Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 06:29, дипломная работа
Целью работы является исследование концепции организационной культуры, а также изучение различных моделей организационной культуры.
Для реализации цели были определены следующие задачи:
изучить понятия организационная и корпоративная культура, имидж организации;
определить структуру и функции организационной культуры
Введение…………………………………………………………………………………………………..2
1. Организационная культура как фактор конкурентоспособности организации……………………………………………………………………………………………..3
1.1 Понятие и сущность организационной культуры, ее соотношение с корпоративной культурой и имиджем организации……………………………..8
1.2 Структура, функции и типы организационной культуры…………………14
1.3 Влияние организационной культуры на эффективность функционирования организации…………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы…………………………………………………………41
Модель Т. Питерса - Р. Уотермана. Авторы известного бестселлера "В поисках успешного управления" обнаружили связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские фирмы, и описав управленческую практику, они "вывели" ряд верований и ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху.
Вера в действия. Согласно этой ценности, решения принимаются даже в условиях недостатка информации. Откладывание решений равносильно их непринятию.
Связь с потребителем. Для успешно действующих компаний потребитель представляет фокус в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. Удовлетворенность потребителя составляет сердцевину корпоративной культуры таких фирм.
Автономия
и предприимчивость. Компании, борющиеся
с недостатком нововведений и
бюрократией, "делятся" на более
мелкие управляемые части и
Производительность зависит от человека. Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. Вера в то, что отношение к людям с уважением ведет к успеху, лежит в основе культуры подобных организаций.
Знай то, чем управляешь. В соответствии с этой глубоко укоренившейся культурной нормой успешных компаний считается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещение руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы.
Не занимайся тем, чего не знаешь. Данное положение относится к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм. Эти фирмы не признают диверсификации в сторону от основного бизнеса.
Простые
структуры и мало управленцев. Типичным
для успешно действующих
Осознание
себя и своего места в организации
(в одних культурах ценится
сдержанность и сокрытие работником
своих внутренних настроений и проблем,
в других - поощряется открытость, эмоциональная
поддержка и внешнее проявление
своих переживаний; в одних случаях
творчество проявляется через
Коммуникационная
система и язык общения (использование
устной, письменной, невербальной коммуникации,
"телефонного права" и открытости
коммуникации варьируется от организации
к организации; профессиональный жаргон,
аббревиатуры, язык жестов специфичен
для организаций различной
Внешний
вид, одежда и представление себя
на работе (разнообразие униформ, деловых
стилей, нормы использования косметики,
духов, дезодорантов и т.п.), свидетельствующие
о существовании множества
Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи: как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.;
Осознание времени, отношение к нему и его использование: восприятие времени как важнейшего ресурса или пустая трата времени, соблюдение или постоянное нарушение временных параметров организационной деятельности;
Взаимоотношения между людьми: влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания. Соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов;
Ценности и нормы первые представляют собой совокупности представлений о том, что хорошо, а что - плохо; вторые - набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения;
Мировоззрение: вера или отсутствие веры в справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.;
Развитие и самореализация работника: бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту;
Трудовая
этика и мотивирование: отношение
к работе как ценности или повинности;
ответственность или
Указанные
характеристики культуры организации
в совокупности отражают и придают
смысл концепции
По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций.
Охранная
функция состоит в создании барьера
от нежелательных внешних
Интегрирующая (объединяющая) функция культуры чается в формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.
Регулирующая
функция поддерживает необходимые
правила и нормы поведения
членов организации, их взаимоотношения,
контакты с внешним миром. Это
является гарантией ее стабильности,
уменьшает возможность
Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Людям, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующих в одних и тех же ритуалах, прошедшим через обряды, легче понять друг друга и приспособиться требованиям организации.
Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые условия. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, реализации.
Также, культуре
свойственна функция
Культура
помогает управлять людьми вежливая
просьба руководителя будет быстрее
и с большей готовностью
В России,
как отмечают исследователи, зависимость
между прибыльностью
Сегодня в нашей стране, к сожалению, организационная культура заимствовала с Запада лишь внешние формы: рекламу (как правило, невысокого уровня), оформление офисов, новые названия должностей (различного рода менеджеры вместо руководителей и т.д.), в то время как стиль управления и делового общения остались такими же, как в условиях административно-командной системы
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур.
Бесспорная
культура характеризуется небольшим
количеством основных ценностей
и норм, но требования к ориентации
на них неукоснительны. Такая культура,
не допускающая спонтанного
Слабая
культура практически не содержит общеорганизационных
ценностей и норм. У каждого
элемента организации они - свои, причем,
зачастую противоречащие другим. Нормы
и ценности слабой культуры легко
поддаются внутреннему и
Сильная
культура открыта влиянию как
изнутри, так и извне. Открытость
предполагает гласность и диалог
между всеми участниками
Нужно иметь в виду, что сильная культура, как и слабая, может быть эффективной в одном и не эффективной в другом.
Наиболее
известная типология
Культура власти, или Зевса. Ее существенный момент - личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех здесь предопределяется квалификацией руководителя и своевременным выявлением проблем, что позволяет быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.
Ролевая
культура, или культура Аполлона. Это
бюрократическая культура, основывающаяся
на системе правил и инструкций.
Ей свойственно четкое распределение
ролей, прав, обязанностей и ответственности
между работниками управления. Она
негибкая, и затрудняет нововведения,
поэтому малоэффективна в условиях
перемен. Источником власти здесь является
должность, а не личные качества руководителя.
Такая управленческая культура присуща
крупным корпорациям и
Культура
задачи, или Афины. Эта культура приспособлена
к управлению в экстремальных
условиях и постоянно меняющихся
ситуациях, поэтому основное внимание
здесь уделяется быстроте решения
проблем. Она основывается на сотрудничестве,
коллективной выработке идей и общих
ценностей. Власть покоится на знаниях,
компетентности, профессионализме и
обладании информацией. Это переходный
тип управленческой культуры, способный
перерасти в один из предыдущих.
Он свойствен проектным или
Культура
личности, или Диониса. Она связана
с эмоциональным началом и
основывается на творческих ценностях,
объединяя людей не для решения
служебных задач, а для достижения
индивидуальных целей. Решения здесь
принимаются на основе согласия, поэтому
власть носит координационный
Специалисты
считают, что, как правило, на стадии
зарождения организации в управлении
ею преобладает культура власти; стадию
роста характеризует ролевая
культура; стадию стабильного развития
- культура задачи или культура личности;
в кризисе предпочтительна
Помимо прочего в организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры.
Доминирующая
культура выражает основные (центральные)
ценности, которые принимаются
Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.
Информация о работе Оргкультура как фактор конкурентоспособности