Организация кредитного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 00:03, курсовая работа

Описание

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы организации кредита в коммерческом банке. Во второй главе рассматривается процесс организации кредитного процесса. В третьей главе изучаются проблемы и перспективы организации кредитного процесса в коммерческих банках в современных условиях.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы организации кредита в коммерческом банке 6
1.1 Экономическая сущность и функции кредита 6
1.2 Кредитный процесс. Понятие, сущность, состав 15
2 Организация кредитного процесса в банке 21
2.1 Кредитная политика банка как документ, регламентирующий организацию кредитного процесса 21
2.2 Стадии реализации кредитного процесса 29
3 Проблемы и перспективы развития кредитования в современных условиях 39
Заключение 45
Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

организация кредитного процесса.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

— средства будут заморожены в непродуктивных активах;

— возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.

Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.

Особо остановимся на основных причинах возникновения трудностей с погашением ссуд.

а) Ошибки, допущенные персоналом банка при рассмотрении кре­дитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле. Наиболее часто встречаются следующие нарушения:

— недостаточно строгое отношение к заемщику (например, одобрение заявки из дружеских соображений);

— непрофессионально проведенный финансовый анализ;

— плохое структурирование ссуды как следствие недостаточ­ного знакомства кредитного работника с потребностями пред­приятия, спецификой отрасли и т. д.;

— недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная оценка залога и т. д.);

— ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);

— плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды (отсутствие обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).

б) Неэффективная работа компании, получившей ссуду:

— слабое руководство;

— ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;

— неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана реклам­ной компании, ошибок в оценке будущих рынков;

— слабый контроль за финансами компании (рост дебиторс­кой задолженности, накладных расходов и т. п.).

Кроме того, важную роль могут сыграть факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательст­ва, технологические прорывы и т. д.

Трудности с погашением кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочислен­ные тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финан­совое положение заемщика ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще превратиться в безнадежный долг.

Эти тревожные сигналы обнаруживаются путем:

— анализа финансовых отчетов;

— личных контактов с должником;

— сообщений третьих лиц;

— сведений из других отделов банка.

В период действия кредита от заемщика следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о поступле­нии наличности и других материалов. Их тщательный анализ и сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на воз­никающую опасность. Банк должен обратить внимание на:

— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;

— резкое увеличение дебиторской задолженности;

— замедление оборачиваемости запасов;

— снижение доли краткосрочных активов;

— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;

— снижение коэффициента ликвидности;

— увеличение доли основного капитала в сумме активов;

— снижение объема продаж;

— рост просроченных долгов;

— возникновение убытков от операционной деятельности;

— изменение условий коммерческого кредитования и т. д.

Для банка важно постоянно поддерживать персональные конта­кты с клиентом — посещать компанию и ее филиалы, встречаться с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустано­вленного оборудования, незанятого персонала, избыточных запа­сов. Банковских работников должны насторожить такие факты, как:

— изменение поведения или привычек высшего руководящего состава;

— супружеские проблемы руководителей;

— резкое изменение отношений с банком, нежелание со­трудничать;

— замена ключевых сотрудников;

— увлечение созданием новых предприятий, скупка не­движимости;

— плохое составление финансовых отчетов;

— принятие необоснованного риска;

— установление нереалистичных цен на продукцию;

— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;

— слабый операционный контроль;

— отсутствие преемственности в руководстве;

— потеря важных клиентов;

— создание спекулятивных запасов;

— отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.

Много могут раскрыть банку изменившиеся взаимоотноше­ния заемщика с другими деловыми партнерами:

— получение банком запросов о кредитоспособности за­емщика в связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;

— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;

— извещение страховой компании об аннулировании стра­ховки из-за неуплаты страховых премий;

— предъявление к оплате платежных документов (требований) при отсутствии средств на банковском счете;

— появление практики покупки компанией товаров исключительно на условиях предоплаты.

Наконец, другие отделы банка могут сообщить важные сведе­ния о значительном сокращении остатков на банковском счете клиента и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необ­ходимо немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант — разработка совместно с заемщи­ком плана мероприятий для восстановления стабильности ком­пании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав плате­жа от заемщика, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант — объявление неплатель­щика банкротом, но это наименее желательный путь для каждой из сторон и наиболее затратный по времени.

Банк должен действовать без промедлений, так как если заем­щик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компа­нии, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.

Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объектив­ная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить пози­цию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить при­быльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставше­гося долга.

Затем кредитный работник банка должен организовать встре­чу с представителем компании и обсудить сложившееся положе­ние. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничест­ву, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.

Если удастся убедить клиента, что положение можно испра­вить, следует наметить план действий, который может включать:

— продажу активов;

— сокращение накладных расходов;

— изменение маркетинговой стратегии;

— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.

Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить документы и устано­вить, что банк действительно имеет безусловное право распоря­жаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возмож­ности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнима­ющая время процедура. Идеальный вариант — сотрудничество с заемщиком в продаже залога.

4) Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.

Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.

Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика  как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.

Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.

Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения  в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь уместно напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о сложностях и проблемности их практического применения.

 

 

 

 

 

 

 


3  Проблемы и перспективы  развития  кредитования в современных условиях

 

К внутренним препятствиям развития  кредитования в России относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес-планирования, неудовлетворительный уровень руководства некоторых банков, их ориентация на оказание сомнительных услуг и/или ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.

К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, обусловленные неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих предприятий, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий пока еще уровень доверия к финансовым посредникам, и в том числе к банкам, со стороны населения, сохранение преимуществ банков, контролируемых государством, в виде гарантий по привлеченным вкладам в полном объеме.

В перспективе характерными особенностями организации системы коммерческого кредитования банков будут являться:

1) Ориентация на экономические (качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет являться единым критерием для всех банковских учреждений страны. На практике это будет означать, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации только той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя.

Аналогично, если речь идет о долгосрочном кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов. Характерным примером эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой для себя. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данных характеристики находят в количестве заявок на производство отдельных видов товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д. Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующий на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний. Только при ориентации на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И только при этом будут сочетаться интересы хозяйства в целом и банков как самостоятельных хозрасчетных предприятий в условиях коммерческого банковского дела, что будет служить гарантией возврата предоставленных средств, обеспечивать будущую платежеспособность клиента и получение устойчивой банковской прибыли.

2) В результате межрегиональной конкуренции и дерегулирования финансовые услуги и продукты становятся однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков, которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли. Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки все активнее будут прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне- и краткосрочных маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка,
сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок.

3) С появлением в стране банковских учреждений негосударственного типа - коммерческих банков, организованных в форме паевых товариществ и акционерных обществ, функционирующих на коммерческих принципах, положено начало иной модели организации кредитного дела, отличительная черта которой - организация кредитного дела в рамках и на базе привлеченных банками в форме депозитов ресурсов. Тем самым в принципе исключается возможность неограниченного предоставления кредитов, как это практиковалось государственными специализированными банками, в том числе и на безвозмездной основе, для покрытия финансовых прорывов и бесхозяйственности. Организация кредитного дела на коммерческий началах привела к разработке иных подходов к методике и критериям кредитования, пересмотру традиционных установок.

Развитие банковского кредитования в  экономике  России  в  настоящее  время является одним  из актуальнейших вопросов развития реального  сектора  экономики.  И  в  данном значении  деятельность  банков  может  осуществляться  по  нескольким  направлениям:

- снижение риска  при  предоставлении  кредитов;

-  развитие  новых форм кредитования  реального  сектора  экономики;

-  снижение  процентных ставок  как  формы  удешевления   кредита;

- увеличение  объема кредитных ресурсов  в  экономике  страны.

Главной целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли и ее максимизация. На величину получаемой прибыли влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних, по отношению к предприятию. Влияние одних приводит к увеличению прибыли, а других - к ее сокращению. Если в первом случае можно говорить о благоприятном влиянии факторов, то во втором - о негативном. Во втором случае присутствует риск возникновения потерь или убытков.

Информация о работе Организация кредитного процесса