитие экономики страны. Большая  роль принадлежит банку и как  агенту биржи на право продажи  и покупки ценных бумаг и иностранной  валюты.

Коммерческий банк – это  часть кредитной системы России. Банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков. Кредитные организации  могут быть банковскими и небанковскими.

Небанковские кредитные  организации (инвестиционные фонды, страховые  компании, биржи, брокерские и дилерские  фирмы) имеют право осуществлять отдельные банковские операции или  допустимые их сочетания, устанавливаемые  Банком России. Исключительное значение банков определяется прежде всего тем, что они могут:

-образовывать платежные средства. (Банки создают новые деньги в виде кредитов);

-выпускать платежные средства в оборот. (Осуществляют записи на счет клиента суммы кредитных денег);

-осуществлять изъятие платежных средств из оборота. (Погашение кредита заемщиком).

Таким образом, банки кредитуют  сферу экономики, стимулируя ее развитие.

В России банки могут создаваться  на основе любой формы собственности: частной, коллективной, акционерной  и смешанной. Если для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных  инвестиций, то образуются:

-совместные банки (”уставный капитал” формируется за счет средств резидентов и нерезидентов);

-иностранные банки (”уставный фонд” формируется за счет средств нерезидентов);

-филиалы банков – нерезидентов.

ЦБР устанавливает и изменяет лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны в  зависимости от того, следует ли привлекать иностранный капитал  в страну или следует ограничить его привлечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Примерная организационная структура коммерческого банка

 

По способу формирования уставного капитала банки делятся  на акционерные (открытого или закрытого типа) и паевые.

В акционерных банках собственником  капитала выступает сам банк. А  паевые банки собственниками своего капитала не являются.

Акционерные банки могут  быть открытого и закрытого типов. Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерным обществом (см. рис.1).

В зарубежной и отечественной  практике выделяется несколько различных  линейных и матричных моделей  организационных структур банка. К  линейным моделям относятся: функциональная модель, ориентированная на определенный продукт; дивизионная модель, ориентированная на отрасль деятельности; модели, ориентированные на географию рынка или на группы клиентов.

В состав матричных моделей  входят двух- и трехмерная матричные модели.

Функциональная модель исходит  из необходимости выделения структурных  подразделений банка соответственно предлагаемым рынку банковским продуктам  и выполняемым операциям (кредитование, депозитная деятельность, расчетные  и кассовые операции, валютные операции, операции с драгоценными металлами, гарантии и поручительства, трастовые  и другие операции). Адекватно данным операциям в банке создаются  группы, отделы, управления, организующие соответствующий вид банковской деятельности. Разумеется, банк зачастую не может заниматься всеми перечисленными операциями. Для того чтобы создать  новое специализированное подразделение, банки должны располагать достаточными помещениями, капиталом, кадрами, техникой. Лишь теоретически можно предположить, что каждое направление деятельности представлено в банке в виде самостоятельного структурного подразделения.

Стратегические зоны банковской деятельности часто разделяются  и по типу рынка, на котором работает банк. Если денежно-кредитный институт активно занимается международными экономическими операциями, то его  деятельность целесообразно разделить  на деятельность, осуществляемую на внешнем  рынке, и деятельность, осуществляемую на внутреннем рынке. Такое деление  считается оправданным прежде всего с юридической точки зрения, поскольку деятельность на внешнем рынке требует знания зарубежного и международного законодательства. С экономической точки зрения международные сделки чаще всего сопряжены с использованием большего, чем на внутреннем рынке, размера собственных ресурсов, требуют изучения и управления валютными и страновыми рисками.

Обособление стратегических зон банковской деятельности сказывается  и на структуре аппарата управления. Крупные банки, стремясь облегчить  свою организационную структуру, обособляют управление той или иной зоной  бизнеса в форме дочерней компании, которая может, например, заниматься: лизингом промышленного оборудования, недвижимости и автотранспорта; факторингом и форфейтингом; биржевыми операциями, управлением имуществом и инвестиционным консультированием; специальным финансированием и кредитованием; участием в других предприятиях; ипотечным кредитованием, выдачей потребительских кредитов, мелких ссуд и т.д.; обслуживанием целых отраслей предпринимательской деятельности (например, инвестиционной деятельности); обслуживанием определенных групп клиентов и предоставлением определенных банковских продуктов.

Третья модель линейной структуры  банка ориентируется на географию  рынка. Она свойственна универсальному банку, работающему в разных странах, областях и регионах с четко определенными  границами. В этом случае органы руководства  в банке несут территориальную  ответственность, а в разных странах  создаются дочерние компании, отвечающие за деятельность внутри данного региона. В дальнейшем организационная структура  в зависимости от ситуации может  строиться по функциональному или  дивизионному принципу.

Четвертая модель организационной  структуры банка ориентируется  на группы клиентов, каждая из которых  характеризуется определенными  интересами, потребностями, а следовательно, нуждается в специфическом обслуживании, которое осуществляется через отдельное подразделение. Так, в качестве отдельных групп клиентов могут быть выделены: мелкие, средние и крупные предприятия; транснациональные компании; представители свободных и творческих профессий; состоятельные частные клиенты; массовые клиенты (физические лица); институциональные клиенты (пенсионные кассы, страховые общества, юридические общества); лечебные учреждения и т.п.

Двухмерная матричная  модель использует комбинацию функционального  деления и деления по группам  клиентов, что позволяет более  обстоятельно решать вопросы управления. Два сотрудника (руководителя), отвечающих за свой участок деятельности, имеют  возможность высказать свою точку  зрения и прийти к соглашению, в большей степени отвечающему потребностям как банка, так и клиента.

Использование двухмерной матричной  модели, комбинирующей функциональное деление и деление по группам  клиентов, обычно приводит, с одной  стороны, к формированию подразделений, осуществляющих те или иные операции, и служб, осуществляющих продажу  продукта.

Для двухмерной модели характерно наличие различной компетенции  двух служб -- централизованной функциональной и службы сбыта, что делает необходимым их кооперацию и координацию. Для этого в банке формируется связующее звено -- группы поддержки продажи, куда входят специалисты, задачей которых является консультирование службы маркетинга по вопросам организации, например, внешнеторговых операций, операций с недвижимостью, эмиссии ценных бумаг и т.п. Роль этих специалистов не только в более углубленной подготовке решений по тому или иному вопросу, но и в обеспечении обмена опытом и знаниями между функциональными отделами и службой маркетинга.

Трехмерная матричная  модель базируется на комбинации трех равнозначных критериев, например функционального  и регионального принципов и  принципа разделения по группе клиентов. Трехмерную матричную модель организации  структуры следует отличать от трехмерной линейной модели. Последняя включает в себя сферу маркетинга (рыночная сфера), сферу обработки банковских операций, связанных с предоставлением  услуг клиентам, и сферу менеджмента (управленческая сфера). Это означает, что всякая сделка. заключаемая банком с клиентом, представляет собой соединение по крайней мере трех частей: заключение сделки (заключение договора, например, об открытии счета или кредитного соглашения), организацию банковских операций (например, выдача или погашение кредита, продажа или покупка ценных бумаг) и управление, связанное с выполнением банковских операций (планирование, развитие, управление, координацию и контроль; иногда это называют обработкой банковских операций). В трехмерной матричной модели в полной мере отражаются идеи общей маркетинговой направленности банковского бизнеса. При ее внедрении каналы сбыта обслуживают отдельные целевые рынки, создаются центры обслуживания, специализирующиеся на отдельных труппах. Все большее внимание при этом банки обращают на послепродажное обслуживание.

 

2.3 Операции коммерческих банков

 

Операции и коммерческого  банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому законодательству к  основным банковским операциям относят  следующие:

- привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

- открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

 осуществление расчетов  по поручению клиентов, в том  числе банков-корреспондентов;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

- управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

-покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

 -осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

- выдача банковских гарантий.

При этом в Законе “О банках и банковской деятельности” (в редакции 1995 г.) подчеркивается, что небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением  операций, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 9. Допустимые сочетания иных банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются  Банком России.

    Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе производить следующие сделки:

- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

- оказание консультационных и информационных услуг;

- предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

- лизинговые операции.

Кредитная организация также  вправе выполнять иные сделки, присущие ей как юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей  лицензии Банка России и в иностранной  валюте.

Кредитной организации (в  том числе коммерческим банкам) запрещается занятие производственной, торговой и страховой деятельностью, т. е. эти операции следует отнести к числу небанковских.

Информация о работе Организационная основа и структура управления коммерческого банка