Организация денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение денежного оборота в России.
При выполнении работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть денежный оборот и его структуру, а также дискуссионные вопросы понятия "денежный оборот";
рассмотреть организацию денежного оборота в РФ в современных условиях;
рассмотреть методы регулирования денежного оборота и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение ………………………………………………………....3
Денежный оборот и его структура………………………5
Организация и развитие денежного оборота в Российской Федерации в современных условиях…………………………13
Организация денежного оборота…………………13
Развитие денежного обращения…………………..19
Инфляция и денежно-кредитная политика……….24
Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010-2012 годах………………………………………………..32
Направление денежно-кредитной политики……..32
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование……………………………………………37
Заключение …………………………………………………….40
Расчётная часть…………………………………………………42
Список использованных источников………………………….59

Работа состоит из  1 файл

Организация денежного обращения в Российской Федерации проблемы и пути совершенствования.doc

— 914.00 Кб (Скачать документ)

     В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов на 0,3 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,1 трлн. рублей.

     Исходя  из прогноза платежного баланса в  условиях этого варианта ЧМР увеличиваются  в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей. При  этом чистые внутренние активы увеличиваются  на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. рублей в год.

     По  второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,4 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,3 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

     В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей. При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

     По  третьему и четвертому вариантам денежной программы прогнозируемое увеличение ЧМР в 2010-2012 годах превышает объем, требуемый для обеспечения прироста денежной базы, что предопределяет абсолютное снижение чистых внутренних активов.

     Согласно  третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,1 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,3 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,6 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

     

     Таблица 1: Прогноз показателей денежной программы на 2010-2012 годы (млрд.рублей). 

     Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,1 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,8 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

     Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
 

     В среднесрочной перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована  на создание необходимых условий  для реализации эффективной процентной политики.

     По  мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

     В случае образования существенного  дефицита ликвидности банковского  сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

     При этом в среднесрочной перспективе  политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечении по операциям рефинансирования.

     При формировании избыточного денежного  предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

     В 2010-2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

     Кроме того, Банком России совместно с  Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию  рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению  эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения. Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

     В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с  учетом других факторов Банк России при  необходимости может принять  решение относительно изменения  нормативов обязательных резервов и  их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Деньгам принадлежит ключевая роль в рыночной экономике. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими  лицами, хозяйствующими субъектами и  органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

     Денежная  система Российской Федерации после  распада Советского Союза функционирует  в соответствии с Федеральным  законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.

     Официальной денежной единицей (валютой) в нашей  стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

     Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

     Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

     Банк  России использует тот же инструментарий денежно-кредитной политики, который в различных комбинациях используется и другими центральными банками мира. Однако в России он дополнен мерами валютного регулирования.

     К основным инструментам денежно-кредитной  политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы обязательных резервов.

     Российская  денежно-кредитная политика сориентирована на использование косвенных методов  воздействия: уровень процентных ставок ЦБ РФ должен влиять на уровень процентных ставок коммерческих банков; нормативы обязательных резервов и рефинансирование - на объемы и структуру операций банков; установление ориентиров роста денежной массы и операции на открытом рынке - на объемы денежного обращения; интервенции на валютном рынке - на курс рубля по отношению к иностранным валютам. Количественные ограничения в виде лимитов на рефинансирование банков или регламентирование проведения коммерческими банками отдельных видов операций могут в соответствии с российским законодательством применяться Банком России только в исключительных случаях и только после консультации с правительством.

     Роль  Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики  значительно высока. Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит  низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне. 
 
 
 
 
 
 
 

     Расчетная часть

     Раздел  «Деньги»

     Денежная  масса, показатели её объёма и структуры.

     Задача 1. На основании данных, приведенных  в таблице 1, определите степень кумулятивного воздействия денежной базы на объем денежной массы (денежный мультипликатор), если известно, что денежная масса по итогам года составила 2740,1 млрд. руб. 

     Таблица 1 – Исходные данные для расчета  денежной базы

Форма хранения денег Объем вкладов, млрд. руб.
Обязательства ЦБ по обратному выкупу государственных  ценных бумаг 77,6
Корреспондентские счета кредитных организаций  в ЦБ РФ 165,4
Денежные  средства, находящиеся у физических лиц 344,3
Обязательные  резервы коммерческих банков в ЦБ 238,8
Депозиты  банков в Банке России 80,4
Наличные  деньги в кассах учреждений ЦБ РФ 298,8
Денежные  средства в операционных кассах коммерческих банков 334,7
Облигации Банка России у кредитных организаций 64,3
 

     Степень кумулятивного (многократного) воздействия денежной базы на объем денежной массы определяется денежным мультипликатором (Дм) по формуле:

     Дм = М2 / ДБ

     где М2 – агрегат денежной массы, руб.;

            ДБ – денежная база, руб.

     М2 = 2740,1 млрд.руб.

     Денежная  база (ДБ) состоит из следующих компонентов:

Информация о работе Организация денежного обращения в Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования