Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы – показать особенности работы предприятий общественного питания на примере предприятия питания с доставкой заказов потребителю.
Предмет исследования – предприятия общественного питания. Объект исследования – кафе « Мак Мастер».
Введение 3
1. Теоретическая часть: Организация и управление на предприятии туризма 4
1.1 Предприятие общественного питания, как объект управления 4
1.2 Особенности организации работы предприятия общественного питания 6
1.3 Классификация предприятий общественного питания…………………….…………9
2. Практическая часть: 10
2.1 Описание предприятия 10
2.2 Определить структуру основных и дополнительных услуг предприятия 11
2.3 Сформировать организационную структуру предприятия, учитывая все приведенные характеристики предприятия. 12
2.4 Уточнить специализацию и особенности функционирования каждого элемента (службы) организационной структуры предприятия туризма 1
2.5 Определить направление информационных потоков между службами и порядок их взаимодействия 14
2.6 Определить направление внешних информационных потоков 15
2.7 Сформулировать основные функции отдельной службы, перечень должностей службы, построить сетевой график работ по созданию новой службы 16
2.8 Разработать график (режим) работы службы и определить численность работников данной службы 17
2.9 Предложить систему оплаты труда работников службы и обосновать ее эффективность для качественного выполнения своих обязанностей соответствующим работником 17
Заключение 19
Список используемой литературы 20
1.2. Особенности организации работы предприятия общественного питания
На предприятиях
общественного питания любого типа и класса
должны обеспечиваться безопасность жизни
и здоровья потребителей и сохранность
их имущества при условии соблюдения "Правил
производства и реализации продукции
общественного питания", утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 13.04.93
N 332, санитарных и технологических норм
и правил, а также требований пожарной
и электробезопасности.
На предприятиях общественного
питания должны выполняться требования
нормативных документов по безопасности
услуг: - санитарно - гигиенические и технологические
требования СанПиН 42-123-5777, СанПиН 42-123-4117,
сборники рецептур блюд и кулинарных изделий;
- требования к безопасности продовольственного
сырья и продуктов - в соответствии с требованиями
МБТ 5061; - экологической безопасности -
СанПиН 42-123-5777, СНиП 2.08.02; - противопожарной
безопасности - ГОСТ 12.1.004; - электробезопасности
- СНиП 11-4.
Состав помещений
для потребителей на предприятиях различных
типов и классов должен соответствовать
данным Приложения А. В столовых в соответствии
со спецификой обслуживаемых контингентов
должны предусматриваться специальные
зоны обслуживания: залы диетического,
лечебно - профилактического питания и
др.
Нормы площади на одно место
в зале для различных типов предприятий
общественного питания должны соответствовать
данным Приложения Б.
Размещение производственных
помещений и оборудования в них должно
обеспечивать последовательность проведения
технологического процесса производства
и реализации продукции, а также соблюдение
технологических, санитарных норм и правил.
Различают предприятия с цеховой и без цеховой структурой производства. Цеховая структура организуется в предприятиях, работающих на сырье, с большим объемом производства. Цехи подразделяются на заготовочные (мясной, рыбный, птице гольевой, мясорыбный, овощной), доготовочные (горячий, холодный), специализированные (мучной, кондитерский, кулинарный). На предприятиях общественного питания, работающих на полуфабрикатах, организуется цех доработки полуфабрикатов, цех обработки зелени. В каждом цехе организуется технологические линии. Технологической линией называется участок производства, оснащенный необходимым оборудованием для определенного технологического процесса.
Безцеховая структура производства организуется на предприятиях с небольшим объемом производственной программы, имеющих ограниченный ассортимент выпускаемой продукции на специализированных предприятиях (закусочных, шашлычных, пельменных, вареничных и др.).
Особенности работы мясо-рыбного цеха.
Мясорыбные цехи организуются при предприятиях средней мощности с полным производственным циклом. В этих цехах предусматривается обработка мяса, птицы, рыбы в одном помещении.
Учитывая специфический
запах рыбных продуктов, необходимо организовать
раздельные потоки обработки мяса и рыбы.
Кроме раздельного оборудования выделяются
отдельно инструмент, тара, разделочные
доски, маркированные для обработки рыбы
и мяса.
На линии обработки мяса устанавливается
ванна для промывания мяса, разрубочный
стул, стол производственный для обвалки
мяса, приготовления, мясорубка, опалочный
шкаф для обработки птицы. Кроме того,
в цехе устанавливается холодильный шкаф
для хранения и охлаждения полуфабрикатов.
На местах обработки мяса можно обрабатывать
и птицу.
На участке обработки
рыбы размещаются ванна для дефростации
мороженой рыбы, столы для очистки и потрошения
рыбы. Потрошат рыбу на производственном
столе ручным способом при помощи малого
ножа поварской тройки. Не пищевые отходы
собирают в специальный бак. Отдельное
рабочее место организуется для приготовления
порционных полуфабрикатов. Для приготовления
рыбного фарша используется мясорубка,
которая не применяется для приготовления
мясного фарша.
Технологический процесс
обработки рыбы осетровых пород осуществляется
на тех же рабочих местах, что и обработка
рыб частиковых пород. Рыбные полуфабрикаты
укладывают в лотки и хранят в холодильных
камерах при температуре не выше 5 °С. Срок
хранения -- до 12 ч, рубленых -- не более
6 ч.
Организация работы горячего цеха.
Горячие цехи организуются в предприятиях, выполняющих полный, цикл производства. Горячий цех является основным цехом предприятия общественного питания, в котором завершается технологический процесс приготовления пищи: осуществляется тепловая обработка продуктов и полуфабрикатов, варка бульона, приготовление супов, соусов, гарниров, вторых блюд, а также производится тепловая обработка продуктов для холодных и сладких блюд. Кроме того, в цехе приготовляются горячие напитки и выпекаются мучные кондитерские изделия (пирожки, расстегаи, кулебяки и др.) для прозрачных бульонов. Из горячего цеха готовые блюда поступают непосредственно в раздаточные для реализации потребителю.
Горячий цех занимает
в предприятии общественного питания
центральное место. В том случае, когда
горячий цех обслуживает несколько торговых
залов, расположенных на разных этажах,
его целесообразно расположить на одном
этаже с торговым залом, имеющим наибольшее
число посадочных мест. На всех других
этажах должны быть раздаточные с плитой
для жаренья порционных блюд и мармитами.
Снабжение этих раздаточных готовой продукцией
обеспечивается помощью подъемников.
Горячий цех должен иметь удобную связь
с заготовочными цехами, со складскими
помещениями и удобную взаимосвязь с холодным
цехом, раздаточной и торговым залом, моечной
кухонной посуды. Температура по требованиям
научной организации труда не должна превышать
23. ° С, поэтому более мощной должна быть
приточно-вытяжная вентиляция (скорость
движения воздуха 1-2 м/с); относительная
влажность 60-70%. Чтобы уменьшить воздействие
инфракрасных лучей, выделяемых нагретыми
жарочными поверхностями, площадь плиты
должна быть меньше в 45-50 раз площади пола.
Режим работы горячего цеха
зависит от режима работы предприятия
(торгового зала) и форм отпуска готовой
продукции. Работники горячего цеха, чтобы
успешно справиться с производственной
программой, должны начинать работу не
позднее, чем за два часа до открытия торгового
зала.
Горячий цех должен быть оснащен современным оборудованием: тепловым, холодильным, механическим и немеханическим: плитами, жарочными шкафами, пищеварочными котлами, электросковородами, электрофритюрницами, холодильными шкафами, а также производственными столами и стеллажами.
Горячий цех подразделяется
на два специализированных отделения
- суповое и соусное. В суповом отделении
осуществляется приготовление бульонов
и первых блюд, в соусном - приготовление
вторых блюд, гарниров, соусов, горячих
напитков.
Организация
работы холодного цеха.
Холодные цехи
предназначены для приготовления, порционирования
и оформления холодных блюд и закусок.
Ассортимент холодных блюд зависит от
типа предприятия, его класса. В ассортимент
холодного цеха входят холодные закуски,
гастрономические изделия (мясные, рыбные),
холодные блюда (отварные, жареные, фаршированные,
заливные и др.), молочнокислая продукция,
а также холодные сладкие блюда (желе,
муссы, самбуки, кисели, компоты и др.),
холодные напитки, холодные супы.
Холодный цех располагается,
как правило, в одном из наиболее светлых
помещений с окнами, выходящими на север
или северо-запад. При планировке цеха
необходимо предусматривать удобную связь
с горячим цехом, где производится тепловая
обработка продуктов, необходимых для
приготовления холодных блюд, а также
с раздачей и моечной столовой посуды.
При организации
холодного цеха надо учитывать его особенности:
продукция цеха после изготовления и порционирования
не подвергается вторично тепловой обработке,
поэтому необходимо строго соблюдать
санитарные правила при организации производственного
процесса, а поварам - правила личной гигиены;
холодные блюда должны изготавливаться
в таком количестве, которое может быть
реализовано в короткий срок.
В небольших предприятиях
организуются универсальные рабочие места,
на которых последовательно готовят холодные
блюда в соответствии с производственной
программой. В крупных холодных цехах
организуются специализированные рабочие
места.
Холодный цех должен быть оснащен
достаточным количеством холодильного
оборудования. В ресторанах и барах применяют
льдогенираторы для получения льда, который
используется при приготовлении коктейлей,
холодных напитков. Подбор холодильного
оборудования зависит от мощности холодного
цеха, количества продуктов и готовых
изделий, подлежащих хранению.
В холодном цехе используются
разнообразные инструменты, инвентарь,
приспособления.
Организация работы кондитерского цеха.
Кондитерский цех занимает
особое место на предприятиях общественного
питания. Он, как правило, работает самостоятельно,
независимо от горячего цеха.
Кондитерские цехи классифицируются по производительности и ассортименту выпускаемой продукции:
- Малой мощности считаются
цехи, выпускающие до 12тыс. изделий в смену;
- Средней мощности - 12-20 тыс. изделий в
смену;
- Большой мощности - от 20 тыс. изделий в смену;
В ресторанах, столовых, кафе организуются кондитерские цехи меньшей мощности: 3, 5, 8 или 10 тыс. изделий в день.
Кондитерские цехи
большой мощности предусматривают следующий
состав помещений: кладовая и холодильная
камера суточного хранения продуктов;
помещение для обработки яиц; помещения
для просеивания муки, замеса и брожения
теста, разделки, расстойки и выпечки кондитерских
изделий, приготовления отделочных полуфабрикатов,
отделки кондитерских изделий; моечная
посуды, тары, инвентаря; кладовая и охлаждаемая
камера готовых кондитерских изделий,
комната начальника цеха, экспедиция.
Такой состав помещений улучшает условия
труда в цехе. В небольших кондитерских
цехах количество помещений может быть
сокращено до 2-3.
В кондитерском цехе используется
самое разнообразное оборудование: просеиватели,
тестомесильные машины, тестораскаточные,
взбивальные, универсальный привод с комплектом
сменных механизмов (мясорубки, просеиватель,
протирочная, взбивальная), пищеварочные
котлы, электроплиты, электропекарные
шкафы, холодильное оборудование. Продукты
необходимые для приготовления изделий,
поступают в кладовую суточного запаса.
Скоропортящиеся продукты (масло, яйца
и др.) хранятся в холодильной камере при
2-4°С. основные продукты (мука, яйца) подвергаются
предварительной подготовке.
Готовые кондитерские изделия направляются в кладовые или холодильные камеры цеха для кратковременного хранения. Изготовленные изделия укладывают в специализированную тару.
1.3. Классификация
предприятий
Согласно Стандарту, предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления(ГОСТР 50647).
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы: - ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно- техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно- планировочное решение и т.д.), методы обслуживания, квалификацию персонала, качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.), номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно - водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.
Бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.
Столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей.
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса- люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям: «люкс» - изысканность интерьера, высокий уровень комфортности, широкий выбор услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд, изделий для ресторанов, широкий выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей для баров, «высший» - оригинальность интерьера, выбор услуг, комфортность, разнообразный ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных блюд и изделий для ресторанов, широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей для баров, «первый» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд и изделий и напитков сложного приготовления для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления, в т.ч. заказных и фирменных- для баров.
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.
Рестораны различают: по ассортименту реализуемой продукции, по месту расположения.
Бары различают: по ассортименту реализуемой продукции и способу приготовления.
Кафе различают: по ассортименту реализуемой продукции и по контингенту потребителей.
Столовые различают: по ассортименту реализуемой продукции, по обслуживаемому контингенту потребителей, по месту расположения.
Закусочные разделяют: по ассортименту реализуемой продукции.